Короткий праздник
Олигархи и прочие сторонники либерализации валютного режима могут праздновать победу. Новый сверхжесткий законопроект «О валютном регулировании и валютном контроле», подготовленный Центральным банком и Министерством финансов России, был на прошлой неделе забракован премьером Михаилом Касьяновым* и отправлен на доработку. После консерваторов из Минфина и ЦБ законопроектом займутся либералы из Минэкономразвития. Позицию Касьянова и Минэкономразвития поддерживает и «клуб олигархов» – РСПП, который еще в прошлом году разработал собственный валютный законопроект. Премьерская рокировка кураторов валютного закона произошла после того, как на заседании кабинета президент Владимир Путин заявил, что Россия должна «дальше продвигаться по пути либерализации в валютной сфере» и сейчас, после исключения России из черного списка FATF, «не время закручивать гайки».
Прежний законопроект действительно мало отвечает европейским стандартам, на которые неоднократно ссылался Путин, заявляя, что валютный режим в России должен быть таким же, как в Европе, где всякого рода ограничения уже давно стали анахронизмом. Основной смысл законопроекта – в сохранении разрешительного порядка регулирования: обязательный норматив продажи валютной выручки сохраняется, но будет снижен с нынешних 50% до 30%. Дополнительно разработчики из ЦБ и правительства ввели в документ нормы, которые могут отсечь краткосрочные инвестиции через введение депозитной системы. Компании, желающие инвестировать в российский фондовый рынок, будут обязаны вносить на беспроцентный депозит ЦБ не менее 20% от инвестируемой суммы. По словам первого заместителя председателя ЦБ Олега Вьюгина, это лишит спекулянтов, ориентированных на короткие операции, стимула. Смысл предлагаемой схемы очевиден: это барьер на пути неконтролируемых и очень быстрых переливов спекулятивного капитала, ставших одной из основных причин дефолта 1998 года. Плюс при чрезвычайных финансовых обстоятельствах ЦБ сможет вводить дополнительные ограничения на проведение операций с валютой – вплоть до полного запрета вывоза валюты.
Несмотря на то что вариант Минфина и Центробанка пока заблокирован, шансы получить действительно либеральный закон минимальны. Основных причин две – эмбриональный уровень развития российского финансового рынка и высокая зависимость экономики от цен на нефть. На сегодняшний день обязательная продажа валютной выручки является практически единственным инструментом регулирования ликвидности финансового рынка – рынок внутренних заимствований так и не оправился после дефолта, к тому же с профицитным бюджетом в нем нет и особой надобности. С другой стороны, резкие скачки цен на нефть вызывают мощные «приливы» и «отливы» валюты, сгладить которые можно лишь с помощью сильных инструментов – в частности, обязательной продажи части выручки. Эти условия находятся в прямом противоречии с предлагаемой либералами полной отменой валютной «продразверстки». Так что даже после правки законопроекта в Минэкономразвития в нем останутся ограничения на проведение капитальных операций, а за Центробанком будет закреплено право оперативно вводить дополнительные ограничения по мере необходимости.
** признан в России иноагентом