Top.Mail.Ru
архив

"Корона" не жмет?

Несколько российских банков в начале мая отказались осуществлять переводы через популярную систему Contact. Это одна из самых крупных и давно работающих на рынке систем денежных переводов в РФ. Ее обороты не раскрываются, но, по самым приблизительным подсчетам, они могут составлять несколько десятков миллиардов рублей ежегодно.

платежные системы
Информацию о приостановке работы с Contact "Ко" подтвердили в одной из кредитных организаций, входящих в Топ-30. Однако в Русславбанке (основатель системы Contact) считают, что временная приостановка сотрудничества с отдельными банками не окажет существенного влияния на работу системы. Она продолжает работать с такими крупными игроками, как "Уралсиб", "Авангард", "Возрождение" и др. Банки, отказавшиеся работать с системой денежных переводов, составляют не более 3% от общего списка партнеров Contact. Однако этот перечень может существенно расшириться, предупреждают эксперты.

Дело в том, что в апреле в Русславбанке прошли обыски, связанные с тем, что вице-президента банка (его имя не называется) подозревают в незаконной банковской деятельности. Якобы организованная группа во главе с топ-менеджером проводила операции по обналичиванию средств. Оборот этого теневого бизнеса составлял несколько миллиардов рублей в месяц. В банке утверждают, что правоохранительные органы не имеют претензий к самому кредитному учреждению как к юридическому лицу в рамках расследования дела. Между тем другие участники рынка опасаются, что интерес правоохранителей способен вылиться в нечто более серьезное, нежели простые обыски. Поэтому они превентивно решили ограничить сотрудничество с системой Contact. Хотя речи об отзыве лицензии у банка пока не идет. "Можно предположить, что Русславбанк мог попасть в сложную ситуацию именно из-за дефицита ликвидности. Видя это, его контрагенты по системе Contact решили обезопасить себя, перестав проводить переводы через эту систему", - высказывает другую версию аналитик инвестиционного холдинга "Финам" Антон Сороко. По его словам, беспокоиться по поводу платежной системы пока не стоит: если банк, являющийся ее расчетным центром, устраивает ЦБ, то никаких проблем у системы не возникнет. Если же нет, то спасать саму по себе платежную систему не имеет смысла, тем более, что на рынке имеется множество других, сопоставимых по размеру игроков, а скоро еще и появится подконтрольная ЦБ национальная платежная система (НПС).

Примечательно, что в конце апреля в письме зампреда Центробанка Татьяны Чугуновой были определены критерии "системно значимых" платежных систем. К ним отнесли тех, чей оборот не менее 100 млрд руб. за три месяца, а более половины переводов - меньше 100 000 руб. По данным ЦБ на 16 апреля, в России действует 29 платежных систем, из них социально значимых шесть - Contact Русславбанка, Visa, "Золотая корона", MasterCard, платежная система ВТБ и платежная система Сбербанка. Но вот в категорию "системно значимых" Contact не попадает. То есть, несмотря на желание регулятора ограничить влияние на российский рынок иностранных финансовых институтов, таких как Western Union, специально спасать Contact никто не будет. В данном случае показателен пример другой системы денежных переводов Migom, которая из-за проблем с опорным банком перестала работать. Но здесь возможна и иная подоплека: официальных данных о доле, занимаемой системой Contact, не существует, но эксперты полагают, что, являясь одной из самых крупных в России, она вполне могла бы поучаствовать в формировании НПС. Это явно не в интересах других игроков, претендующих на данную роль, и в первую очередь "Золотой короны". В конце апреля законодатели одобрили поправки к закону об НПС, возложив функции по созданию расчетно-клирингового центра для нее на ЦБ. Ему необходимо в ближайшее время решить, создавать ли НПС с нуля или на базе уже существующих игроков, таких как УЭК (мажоритарным акционером является Сбербанк) или "Золотая корона" (ее оператор входит в группу компаний "Центр финансовых технологий"). Соответственно этим системам явно невыгодно, чтобы на статус платформы для НПС претендовали другие игроки, в том числе Contact. Генеральный директор оценочной компании "Справедливая стоимость" Вадим Ткаченко полагает, что теперь, после возникновения сложностей в работе с партнерами, шансов у Contact поучаствовать в этой гонке нет.

Доля российского банковского сектора по сравнению с иностранными игроками в системах денежных переводов по странам СНГ преобладает. На ту же Украину ежегодно переводится порядка $20 млрд, а в Казахстан - $5 млрд. Это огромный рынок, который может в конечном итоге монополизировать НПС. Что касается Европы и Америки, то здесь и потребности немного иные, и способы переводов классические, в том числе через банковскую карту или расчетный счет, поэтому доля иностранных банков и платежных систем здесь гораздо выше. Конкурировать на этом направлении наши системы денежных переводов пока не в состоянии.


Кирилл Пальчун, председатель правления ОАО "КБ "ЮНИСТРИМ":

"Расчеты - основа любой платежной системы. Задержки в проведении расчетов негативно сказываются на репутации оператора платежной системы. Интерес контролирующих органов к расчетному банку прежде всего снижает уровень доверия к оператору, и, как следствие, участники выводят предоплаты у оператора. В такой ситуации это может привести к кризису ликвидности оператора. На сегодняшний день рынок переводов высококонкурентен (13 систем денежных переводов, согласно данным ЦБ). За счет демпинга со стороны отдельных игроков привлекательность рынка снижается. Основная доля рынка у российских систем - "Золотая корона", "Юнистрим", Contact. Из иностранных игроков рынка денежных переводов можно отметить лишь Western Union".


Вадим Ткаченко, генеральный директор оценочной компании "Справедливая стоимость":

"Есть риск, что одна из самых крупных систем денежных переводов прекратит свое существование. Этот факт не свидетельствует об угрозе российскому рынку денежных переводов, так как в РФ достаточно и других игроков, среди которых есть и крупные. Но это первый звонок на пути большого раздела данного банковского сектора, в котором сейчас заинтересовано государство в связи с последними событиями по Visa и MasterCard. Власти поставили сейчас цель - формирование новой национальной платежной системы. На базе чего она будет строиться, пока неизвестно, возможно, это будет очередной реверанс Китаю, как это произошло с мостом через Керченский пролив... Но наши не унывают, и поэтому сейчас явно назревает конкуренция на этом рынке, несмотря на то, что вроде бы "Золотой короне" прочат ту самую "корону успеха". Поэтому история с Русславбанком тоже не совсем понятна, а систему Contact как одну из передовых выгоднее, наверное, как-то снять хотя бы на время с дистанции".


Константин Кантырев, управляющий партнер Международного юридического бюро Ruscounsel.com:

"Постепенное сокращение числа игроков на рынке мгновенных переводов можно рассматривать как более или менее естественный процесс, связанный с конкуренцией и необходимостью иметь большую сеть пунктов доступа либо банков-партнеров для эффективной работы и привлечения клиентов. Сбербанк усовершенствовал и сделал более удобными свои предложения для мгновенных переводов, а при его числе отделений с ним конкурировать достаточно сложно. Остается ниша переводов в ближнее зарубежье, но и там конкуренция достаточно жесткая".


Егор Двинянин, аналитик АКГ "Градиент Альфа":

"Практика показывает, что в такой ситуации надеяться на лучший исход не стоит. Имею в виду печальный опыт системы Migom. С другой стороны, никаких санкций со стороны ЦБ к отношении этого оператора пока не последовало, поэтому надежда есть. На финансовом рынке России сейчас обстановка очень накаленная".


Еще по теме