Top.Mail.Ru
рейтинги

Короли ритейла: как розничные сети и маркетплейсы делят рынок России

Фото: Soeren Stache / dpa / Global Look Press Фото: Soeren Stache / dpa / Global Look Press

Журнал «Компания» представляет рейтинг десяти крупнейших ритейлеров России. В основе списка — данные о выручке и масштабах деятельности лидеров рынка за 2024 год. В него мы включили как классические розничные сети, так и онлайн-ритейлеров, которые уже давно «дышат им в спину». 

Хотя классические сети магазинов с ассортиментом на полках — не то же самое, что ПВЗ, работают они в итоге на одного потребителя, живущего в России. И лидеры традиционной розницы (Х5 и «Магнит») не могут не считаться со всепроникающими маркетплейсами. К началу марта, когда мы составляли этот список, не все его участники опубликовали финрезы за прошлый год. Восполнить пробелы помог анализ показателей за первое полугодие и топ-100 ритейлеров, представленный в конце февраля гендиректором «INFOLine-Аналитики» Михаилом Бурмистровым.

Вымирание динозавров

Общий фон, на котором развивалась отрасль в 2024 году, оставался тревожным. Сохранялись проблемы с международными платежами. Население продолжало убывать. Ставка ЦБ достигла рекорда. Цунами наличных денег в обороте взвинтило потребительскую инфляцию. Для ритейла все это обернулось дефицитом кадров и валюты, транзакционными издержками, замедлением кредитного бума и спроса на промтовары, ростом долгов и неплатежей.

Чем же отвечала отрасль на макроэкономические вызовы? Цифровизацией, чуткостью к настроениям потребителей, повышением их лояльности, стремлением охватить максимум их потребностей на одной площадке.

Времена, когда субботний рейд в гипермаркет напоминал экспедицию с тележкой-амфибией, уходят. Люди больше не хотят тратить на это выходные и предпочитают выбежать за едой, если приспичило, констатируют аналитики Т-Банка. Поэтому все лидеры традиционной розницы в 2024 году развивали формат небольших магазинов «у дома» и онлайн-сегмент. Онлайн-продажи и доставка продуктов росли со скоростью 33,5 % — в основном за счет развития собственной экспресс-доставки. Теперь заказ можно получить быстрее, чем готовится лапша быстрого приготовления.

Программы лояльности становятся сквозными. Например, у «Магнита» они охватывают все его сети, включая непродуктовый сегмент и онлайн.

Хотя номинальные доходы россиян вроде бы увеличиваются, тон продолжает задавать желание сэкономить. Розница отвечает бурным развитием дискаунтеров — «Светофор», «Чижик», «Да!», «Победа», «Маяк» и «Ярче!» По данным АКОРТ, их доля на рынке уже достигла 6 %.

Продолжается монополизация: крупные сети поглощают регионалов, словно в игре Pac-Man. В 2021 году «Магнит» съел «Дикси», в 2023-м «Лента» присоединила «Монетку», а в апреле 2024-го X5 решила, что пора добавить в корзину фабрику-кухню «Найс Айс» в Ленинградской области.

Цифровой ультиматум

Маркетплейсы не просто не отстают — за счет высокой цифровизации и низких операционных расходов они обогнали по обороту всю традиционную розницу, кроме многолетнего лидера X5 Group. А в непродуктовом сегменте вообще растут только они, отмечает Бурмистров.

В 2024 году две главные площадки показали суммарную выручку более 6,55 трлн рублей: 3,75 трлн у Wildberries и 2,8 трлн у Ozon. Только в октябре прошлого года крупнейшие площадки собрали почти миллиард визитов — это сопоставимо с соцсетями. Да и почему нет, если покупки стали для россиян главной доступной радостью.

Общее число продавцов на маркетплейсах в 2024 году превысило 850 тысяч человек. По данным T-Bank eCommerce, рост продаж смещается из мегаполисов на Урал и в Западную Сибирь. Лидерами по этому показателю стали Омск, Красноярск, Челябинск, Новосибирск и Пермь. Самым популярным в регионах остается Wildberries с долей 50–80 %.

Десятки тысяч всепроникающих, как радиация, ПВЗ уже стали фактором внутренней политики, отмечает исследователь ВШЭ и ФНИСЦ РАН Роман Абрамов. С одной стороны, маркетплейсы с их потогонкой, штрафами и тотальным надзором порождают армию «цифровых поденщиков» — лишенных субъектности работников нового типа. С другой, всегда доступные пункты выдачи заказов стали для населения чем-то вроде телевизора: они поддерживают ощущение нормального хода жизни.

«Можно ожидать, — пишет в своем исследовании Абрамов, — что маркетплейсы из чисто рыночных акторов могут превратиться в структуры, находящиеся под влиянием государства, переводящего экономику на рельсы корпоративистской модели управления с элементами позднесоветского централизованного регулирования».

Этот прогноз помогает по-новому взглянуть на законодательные новации в онлайн-торговле. Госдума и ФАС пытаются сдерживать рост маркетплейсов, вводя ограничения на комиссии, количество пунктов выдачи и правила работы с продавцами.

Внимание государства — одно из объяснений внезапного мезальянса Wildberries и Russ. Если оно окажется верным, стоит ожидать явного или скрытого перевода других лидеров ритейла в формат госкорпораций. Ведь доля сотни лидеров ритейла в 2024 году превысила 62 % от общего товарооборота России и достигнет в этом году, по прогнозу «INFOLine-Аналитики», 68 %. А деньги государству все нужней.

Рейтинг ритейлеров

X5 Group

Выручка 3,9 трлн рублей

Лидером рынка остается X5 Group. В январе группа сообщила о росте чистой выручки за 2024 год на 24,2 %, до 3,9 трлн рублей. «В 2024 году (после приостановки прав нидерландской X5 Retail Group N. V. — Прим. ред.) Х5 Group была преобразована в ПАО, — напоминает главный исполнительный директор X5 Игорь Шехтерман. — Акции компании были включены в первый котировальный список Московской биржи. 9 января 2025 года — день старта торгов под новым тикером X5 — стал рекордным для акций Х5 по объему, который превысил 18 млрд рублей».

Внутри группы больше всего прибавила «Пятерочка» (+21,3 %, до 3 трлн рублей), на втором месте «Перекресток» (+17,2 %, 491 млрд рублей). Сеть жестких дискаунтеров «Чижик» отстает по выручке (249,5 млрд рублей), зато лидирует по ее росту (+110,7 %). Еще на 61,9 % увеличилась выручка цифровых бизнесов группы (Vprok.ru, экспресс-доставка, 5Post, «Много лосося»), она составила 200,1 млрд рублей.

Год отметился экспансией на Восток: Х5 открыла первые магазины в Забайкалье, ЕАО, Якутии, Бурятии и Тыве. Общее число магазинов Х5 в минувшем году выросло на 2543, достигнув 24 819. Магазинов «у дома» стало больше на 1 667, жестких дискаунтеров на 846, супермаркетов — на 14.

Учитывая потребительские настроения, группа сделала ставку на дискаунтеры «Чижик»: у сети появилось 7 новых распределительных центров и логистический хаб в Чехове площадью 12 000 м2. Кроме того, Х5 нацелилась через год занять 9 % рынка готовой еды в HoReCa. Сейчас она готовит около 100 тонн готовой еды в день по 400 позициям.

Хроническую нехватку персонала, от которой страдает весь ритейл, группа пытается преодолеть за счет автоматизации складов и цифровизации бизнеса. В 2024 году Х5 начала строительство собственного ЦОД, рассчитывая сократить операционные расходы втрое.

Wildberries

Выручка З,75 трлн рублей

Wildberries

Загадочное слияние гиганта Wildberries со сравнительно небольшим Russ — одновременно с разводом семьи Бакальчуков — уже почти год будоражит рынок. Это, без преувеличения, главное бизнес-событие 2024 года, и не только в ритейле. Бизнес-сообщество гадает, что это было и что произошло на самом деле с самым сильным и передовым отечественным маркетплейсом.

Формально пионером в России считается Ozon, но он копирует Amazon, а Wildberries — уникальная российская компания глобального масштаба с собственной моделью. Это они догадались открыть в ПВЗ примерочные и разрешили выбирать одну из нескольких заказанных вещей. Это они первыми зашли в депрессивную глубинку, доказав, что и там возможна прибыль.

При этом Wildberries принципиально не ходил на IPO: таким непрерывным 20-летним ростом за счет внутренних ресурсов и коротких кредитов не мог похвастаться никто. По оценкам INFOLine, в 2024 году его оборот вырос почти на 52 %, до 3,75 трлн рублей. Аудитория увеличилась до 75 млн человек в месяц, число продавцов достигло одного миллиона, количество заказов — 20 млн в день, ПВЗ уже больше 50 тысяч, а общая площадь 136 складов составляет 2,5 млн м2. Казалось бы, что могло им угрожать?

Началось все с пожара на складе в Шушарах и последующих проверок компании госорганами. И продолжилось летним объединением с Russ Роберта Мирзояна. Тогда же стало известно о разводе основного акционера Татьяны Бакальчук (Ким) с мужем Владиславом. Он пытался остановить сделку, которую называл выводом активов. Но не помогла даже поддержка Рамзана Кадырова.

Рынок был в шоке. С одной стороны, Russ — крупнейший оператор наружной рекламы. С другой, нужда Wildberries в оффлайн-продвижении очень сомнительна, а выручка Russ в 100 раз меньше. При этом в новом общем юрлице ООО «РВБ» Мирзоян получил несоизмеримые 35 %.

«Десятки компаний, составлявших основу бизнеса Wildberries, перешли в ООО „РВБ“, а что внесла в него Группа Russ? — удивлялся основатель DNS Дмитрий Алексеев. — Деньги? Уставной капитал 20 млн рублей. Соответственно Russ внесла 7 млн рублей. Да и нет, похоже, денег у них […] все доли заложены ВТБ. На балансе только кредиты, на которые куплены рекламные поверхности».

Он считает, что Ким просто подарила Мирзояну 35 % своего бизнеса стоимостью $10 млрд и может полностью потерять его. Ведь документы ООО «РВБ» хранятся по юрадресу Russ, руководит общим бизнесом Мирзоян, его доля больше трети, и сместить его будет трудно. Разве только Владислав Бакальчук добьется все-таки раздела совместно нажитого с Ким бизнеса, и суд окажется на его стороне.

Итог закономерен: если до слияния с Russ состояние Татьяны Ким оценивалось в $7,4 млрд, то в сентябре 2024 года — уже в $4,1 млрд.

На вопрос, зачем это Татьяне, до сих пор нет ответа, только версии. Компанию Мирзояна собеседники «Коммерсанта» связывали с Сулейманом Керимовым, а слияние было одобрено президентом России. Алексеев обращает внимание, что мезальянс бизнесов Ким и Мирзояна случился на фоне сворачивания логистического и торгового бизнеса «Сбера». Он предполагает, что «Сбер» нацелился на объединение «Мегамаркета» с Wildberries, чтобы похоронить всех конкурентов.

В остальном у Wildberries как будто все хорошо. Маркетплейс поднялся на второе место после Х5, потеснив «Магнит». Площадка начала торговать автомобилями Lada, кредитовать покупателей через приложение и создавать аналог Avito, где пользователи смогут продавать вещи друг другу. Занимать деньги Wildberries по-прежнему не хочет, но разместил на бирже ЦФА. Выручка пойдет на развитие: Татьяна Ким обещает в 2025 году построить еще 3 млн м2 логистических центров.

Вопрос в том, где взять персонал: из-за постоянных штрафов, на которых Wildberries зарабатывает миллиарды, текучка на складах высокая. На это маркетплейс, как и Х5, отвечает автоматизацией — тестирует беспилотные перевозки между складскими блоками.

Ozon

Выручка 2,8 трлн рублей

Пионер отечественного рынка, основанный в 1998 году, отлично котируется на фондовом рынке и показывает завидную выручку. Но никак не может угнаться за Wildberries и выйти в плюс.

Официальные данные Ozon за 2024 год впечатляют. Оборот увеличился на 64 % и достиг 2,8 трлн рублей. Скорректированная EBITDA выросла до рекордных 40,1 млрд. Активных покупателей стало больше на 10 млн (сейчас их 57 млн). Количество заказов выросло вполовину, до 1,471 млрд, а число продавцов достигло 600 тысяч.

Складских площадей у Ozon больше, чем у Wildberries: свыше 3,5 млн м2. Посещаемость выше (392 млн визитов в месяц против 328,7 млн). Средний чек вдвое выше. Скорость роста тоже.

При всем этом он сильно отстает от Wildberries по онлайн-продажам и остается убыточным уже четверть века. В 2024 году убытки выросли на 39 %, до 59,4 млрд рублей. В чем причина?

Площадка много тратит на расширение логистики, ассортимента и сетей доставки, на лизинг офисов, складов, пунктов выдачи и транспорта. Около 30 млрд в год уходят на обслуживание кредитов. Десятки миллиардов — на маркетинг и партнерские вознаграждения. А еще убыточный Ozon премировал сотрудников акциями.

Считается, что у Ozon нет своей бизнес-модели. Если Wildberries это «прежде всего одежда», то что такое Ozon? Аналитики «Контур Moneyplace» называют его фишками электронику, бытовую технику и товары сегмента DYS. Однако в целом он кажется местом, где продают все подряд.

Успешное IPO затыкает дыры лишь на время. Понятно, что для выхода в плюс надо сокращать операционные расходы, увеличивать выручку и оптимизировать все процессы. Возможно, это случится. С 5 марта Ozon обязал продавцов оплачивать доставку товара даже при отказе от его покупки, а с апреля изменит тарифы на логистику.

«Магнит»

Выручка 2,4 трлн рублей

«Магнит» — третий по размеру выручки продуктовый ритейлер в России (до 2016 года был первым, но уступил лидерство X5 Group, а потом и Wildberries). Его магазины предлагают широкий ассортимент товаров «на все случаи жизни»: от продуктов «у дома» («Магнит», «Дикси») и в дискаунтерах («Моя цена», 1 176 магазинов) до косметики в «Магнит Косметик» (7 931 магазин, 8 % в общей выручке) и аптек. Все они объединены общей системой лояльности, которая к июлю 2024 года охватывала 80,5 млн человек.

Данных за весь 2024 год пока нет, но по итогам первого полугодия общее число магазинов группы превысило 30 100, а общая чистая выручка увеличилась на 18,8 % и достигла 1,46 трлн рублей. Продажи за полугодие выросли на 10,7 %, средний чек на 9,9 %, количество магазинов на 6,4 %. Ядром бизнеса оставались магазины «у дома» — их 19 423, и они приносят «Магниту» около 70 % выручки.

До 2021 года сеть развивалась главным образом в регионах и была слабо представлена в Москве и Петербурге. Положение изменилось после покупки «Дикси». По последним доступным данным, эта сеть насчитывает 2 274 магазина и приносит Магниту около 11 % выручки. Еще 9 % выручки приносит 481 магазин крупного формата — супермаркеты «Магнит Семейный» в деловых районах и гипермаркеты «Магнит Экстра» в спальных районах и на развязках.

Расти ритейлер настроен за счет слияний и поглощений, и тоже в основном на Востоке страны. В августе 2024-го «Магнит» купил 33,01 % крупнейшего дальневосточного продуктового ритейлера «СамБери» (30 гипермаркетов и 31 супермаркет). И имеет опцион на выкуп оставшихся долей до 2029 года. Полную стоимость «СамБери» «Магнит» оценивает в 33,6 млрд рублей.

Увеличивается со времен пандемии онлайн-сегмент. «Магнит Доставка» по итогам первой половины 2024 года охватывала более 26 500 магазинов ритейлера, добавляя 42,9 млрд рублей к общему обороту. А запущенный на основе купленного KazanExpress маркетплейс «Магнит Маркет» позволит расширить бизнес за счет пунктов выдачи.

Кроме того, «Магнит» рассчитывает вырасти за счет франшизы своих основных торговых форматов.

В то же время по динамике сопоставимых продаж «Магнит» уступает не только X5 Group, но и «Ленте». Аналитики Т-Банка связывают это с активностью конкурентов и со сравнительной бедностью традиционного покупателя сети, которая мешает поднять средний чек.

Mercury Retail Group

Выручка 1,6 трлн рублей

Mercury Retail Group

Сеть алкомаркетов «Красное&Белое» открыл в 2006 году в Копейске оптовый торговец Сергей Студенников. Магазины быстро стали популярными из-за минимальной наценки и размещения во дворах. Но к началу прошлого десятилетия доля алкоголя в продажах сети под давлением госрегуляторов упала до 40 %.

В конце 2018 года в «КиБ» прошли обыски, а через месяц ее неожиданно поглотил главный конкурент Mercury Retail Group. Она принадлежала владельцам сети «Бристоль», табачным магнатам Игорю Кесаеву и Сергею Кациеву. Говорят, они долго предлагали Студенникову объединиться, но тот колебался.

От слияния выиграли все: Студенников получил в объединенной компании 49 %, а в 2023 году Mercury Retail Group поставила абсолютный рекорд за всю историю российского ритейла, открыв свыше 4500 новых точек. Тогда же она стала самым прибыльным ритейлером России (+48 млрд рублей). Сам Студенников уверяет, что маржа в его сети всего 2 % и что дело в прямых контрактах с производителями.

В конце прошлого года у группы было 27 038 магазинов в 76 регионах общей площадью 3,2 млн м2 и 39 распределительных центров общей площадью 705,5 тыс. м2. Общее число сотрудников более 212 тысяч человек.

Выручку группа не публикует с 2021 года, когда она готовилась к IPO. По данным РБК, в 2023 году оборот «Меркурий ритейл холдинг» составил 1,317 трлн рублей. В ноябре 2024 года Студенников анонсировал ее рост на 22 %. Таким образом, можно считать, что оборот холдинга достиг 1,6 трлн рублей.

«Лента»

Выручка 888 млрд рублей

Лента

Крупнейший в России оператор гипермаркетов, подконтрольный «Севергрупп» Алексея Мордашова, в 2024 году продолжал менять формат утративших былую популярность гипермаркетов и наращивать долю трендовых магазинов шаговой доступности.

Закрывать гипермаркеты в России первыми стали «Ашан» и Х5. «Лента» продержалась до 2023 года, итогом которого стал убыток 1,83 млрд рублей — против 4,85 млрд рублей прибыли годом ранее. Не помогла даже покупка онлайн-супермаркетов «Утконос»: они два года приносили только расходы. Стало ясно, что перехода к малым формам не избежать.

В принципе, «Лента» готовилась к этому, скупая магазины сети Billa и пермской региональной сети «Семья». Но подвел ребрендинг. Выяснилось, что «Лента» до такой степени ассоциируется у покупателя с гигантизмом нулевых, что районного покупателя это пугает. В итоге десятки «Мини Лент» и «Супер Лент» пришлось закрыть, а еще часть переименовать в «Монетку».

Покупка региональной сети «Монетка» в 2023 году оказалась настоящим прорывом. По словам гендиректора «Ленты» Владимира Сорокина, никто из современных российских ритейлеров не имеет таких низких операционных расходов, как эти магазины на Урале и в Западной Сибири.

За 2024 год «Лента» открыла в домашнем регионе «Монетки» более 650 новых магазинов этой сети — и больше почти ничего не открывала. Для их обслуживания в Пермском крае был запущен новый распределительный центр. А в конце 2024 года «Лента» приобрела сеть магазинов косметики и бытовой химии «Улыбка радуги», что позволило укрепить позиции группы Мордашова в этом сегменте.

В результате розничные продажи «Ленты» в 2024 году выросли на 45,6 %. При этом продажи в магазинах «у дома» увеличились в рекордные 3,8 раза. Общая выручка «Ленты» в 2024 году выросла на 44,2 %, до 888,296 млрд рублей. Это уже близко к целевому показателю «Ленты» довести выручку по итогам 2025 года до триллиона рублей.

Однако прибыли достичь не удалось: давят долговая нагрузка и расходы на персонал в новых магазинах. По высить рентабельность «Лента» пытается, оптимизируя ассортимент в оставшихся гипермаркетах и превращая их в мультифункциональные ТРЦ с атмосферными кафе и попутными сервисами. Еще один проект, «Вингараж», задуман как выход в сегмент «Красного и Белого».

DNS

Выручка 740 млрд рублей

Крупнейший онлайн-продавец электроники и бытовой техники наращивает выручку и долю на рынке уже пятый год. В 2020 году эта дальневосточная компания обогнала по выручке своего крупнейшего конкурента «М. Видео — Эльдорадо». Но по-настоящему выстрелил DNS после санкций 2022 года, к которым оказался готов больше других благодаря гибкой политике и обширному каталогу собственных торговых марок.

Компания, основанная в 1998 году во Владивостоке Дмитрием Алексеевым и девятью его партнерами-программистами, сначала специализировалась на системной интеграции. Но затем переключилась на розничную торговлю, открыв первый магазин во Владивостоке.

Помимо СТМ, компании помогал конкурировать формат сети. Он включал не только супермаркеты, но и пункты выдачи с терминалами для оформления заказов. Это позволяло снижать расходы.

В 2018 году компания ушла с платформы «Яндекс. Маркет», объяснив это тем, что таким гигантам, как она, чужие маркетплейсы просто ни к чему, а до создания собственного она пока не доросла. Действительно, рост DNS после этого продолжился. Тем не менее в 2024 году она вернулась на Ozon и начала продавать свою продукцию на Wildberries.

Forbes включил DNS в сотню крупнейших компаний России по чистой прибыли: в 2023 году она заработала 42,2 млрд рублей. По данным GfK, к этому времени компания охватывала 30 % рынка бытовой техники и электроники в денежном выражении.

Оборот компании в 2023 году составил почти 727 млрд рублей. В 2024 году Дмитрий Алексеев оценил рост как «символический»: по оценкам экспертов, он достиг 740 млрд рублей.

Сейчас сеть DNS насчитывает 2 732 магазина в 1251 населенном пункте России, а также в Казахстане, Кыргызстане и Беларуси. Сейчас в ее ассортименте 14 категорий товаров и услуг, включая электронику, товары для дома, отдыха и аксессуары.

Компания известна консервативной дивидендной политикой, фокусируется на развитии за счет собственных средств и на продажах СТМ. В 2024 году продукция собственных марок DNS продается на всех крупнейших российских маркетплейсах. К 2027 году компания планирует, что их доля в выручке превысит 60 %.

Кроме того, DNS начала выкупать постаматы обанкротившейся сети PickPoint, что стало частью стратегии по расширению логистической инфраструктуры.

«Лемана ПРО»

Выручка 600 млрд рублей

В Россию французская сеть строительных и DIY-магазинов Leroy Merlin вышла в 2004 году. К моменту массового ухода западных сетей она насчитывала здесь 111 магазинов, 11 дарксторов и шесть распределительных центров. Это крупнейший ритейлер на российском рынке товаров для строительства и ремонта.

Из страны Leroy Merlin не ушел, но остановил инвестиции, финансирование российского подразделения и закупки российских товаров. В 2023 году владеющая брендом французская ADEO объявила о передаче управления российским бизнесом местному менеджменту. О продаже бизнеса речь не идет, подчеркивали французы.

В 2024 году компания завершила переименование более 70 своих российских гипермаркетов в «Лемана ПРО». Ребрендинг остальных закончится в 2025 году.

Санкции ударили по «Лемана ПРО» несильно, так как к этому моменту 70 % товаров производились внутри России, и эта доля растет. Как и оборот сети: за 2023 год он составил, по оценке INFoLine, рекордные 566 млрд рублей. Данных за 2024 год нет, но эксперты оценивают оборот в 600 млрд.

Трехлетняя стратегия развития сети исключает открытие новых магазинов, говорит исполнительный директор «Лемана ПРО» Марина Фытова. Драйвером роста в компании видят сегмент B2B. Сейчас он занимает треть оборота сети, задача — довести его до 40 %.

Другая амбициозная цель — заместить ушедшую с рынка IKEA. Занять эту нишу пытаются многие участники рынка, продавая ее ассортимент. В «Лемана ПРО» считают, что дело не столько в аналогичной мебели, сколько в предложении комплексного дизайна. Поэтому сеть инвестирует в производство кухонь, гардеробных, систем хранения под собственным брендом.

DIY-гипермаркеты счастливо избежали судьбы поглощения продуктовых. «Лемана ПРО» развивает собственный маркетплейс. В 2024 году доля покупок через пункты выдачи заказов достигла почти 20 % от всех онлайн-продаж сети, а число ПВЗ — 19 тысяч. Самовывоз при этом снизился на 3 %.

«М. Видео — Эльдорадо»

Выручка 470 млрд рублей

М. Видео — Эльдорадо

В начале 2025 года стало известно, что владельцы сети магазинов электроники и бытовой техники «М.Видео — Эльдорадо» ведут переговоры об ее продаже. По информации источников, компания провела аудит и обсуждала возможную сделку с Промсвязьбанком. А в марте «М.Видео — Эльдорадо объявила о докапитализации группы на сумму 30 млрд рублей в первом полугодии 2025 года. Первые платежи от новых неназванных акционеров уже поступили, рассказал представитель компании. Планируется «зачистка» старой команды — от совета директоров до топ-менеджмента. А поступившие средства, по словам недавно назначенного гендиректора «М.Видео — Эльдорадо» Феликса Либа, пойдут на реализацию новой стратегии группы на ближайшие три года.

Традиционные непродуктовые сети не растут уже несколько лет. Ситуация для ритейлера осложнилась в 2022 году, когда многие крупные поставщики покинули российский рынок. Это вынудило компанию заняться параллельным импортом техники, но не слишком удачно. При этом на «М. Видео — Эльдорадо» давили конкуренты из онлайн-торговли — прежде всего, DNS и Ozon. А минувшим летом очередной рост ставки ЦБ охладил кредитование покупок бытовой техники.

В результате, несмотря на рост выручки в первом полугодии, убыток «М. Видео — Эльдорадо» увеличился вдвое и достиг рекордных 10,3 млрд рублей. Чистый долг компании составляет 79,3 млрд рублей при капитализации порядка 19 млрд.

Нельзя сказать, что все плохо. Общие продажи сети в первом полугодии выросли на 13 %, до 247 млрд рублей. Онлайн-продажи выросли на 16,7 %, хотя 90 % заказов обслуживали традиционные магазины. Продажи на собственном маркетплейсе увеличились на треть, а логистическая инфраструктура для них — в два раза. Эксперты оценивают годовой оборот сети в 470 млрд рублей.

Компания активно сокращает расходы. В 2024 году она закрыла десятки неэффективных торговых точек — в первую очередь магазины «Эльдорадо» рядом с магазинами «М. Видео». При этом группа открыла 100 новых магазинов, включая компактные в 25 новых населенных пунктах. К началу 2025 года группе принадлежало 1 245 магазинов в 380 городах.

«Светофор»

379,6 млрд рублей

Светофор

«Светофоры» и «Маяки» торгуют недорогими продуктами и промтоварами. Cемья красноярского миллиардера Сергея Шнайдера развивает сеть «Светофор» с 2009 года. В 2017 году они вышли на рынки Москвы и Подмосковья и стали открывать гипермаркеты «Маяк». Сейчас сеть охватывает 54 региона.

Еще два года назад это была самая быстрорастущая сеть, причем не только российская. Дискаунтеры Шнайдеров под брендом Mere работают в Белоруссии, Казахстане, Сербии и даже в странах ЕС — Румынии, Венгрии, Литве, Германии, Великобритании и Польше.

Но хотя в 2024 году «Светофор» вошел в топ-5 крупнейших ритейлеров, обогнав «ВкусВилл» по выручке (Infoline ее оценивает в 379,6 млрд рублей), сеть сдает позиции. В 2023 году выручка составляла 400 млрд рублей.

Причина — обвальное закрытие магазинов сети госорганами. Проверить дискаунтеры «Светофор» неожиданно попросил известный лоббист в Госдуме Сергей Лисовский. С этого и начались проблемы. Проверками сети занялся даже первый вице-премьер Денис Мантуров. Роспотребнадзор подает массовые иски об их закрытии. В итоге, если в 2021 году в сеть входило 3 895 дискаунтеров, то на начало 2025 года, по оценке Infoline, их осталось 2 380.

Поставщики «Светофора» давно жалуются на задержки оплаты за скоропорт и требования вывозить нераспроданный товар с истекшим сроком годности. Формально это не нарушает закон о торговле, потому что сеть заключает договора с поставщиками не от лица магазинов, а от лица складов.

Впрочем, они и выглядят как склад: торговля идет с палет на полу, залы слабо освещены, персонал минимальный. Так работают и другие дискаунтеры, «Светофор» был для многих законодателем моды. Почему же на него накинулись именно сейчас?

Эксперты объясняют это успешными действиями лобби производителей продуктов питания и заказом со стороны крупнейших ритейлеров России: они тоже зашли в этот сегмент и активно работают административными локтями. Судя по всему, уже к весне лидер в сегменте дискаунтеров сменится — им станет «Чижик», принадлежащий Х5.