Коротко
Два крупных итальянских производителя обуви - компании Prada и Diego della Valle ведут активную борьбу за контрольный пакет акций одного из самых известных английских производителей престижной обуви - Chirch. Английская компания, по данным FT, рассматривается итальянцами как необходимый элемент для превращения в компанию-производитель европейского масштаба. Покупателям также интересны технологии производства в Chirch, которая начала работу на рынке в 1876 году.
Продукция Chirch позиционируется в самом дорогом ценовом сегменте обувного рынка: стоимость пары обуви компании не ниже $300. При этом покупатели, претендующие на компанию, не очень различаются: если Prada - сравнительно молодая компания, создавшая в середине 90-х весьма популярный брэнд обуви в среднем ценовом сегменте, то Diego della Valle несколько лет раньше раскрутила брэнд Tod, пик популярности которого пришелся на начало 90-х. При этом в ценовом сегменте, в котором работает Chirch, представлена только Prada. Похоже, что вне зависимости от результатов переговоров с Chirch, управляющий которой Джон Черч пока отказывается говорить, интересует ли его компанию хотя бы один из вариантов слияния, итальянцы не откажутся от стратегии укрупнения бизнеса. Так, Prada в августе купила один из крупнейших дизайнерских домов Германии Jil Sander.
Журналистам, собравшимся на прошлой неделе в Триполи для освещения саммита Организации африканского единства, был представлен "революционный автомобиль-ракета". По мнению представителей прессы, флагман ливийского автопрома вполне способен конкурировать с продукцией BMW. По крайней мере на съемках нового фильма о Джемсе Бонде.
Идея "революционного автомобиля" принадлежит лидеру страны - Муамару Каддафи. Как и подобает ливийскому революционному автомобилю, пятиместная "Ракета Джамахирии" (Saroukh El-Jamahiriya) окрашена в зеленый цвет, стекла тонированы. Салон абсолютно конвенционален, однако нос и корма выглядят вполне "ракетообразно". По заявлению Духали аль-Мехариеля, руководителя компании Libyan Arab Domestic Investment, финансировавшей создание концепт-кара, машины, подобной детищу Каддафи, в автомобильной истории еще не было. "Это безопаснейшая машина из всех, когда-либо производившихся в мире", - заявил Мехариель. "Ракета Джамахирии" - автомобиль, призванный защищать себя и своих пассажиров, его появление вызовет революцию в автодизайне, - говорится в официальном заявлении компании-разработчика. Производство "ракеты" с революционной бескомпромиссностью планируется организовать уже в следующем месяце. На вопрос, отчего бы не использовать новинку в фильмах про агента 007, а не для обычного повседневного использования, Мехариель ответил: "Она для всех. В Ливии все - джеймсы бонды".
Инжиниринговая компания Skoda Plzen, один из крупнейших в Восточной Европе разработчиков промышленного оборудования, как предполагается, будет продана до конца 1999 года. В качестве потенциальных покупателей правительство Чехии видит компании из Южной Кореи, с которыми сейчас сильно убыточная Skoda Plzen активно сотрудничает. В случае если покупателя на компанию не найдется, не исключена ее ренационализация. (Компания была приватизирована при разделении Skoda в 1992 году.)
В отличие от весьма успешного Skoda Auto, попавшего под контроль концерна VW, Skoda Plzen не нашла стратегического партнера и была убыточной в течение всего времени с начала отделения от автомобильного подразделения и приватизации. В 1992 году возможностью партнерства с Skoda Plzen интересовался концерн ABB, однако переговоры о приобретении компании были прерваны. В настоящее время Skoda Plzen контролируется отчасти портфельными инвесторами, отчасти государством. Попытки реструктуризации бизнеса в 1997 - 1998 годах провалились. Санацией компании займется Юрий Главица, который до этого возглавлял чешское подразделение ABB и как раз пытался вовлечь Skoda Plzen в орбиту концерна.
Второй в Великобритании по объему продаж оператор сотовой связи - BP Cellnet приобрел за сумму около $50 млн компанию DX, занимающуюся розничной продажей сотовых телефонов и оборудования. Компания DX создана в 1991 году с нуля Ричардом Эммануэлем, ее управляющим директором. Данная сделка является первым на телекоммуникационном рынке случаем покупки оператором сотовой связи своего ритейлового партнера.
В 1996 году BP Cellnet, дочерняя компания British Telecom, уже купила 26% акций DX в расчете на программу расширения своего бизнеса как в Англии, так и в остальной Европе: DX имеет розничный бизнес по продаже сотовых телефонов в Голландии. BP Cellnet рассматривает DX прежде всего как очень эффективного партнера, обеспечивающего рост продаж, а также базу для расширения своей сервисной сети.
Глава французской нефтяной группы Elf Aqiutaine Филип Жеффр заявил, что его компания готова пойти на дружественное слияние с франко-бельгийской группой TotalFina. Таким образом, противостояние двух компаний, которые два месяца назад пытались одновременно совершить агрессивное поглощение друг друга, практически завершено: Жеффр четко определил, на каких условиях может произойти слияние, и теперь вопрос только в том, как отнесется TotalFina к этим условиям.
Жеффр объявил три пункта, на которых, по его словам, Elf Aqiutaine готова обсуждать слияние. Все они касаются перспектив нефтехимического бизнеса обеих компаний: он по требованию Elf должен быть, во-первых, объединен; во-вторых, выделен в отдельную компанию, независимую от нефтедобычи и нефтепереработки объединенной группы; в-третьих, управляться менеджерами Elf Aqiutaine и TotalFina на паритетных основах. Пока неизвестно, насколько TotalFina будет готова пойти на эти условия: по оценкам специалистов, выделение химического бизнеса в отдельную компанию не в интересах франко-бельгийской группы, так как в ней этот бизнес развит несколько лучше, чем в Elf Aqiutaine.
Viacom, американский медиа-холдинг, объявил о приобретении им корпорации CSB. Сумма сделки, которая оформлена как обмен акций CBS на акции Viacom, оценивается в $34,9 млрд. В результате слияния образуется одна из крупнейших в мире информационных компаний, которая станет конкурентом таким китам информационного бизнеса, как TimeWarner и Disney. Капитализация объединенной компании, которая сохранит название Viacom, оценивается в $80 млрд.
В CBS покупателя прежде всего интересуют телевизионные сети CBS и UPN, а также мировые сети MTV и Nicleodeon. Кроме того, весьма привлекательным активом является контролируемая CBS кинокомпания Paramount. CEO объединенной компании станет президент Viacom Саммер Редстоун, а президентом станет нынешний глава CBS Мэл Кармазин (по слухам, именно он займет место 76-летнего Редстоуна после его ухода от дел). В совете директоров объединенной Viacom 10 мест будут контролироваться покупателем CBS, 9 мест - директорами покупаемой компании. Не исключено, что сделка будет особенно внимательно рассматриваться представителями регулирующих органов: вновь образованная структура станет второй в мире по размеру информационной компанией и уступать по капитализации будет лишь TimeWarner.
Группа VolksWagen начала производство автомобилей Audi A6 на совместном предприятии с компанией First Automotive Works в Китае. Начало производства автомобилей столь высокого класса в стране с относительно слабым авторынком и сравнительно низким спросом может привести - в случае успешности проекта - к переоценке отношений крупнейших производителей автомобилей в Китае.
Мощность сборочного производства A6 на заводе в Чаньчуне, по сообщению пресс-службы VW, составит около 30 тыс. автомобилей в год, на проектную мощность предприятие выйдет к середине 2001 года. Как и в случае проекта BMW в Калининграде, на первом этапе СП будет вести сбытовую политику, ориентированную на крупных государственных клиентов - предполагается, что Audi A6 станет официальным автомобилем представительского класса для правительства Китая. В дальнейшем, как предполагает VolksWagen, СП переориентируется на частных потребителей. Степень локализации при производстве автомобилей сравнительно невысока, а кроме того, по сообщению VolksWagen, данную модель - прежде всего двигатель и ходовую часть - пришлось адаптировать к местным условиям.
У идеи объединения в единую компанию АО "Связьинвест" и "Ростелеком" появился влиятельный оппонент. С критикой этой идеи выступил новый глава Госкомтелекома Леонид Рейнман, который пока достаточно дипломатично заявляет о том, что данный проект "требует очень глубокой проработки". По сведениям "Ко", руководство комитета также приостановило подготовку тендера по выбору финансового консультанта проекта.
По словам Рейнмана, основной проблемой при слиянии пока видится необходимость защиты прав акционеров. Впрочем, скорее всего, защита прав акционеров двух фактически государственных компаний вряд ли явилась основной причиной скепсиса нового главы Госкомтелекома. По сведениям "Ко", не последнюю роль в "смене оценки" идеи слияния двух компаний в фактического монополиста на рынке как дальней, так и местной телефонной связи России явился тот факт, что идея активно поддерживается структурами, близкими к холдингу "Мост" и Юрию Лужкову.
Заместителем председателя правления МДМ-банка назначен Юлиан Краснопольский. В ведении Краснопольского будут вопросы организации всего розничного бизнеса МДМ. Назначение менеджера может означать грядущую активизацию банка, пытающегося занять ниши крупных банковских структур, "упавших" после кризиса.
Юлиан Краснопольский до прихода в МДМ работал в секторе банковского ритейла в ОНЭКСИМбанке, Росбанке, возглавлял отделение Альфа-банка. По сообщению пресс-службы МДМ, банк, традиционно ориентировавшийся на обслуживание корпоративной клиентуры, в последнее время расширяет объем операций с частными лицами. В перспективе МДМ предполагает открыть отделения по работе с частными лицами в Москве и в своих филиалах, расположенных в крупных городах. Пока неизвестно, пойдет ли МДМ ради ускорения этого процесса на покупку региональных филиалов крупных банков, которые в последний год стали "разменной валютой" в вопросах реструктуризации банковских долгов.
Аэропорт Домодедово открыл первый реконструированный объект - сектор международного прилета. В середине октября 1999 года предполагается начало эксплуатации реконструированного внутреннего сектора. Стоимость реконструкции всего аэровокзального комплекса "Домодедово", осуществляемой группой EastLine, составляет около $60 млн. Таким образом, к началу 2000 года East Line сможет более активно привлекать в аэропорт авиакомпании.
Борьба владельцев аэропортовых комплексов за авиакомпании в Москве пока только начинается. По данным EastLine, за последнее время на обслуживание в Домодедово перешли более 10 авиакомпаний. По некоторым сведениям, завершения реконструкции Домодедова ожидают сразу несколько крупных иностранных авиакомпаний. В случае если EastLine и Домодедово будут проводить агрессивную маркетинговую политику, направленную на передел аэропортового рынка, вполне вероятно, что крупнейшие московские аэропорты в начале 2000 года начнут активную войну тарифов на обслуживание авиаперевозчиков, что может повлечь за собой некоторое снижение стоимости авиаперевозок.
Совместное предприятие "АвтоЗАЗ-Daewoo" снизило на 10% цены на ряд моделей автомобилей, собирающихся в Запорожье по лицензии корейской корпорации. В частности, снижены цены на базовые модели автомобилей Lanos и Nibura. Снижение цен рассматривается как мера, призванная увеличить продаваемость автомобилей: несмотря на значительные инвестиции в украинское СП, проект рассматривается экспертами как довольно неудачный.
По данным аналитиков компании "Укравто", с декабря 1998 года производство на "АвтоЗАЗ-Daewoo" остановлено, нереализованными остаются около 13 тыс. автомобилей. Существенной проблемой для СП является дистрибуция за пределами Украины: при создании предприятия предполагалось, что до 50% произведенных автомобилей будут экспортироваться в Россию. Вероятно, перспективы работы "АвтоЗАЗ-Daewoo" будут связаны с политикой компании General Motors, которая, по некоторым сведениям, рассматривает вопрос о приобретении долей Daewoo в автосборочных предприятиях Восточной Европы и организации там массового производства собственных автомобилей.
Генеральный директор Ярославского шинного завода Николай Тонков возглавил компанию "Сибур-шина". Компания, которая является дочерней структурой "нефтехимического холдинга" компаний, близких к "Газпрому", как ожидается, объединит в собственности ряд российских шинных заводов.
Николай Тонков еще недавно рассматривался как основной оппонент компаний "ГНК" и "Сибур" в борьбе за Ярославский шинный завод, но в результате переговоров сохранил свой пост в Ярославле и теперь возглавит холдинг, который будет составлен из ряда шинных заводов, ранее контролировавшихся группой компаний "Росшина". Официальная засветка Тонкова как менеджера холдинговой компании "Сибур-шина", скорее всего, означает, что "ГНК" и "Сибур" завершили подготовку к официальному включению в состав холдинга Московского и Омского шинных заводов, ранее также контролировавшихся "Росшиной". Более подробно об этом - в следующем номере "Ко".
Входящая в пятерку крупнейших мировых производителей алюминия компания Reynolds Metals приобрела 2, 8% акций холдинговой компании "Сибирский алюминий". Сумма сделки не разглашается. Покупка Reynolds акций холдинга, в который входят Саянский алюминиевый завод, САМЕКО и ряд других производящих алюминий предприятий, вероятно, является официальным закреплением за Reynolds Metals статуса международного партнера группы.
По сведениям "Ко", компании группы Reynolds являются крупными трейдерами предприятий группы "Саянский алюминий" на мировом, и прежде всего американском, рынке. Согласно некоторым данным, до кризиса Reynolds Metals предполагала стать технологическим партнером и инвестором по модернизации Саянского алюминиевого завода. Не исключено также, что вхождение американской компании в состав акционеров "Сибалюминия" является отражением процесса реструктуризации задолженности компаний группы. Капитализация "Сибирского алюминия", по оценкам пресс-службы группы, составляет ориентировочно $1 млрд. Не исключено, что компания "Сибалюминий" будет увеличивать долю иностранных партнеров в своем капитале и в дальнейшем.
Остановлено производство на крупнейшем в Приморском крае пивном заводе - АО "Пивоиндустрия Приморья". Формальной причиной остановки производства является непогашение "Пивоиндустрией Приморья" задолженности городскому бюджету в размере 20 млрд руб. В пресс-службе компании заявляют, что основной причиной остановки, которая, по их данным, совершена под давлением приморской краевой администрации, стало намерение генерального директора АО Валентина Логвиненко баллотироваться на пост мэра Владивостока.
"Пивоиндустрия Приморья" является крупнейшим предприятием пищевой промышленности края, а на местном рынке пива имеет долю более 45%. Вероятно, дефицит предложения пива в регионе вызовет резкий рост цен на этот напиток во всем Приморье, а также активизирует деятельность импортеров. По некоторым данным, в краевой администрации готовят процедуру банкротства "Пивоиндустрии Приморья". В этой ситуации не исключается переход АО под контроль крупных игроков пивного рынка России. По сведениям "Ко", в качестве претендента на покупку компании краевой администрацией рассматривается Sun Interbrew.
Крупную бартерную сделку с правительством Венгрии по зачету долгов венгерского MOL за поставленный в страну газ может совершить "Газпром". По сведениям "Ко", "Газпром" может получить крупную партию фармпрепаратов и продовольствия на сумму около $100 млн. В "Газпроме" пока не комментируют подробности возможного контракта.
Переговоры о бартерной сделке "Газпрома", MOL и венгерского правительства, которые ведутся с ноября 1998 года, были, по сведениям "Ко", заморожены весной 1999 года. Большая часть товаров, которую предполагается передать "Газпрому", - продукция крупнейших венгерских предприятий фармацевтической промышленности. Пока неизвестно, как "Газпром" предполагает реализовывать медикаменты на российском рынке: компания не имеет прочных партнерских отношений с крупнейшими российскими фармдистрибуторами. Кроме того, объемы продаж импортных лекарств в России за последний год сократились в 1,5 - 2 раза. Появление на рынке крупной партии фармацевтических препаратов по ценам ниже рыночных может разрушить нынешнее и без того неустойчивое положение сотрудничающих с венгерскими производителями крупных импортеров лекарств.
Еще по теме



