Коронавирус очистил рынок «Аэрофлоту»
Недавно «Аэрофлот» стал единственной авиакомпанией в России, сохранившей все регулярные рейсы в Китай. Несмотря на распространение коронавируса, перевозчик по-прежнему будет ежедневно выполнять 12 рейсов по четырем направлениям. Такое решение на рынке авиаперевозок приняли очень неоднозначно: кто-то опасается распространения вируса, другие — исчезновения конкуренции.
Вирус не помеха
О том, что самолеты перевозчика продолжат летать в страну-источник коронавируса, «Аэрофлот» сообщил на своей официальной странице в соцсетях.
Из поста следует, что ежедневно авиакомпания будет совершать рейсы в Пекин, Гонконг, Гуанчжоу и Шанхай. Перелеты будут осуществляться в рамках регулярной программы «в прежних объемах» и «по центральному расписанию». В аэропорту Шереметьево уже выделили специальный терминал для приема пассажиров из Китая. Терминал F изолирован от других принимающих пунктов, а на его территории введены усиленные санитарные меры.
По словам источников «Коммерсанта», запрет перелетов в Китай обсуждался на специальном совещании 30 января. На нем присутствовали министр транспорта Евгений Дитрих, его зам Александр Юрчик, глава Росавиации Александр Нерадько и Светлана Петрова, директор департамента госполитики в сфере гражданской авиации. Также в обсуждении приняли участие представители авиакомпаний.
На заседании предлагалось возобновить рейсы в Египет и Грузию, чтобы восполнить потери, полученные после закрытия направления Россия-КНР, а затем принято решение: сохранить все рейсы в Китай только за «Аэрофлотом». Еще в январе в КНР летали многие другие российские перевозчики: S7, «Уральские авиалинии», «Якутия», «Ираэро», Nord Star, Azur, Nord Wind, «Икар», IFly и Royal Flight.
Почему «Аэрофлот»
Принятые на совещании решения объясняются действующим законодательством, сказал в разговоре с журналом «Компания» главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров.
«У нас есть межправительственное соглашение, которое регулирует перевозки между двумя странами. Есть назначенные регулярные и чартерные перевозчики. Регулярные всегда имеют больше прав, так как это перевозки совсем другого порядка», — отметил он.
Гусаров также добавил, что оставить хотя бы одну действующую авиакомпанию — очень важная мера, необходимая для того, чтобы поубавить и без того разгоревшуюся вокруг коронавируса панику. «Пока не перейден очередной эпидемиологический порог, у людей должна оставаться хоть какая-то возможность вернуться домой. Очень важно, чтобы они знали: есть хотя бы одна авиакомпания, которая позволит в любой момент экстренно улететь в Россию», — пояснил эксперт.
«Аэрофлот» был выбран в качестве единственной авиакомпании из-за широкого использования его в качестве «транзитного» перевозчика, считает вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР) Дмитрий Горин. Он отметил, что большая часть пассажиров «Аэрофлота» — это граждане ЕС, которые летят в Европу, используя РФ как транзитный пункт.
«С этой точки зрения, было бы нелогично терять деньги, если этот поток в определенной мере изолирован от контактов с россиянами», — считает Горин.
Ложка дегтя
Участники рынка серьезно озабочены последствиями решения властей. В частности, в авиакомпании S7 отметили, что выделение привилегий для «Аэрофлота» может обострить эпидемиологическую обстановку в стране.
«Наибольший пассажиропоток наблюдается в города Сибири и Дальнего Востока. Если смотреть на статистику продаж до двадцатых чисел февраля, то видно, что количество пассажиров в Сибирь вдвое больше, чем в Москву. Если кто-то окажется инфицированным, число потенциальных контактов при перевозке с пересадкой в Москве может возрасти», – пояснили в компании.
Эксперты признают, что решение правительства наносит определенный урон другим перевозчикам вроде «Уральских авиалиний» и S7, которые до недавнего времени были значимыми игроками на рейсах в Китай. Сами авиакомпании не смогли оперативно прокомментировать «Ко» данную информацию.
Вместе с тем аналитики в сложившейся ситуации видят для «Аэрофлота» больше минусов, чем плюсов. «“Аэрофлоту” тоже достанется своя часть убытков. Серьезная проблема — распространение панических настроений, из-за которых спрос на перелеты будет постепенно сокращаться, а загрузка рейсов — падать», — вице-президент АТОР.
Кроме того, отмечает Горин, перевозка пассажиров в условиях развивающейся эпидемии сопряжена с серьезными затратами. «Возить пассажиров из Китая значит обрекать себя на определенные профилактические мероприятия, которые не бесплатны. Да, может быть, закупить марлевые повязки — это не дорого, но не факт, что расходы ограничатся только этим», — заявил он.
Основная проблема на сегодня — далеко не финансовые потери или ослабление конкуренции, предупреждает исполнительный директор журнала «Авиатранспортное обозрение» Максима Пядушкин. «Проблема не в сохранении или отмене рейсов, а в контроле над распространением вируса. Но тут многое зависит не только от нас (от «Аэрофлота» и наших властей), а прежде всего от властей Китая», — заключил он.
Распространение коронавирусной инфекции, вызывающей осложнения в виде пневмонии, началось в декабре прошлого года. Первые случаи заболевания были зафиксированы в китайском городе Ухань, столице провинции Хубэй, а затем эпидемия распространилась и на другие страны — в частности, Францию, Финляндию, США и Россию. По состоянию на утро 3 февраля, зафиксировано более 17 тысяч случаев заражения новый вирусом. Число погибших уже достигло 362 человек.