Королева фастфуда
Блюдо неаполитанских бедняков шло на кулинарный олимп несколько столетий. Сегодня пицца — королева фастфуда. Она покорила европейцев, американцев, китайцев и превратилась в обязательный атрибут праздничного и повседневного стола во всех странах мира. Индустрия продолжает расти в денежных объемах — глобальная выручка производителей пиццы по итогам 2020 года превысила 145 млрд долларов. «Компания» изучила тренды этого рынка, один их которых — рост домашнего приготовления популярного блюда, чему способствует эволюция кухонной техники.
Победа простоты
Вариант легкой в приготовлении закуски в виде лепешки с какой-либо начинкой был популярен с древних времен, особенно среди путешественников, так как заменял тарелку. Такая «протопицца» упоминаются, например, в «Энеиде» Вергилия.
Как утверждает научный сотрудник Центра изучения эпохи Возрождения Уорикского университета Александр Ли, в современном виде пицца появилась в конце XVIII века в Неаполе, одном из крупнейших городов Европы, улицы которого были наводнены бедняками. Их обычной пищей были самые простые пиццы, покрытые сверху чесноком, салом и солью. Уличные торговцы отрезали покупателям кусок в соответствии с их бюджетом. Те, кто зарабатывал чуть больше, могли добавить к этому немного сыра, мелкую рыбешку, базилик, а также томаты. Странные плоды только начали завозить из Америки, рынок смотрел на них со скептицизмом, поэтому стоили они дешево.
Статус пиццы изменила королева Маргарита, к визиту которой в Неаполь пиццайоло Рафаэле Эспозито приготовил местные блюда: царствующая особа отметила пиццу с помидорами, моцареллой и базиликом, которая и была названа в честь нее. С ее подачи эти блюда вошли наконец в меню ресторанов и рецепты поваренных книг как традиционное итальянское блюдо.
В XX веке пицца начала путешествие по планете: развитие туризма, война и эмиграция сделали свое дело. Второй родиной неаполитанской лепешки стали США. Первая пиццерия — Lombardi’s — появилась в Нью-Йорке в 1905 году. Вскоре подобные заведения стали открывать по всей стране, причем не только предприниматели итальянского происхождения. Изменялись рецепты — где-то в них добавляли мед, где-то — ветчину и ананасы.
С 1950-х годов пицце служат технологии: с распространением бытовых холодильников появились замороженные полуфабрикаты (для этого кусочки томатов заменили на пасту и добавили сыры, хорошо переносящие заморозку). В 1960-х рост продаж мотоциклов и автомобилей позволил организовать доставку горячей пиццы из ресторанов до дома. Именно в это время Том и Джеймс Монаган основали компанию Dominik’s в Мичигане, которую вскоре после успешного старта переименовали в Domino’s. Сегодня этот бренд хорошо известен жителям разных стран.
Шествие пиццы по миру добавило ей шарма — разные варианты теста, соусов, начинок. Последние вкусовые тренды: ставка на местные фермерские ингредиенты, рост спроса на веганские и безглютеновые блюда и эксперименты со специями (в угоду любопытным зуммерам, которые вводят в моду хариссу, специи из Индии и Юго-Восточной Азии и ферментированные продукты.
Лучшая пицца — у вас дома
Рынок пиццы растет и, по прогнозам, продолжит это делать в ближайшие пять лет. По данным Euromonitor International, по итогам 2020 года мировой рынок пиццы оценивался в $119,2 млрд, а спустя год прогнозируемые показатели вырастут более чем на 10% — до $132,2 млрд. Самые динамичные рынки — латиноамериканский (+20%), восточно-европейский (+16%) и тихоокеанский (+14%).
Последствия пандемии выразились в том, что набирает популярность домашнее приготовление этого блюда. В апреле 2020 года, когда страну отправили на самоизоляцию, в Рунете отмечался резкий взлет запросов «рецепт пиццы. По данным сервиса Wordstat от «Яндекса», показатели увеличились против обычных вдвое — до 731 тысячи запросов в месяц. Люди стали готовить дома, чтобы побаловать себя и близких, восполнить потерю возможности посещать рестораны, чтобы развлечься и отвлечься.
Глобальный рынок бытовой техники, в первую очередь приборов для хранения и приготовления пищи, вырос на треть. Такие данные приводят аналитики GfK, они прогнозируют сегменту рекордные продажи по итогам 2021 года.
Производители бытовой техники предлагают инновации, которые помогают освоить искусство кулинарии любому пользователю, в том числе приготовить лучшую пиццу в городе у себя дома.
Например, созданный по форме традиционной дровяной печи духовой шкаф OptiBake от Gorenje позволяет добиться хрустящей корочки и сочной начинки одновременно. В режиме «Пицца» предусмотрен быстрый нагрев до 300 градусов — это оптимальная температура для выпечки пиццы с минимальным использованием жира. Результат ресторанного качества будет достигнут всего за 6 минут. Для приготовления замороженной пиццы есть особый режим FrozenBake.
«Мы видим, что вырос интерес аудитории к многофункциональной кухонной технике из-за того, что пандемия привела к ренессансу домашнего образа жизни. Он подразумевает обязательное приготовление блюд для семейного стола. При этом запрос на инновационность и высокое качество сопровождается запросом на простоту.
Новичкам не придется запоминать нужные параметры приготовления: они задаются автоматически. Человеку необходимо только выбрать вид блюда, которое он собирается готовить, а дальше алгоритм сам выставит нужные температуру, время, скорость обдува, подачу пара при необходимости. В назначенный срок духовка известит, что все готово», — говорит маркетинг-директор «Gorenje Россия» Татьяна Антонова.
Среди востребованных функций — безопасность и простота в уходе, чтобы не портить впечатление от приготовления последующей уборкой. В моделях OptiBakeпредусмотрена возможность очистки AquaClean (для этого достаточно просто налить в противень пол-литра воды и запустить программу, а по ее окончании — протереть стенки шкафа) и прогрессивные способы — пиролитическая и каталитическая очистка.
С таким подходом и «вооружением» число тех, кто любит готовить дома, не будет снижаться, несмотря на эпидемиологические риски.