Top.Mail.Ru
архив

Коротко

01.02.200000:00

Звукозаписывающая компания EMI объявила о планах слияния с крупнейшим медиа-концерном Time Warner. Как уже писал "Ко", Time Warner сама стала приобретением самого крупного Интернет-провайдера America Online. EMI принадлежат права на распространение записей множества известных поп-звезд, начиная с The Beatles и заканчивая Spice Girls. По условиям сделки стороны должны образовать совместное предприятие с равными долями участия. По мнению аналитиков, стоимость объединенной компании может достичь отметки $20 млрд. Слияние позволит компаниям в течение трех лет сэкономить $412,5 млн и сократить около 3 тыс. рабочих мест.

За последние два года число тяжеловесов на этом рынке уменьшилось с шести до четырех. По разным оценкам, совмещенные компании займут от 22% до 27% всего рынка звукозаписи. Однако акционеры отнеслись к инициативе двух компаний весьма прохладно. В эпоху стремительного развития цифровых технологий размер звукозаписывающей компании уже не является ее главным преимуществом. Возможность загружать записи через Интернет позволила музыкантам и их продюсерам миновать традиционные дистрибуторские сети. Одной из первых таких ласточек стал Чак Ди из Public Enemy, разорвавший контракт со своей продюсерской фирмой и разместивший новый сингл на собственном сайте.

Французский автопроизводитель Peugeot-Citroen (PSA) намерен инвестировать около $3 млрд в разработку новых моделей. Глава PSA Жан-Мартен Фольц заявил, что эти инвестиции позволят группе избежать враждебного поглощения. Помимо автомобилей PSA готова предложить новый модельный ряд двигателей - как дизельных, так и карбюраторных. По данным Фольца, группа PSA собирается увеличить выпуск продукции на своих европейских заводах, а также заняться реструктуризацией дилерской сети в тех странах, где французский производитель представлен слишком слабо.

Не отказывается Peugeot и от планов повторного выхода на американский рынок. Как заявляют представители компании, для осуществления этого шага совсем необязательно сливаться с иностранным партнером. PSA производит в год 2,7 млн автомобилей, что составляет 5% от мирового объема. В борьбе за свою независимость французский концерн полагается на рост продаж автомобилей в Европе. Однако амбиции Peugeot могут оказаться подорванными новой схемой социального страхования, которую вводит французское правительство. Эта схема предполагает более ранний уход на пенсию, и в случае ее принятия Peugeot может потерять до 12 тыс. сотрудников.

Ведущий производитель фототоваров Eastman Kodak объявил о новых шагах по внедрению на рынок цифровой и он-лайновой фотопродукции. Об этом объявил новый СЕО компании Дэниел Карп. Сегодня Kodak сталкивается с серьезной конкуренцией со стороны недавно образованных Интернет-компаний, предлагающих услуги в области фотографии. Но Kodak уверен в незыблемости своих позиций и полагается на многомиллионную армию своих клиентов по всему миру, которые, по мнению руководителей компании, останутся верными традиционной фотопленке. Общемировой спрос на традиционную пленку все еще продолжает расти.

Появление и развитие цифровой фотографии, позволяющей менять изображение по желанию заказчика, представляет серьезную угрозу позициям Kodak. Многие из клиентов, сдающих пленку в проявку, теперь требуют выслать им готовое фото через Интернет или хотят получить его на компакт-диске. В связи с этим Kodak наращивает маркетинговые усилия в области цифровой фотографии. "Цифровая" стратегия впервые была запущена компанией в 1993-м, но сколько-нибудь серьезных результатов Kodak удалось добиться только в прошлом году. В 1999 году продажи цифровой продукции Kodak возросли на 46%.

Американский производитель товаров массового спроса Procter & Gamble прервал переговоры с фармацевтическими компаниями Warner-Lambert и American Home Products о возможном слиянии. В качестве причины такого решения представители P&G назвали утечку информации. Warner-Lambert пошла на переговоры с Procter & Gamble, чтобы защитить себя от враждебного поглощения со стороны американского фармацевтического гиганта - компании Pfizer. Стоит отметить, что две недели назад, после двух месяцев упорного сопротивления, Warner-Lambert села за стол переговоров с Pfizer.

Среди корпоративного мира Procter & Gamble пользуется репутацией консервативной компании. Приобретение Warner-Lambert (эта сделка оценивается в $140 - 180 млрд) означало бы для Procter & Gamble резкую смену курса. Скорее всего, именно эти соображения, а не "утечка информации" послужили причиной отказа Procter & Gamble от своих намерений. По мнению аналитиков, вариантов для отступления у Warner-Lambert не осталось. В случае успеха Pfizer альянс Pfizer/Warner займет лидирующие позиции на мировом рынке фармацевтики. Впрочем, удачное завершение слияния Glaxo и SmithKline Beecham может пошатнуть это лидерство.

В одном из ведущих британских ритейлеров - Marks & Spencer назначен новый председатель совета директоров. Им стал бывший управляющий директор французской торговой сети Promodes бельгиец Люк Вандервельде. Новое назначение Вандервельде получил на очень выгодных условиях: его годовое жалованье составит порядка $2 млн в год. Кроме того, он в течение пяти лет получит акций компании на сумму $17 млн.

Назначая нового председателя совета директоров, Marks & Spencer пошла против собственных правил: Вандервельде будет работать в должности исполнительного председателя, а корпоративные стандарты M&S требуют предоставления первому лицу большей независимости. Более того, контракт с ним заключен на два года, хотя обычно M&S заключает контракты со своими топ-менеджерами на срок вдвое короче. До вступления Вандервельде в должность место председателя в M&S было вакантным почти год. С новым топ-менеджером компания связывает надежды на выход из кризиса: объемы продаж прежнего лидера британского ритейла M&S продолжают падать.

Объемы перевозок через туннель под Ла-Маншем растут. Большой рост грузовых перевозок позволил оператору путепровода - компании Eurotunnel компенсировать потери от сокращения объема пассажиропотока через подводный туннель. Общий объем грузовых перевозок в 1999 году составил 13 млн т - против 11 млн т в 1998 году, объем же пассажироперевозок сократился в прошлом году на 1 млн человек - до 19 млн пассажиров. В качестве причин падения объема пассажирских перевозок представители Eurotunnel называют упразднение магазинов duty-free в странах Европейского союза и повышение цен на билеты.

По мнению аналитиков, дела оператора туннеля обстоят весьма неплохо. Но положение Eurotunnel осложняется огромными долгами компании - $11,5 млрд. Кроме того, объем пассажироперевозок остается слишком низким - в два раза ниже уровня, который предсказывали в момент открытия туннеля. По прогнозам Deutsche Bank, один из самых известных проектов уходящего века - туннель под Ла-Маншем станет безубыточным лишь к 2005-му или 2006 году.

Несколько крупнейших американских розничных сетей подали иск против Visa и MasterCard, обвинив их в нарушении антимонопольного законодательства в области операций с дебетовыми картами. В иске, поданном ритейлерами в один из окружных судов США, Visa USA Inc. и MasterCard International обвиняются в том, что они, используя свое монопольное положение на рынке кредитных карт, завышали расценки на денежные транзакции. Ведущим истцом выступает компания Wal-Mart, ее поддерживают другие крупные американские ритейлеры - Sears, Roebuck & Co., Safeway Stores Inc., Limited Inc. и другие.

Согласно иску Visa и MasterCard начали нарушать законодательство и завышать тарифы еще в 1992 году. По данным Wal-Mart, сборы за денежные транзакции превышали принятые расценки для операций с дебетовыми картами в пять раз. В случае удовлетворения иска розничных сетей "карточные" компании будут вынуждены заплатить компенсацию в размере $24,3 млрд. Кроме того, ритейлеры добиваются выпуска законопроекта, запрещающего платежным системам выход на новые рынки. Visa и MasterCard полностью отрицают обвинения в свой адрес.

Американская компания FedEx, один из мировых лидеров в области экспресс-доставки и логистики, начала процесс консолидации бизнеса и перехода на единую для всей корпорации систему обслуживания клиентов. Прежде всего FedEx переводит под единый "зонтичный" брэнд три дочерние компании с различной специализацией: сеть RPS, занимающуюся наземной доставкой небольших посылок, решено переименовать в FedEx Ground; компанию Roberts Express, работающую в области доставки грузов точно по времени, - в FedEx Custom Critical, а логистическую компанию FDX Logistics - в FedEx Global Logistics.

Изменения не коснулась лишь двух "дочек" FedEx, которая, кстати, и сама поменяла официальное название (FDX Corp на FedEx Corp), - Viking Freight и Caribbean Transportations Services. Объединение брэндов - не только имиджевый шаг: так, компания и все ее подразделения перейдут на единую систему обслуживания, биллинга, кодировки отправлений. Еще одно новшество - введение на территории США новой услуги по доставке до дверей дома адресата. Эта услуга, получившая название FedEx Home Delivery, судя по всему, напрямую предназначена для обслуживания продаж через Интернет-магазины.

Группа "Треугольник", альянс трех российских PR-компаний, в конце января стала аффилированным членом международной сети консалтинговых фирм Porter Novelli. "Треугольник", образованный агентствами "Михайлов и партнеры", "Р.И.М." и группой "Имидж-Контакт" для управления совместными проектами его участников, станет российским представителем Porter Novelli, сохраняя независимость.

По мнению Сергея Михайлова, партнера "Треугольника", группа таким образом получит возможность работать с глобальными клиентами Porter Novelli в России, получит доступ к образовательным и исследовательским ресурсам сети, а также сможет представлять интересы ее клиентов. Сеть Porter Novelli создана в 1962 году, глобальными клиентами ее являются ряд крупнейших американских и европейских корпораций. Впрочем, на нынешний момент неизвестно, насколько реально "Треугольник" сможет получать клиентов "по сети": практика показывает, что наличие в стране аффилированного члена PR-сети не обязывает глобального клиента пользоваться его услугами.

Совместное предприятие АО "ГАЗ" и концерна FIAT - "Нижегородмоторс" не будет в течение ближайших двух лет открывать сборочное производство. Таков реальный итог встречи президента ГАЗа Николая Пугина и CEO группы FIAT Паоло Кантарелла, которая состоялась в середине января в Турине. В ближайшее время партнеры намерены предоставить в Минэкономики проект инвестиционного соглашения, а утверждение бизнес-плана, подписание окончательного соглашения и вложение инвестиций в СП состоятся не ранее середины 2000 года.

По заявлению советника президента ГАЗа, новый вариант бизнес-плана для "Нижегородмоторс" будет предусматривать более высокую степень локализации производства. Предполагается, что к 2002 году на предприятии будут созданы мощности по сварке и окраске кузова, а также сборочное производство. Претерпели изменения и планы по модельному ряду автомобилей, которые, возможно, будут собираться в России: в Нижнем не будут собирать Morea, модели Paleo и Paleo Weekend будут модернизированы. Предполагается также, что в России будут выпускать новую для FIAT модель - Siena Maxi, которая "является совместной новой разработкой". Напомним, что запуск первоначального сборочного производства на "Нижегородмоторс" уже неоднократно откладывался по необъявляемым причинам.

В конце марта российское подразделение Japan Tobacco International предполагает начать полномасштабный выпуск сигарет под двумя "ударными" мировыми марками холдинга - Camel и Winston. Производство этой продукции будет вестись на фабрике компании в Санкт-Петербурге, до покупки JTI международного бизнеса RJR International, называвшейся "Р.Дж.Р.-Петро". Вероятно, российский запуск Winston и Camel станет ответом JTI на открытие в феврале 2000 года новой фабрики Philip Morris в Ленинградской области.

По сведениям "Ко", "Philip Morris - Ижора" будет выпускать помимо российских марок компании ряд международных брэндов, в частности Marlboro. Начало производства крупнейших марок сигарет сможет существенно изменить ценовую ситуацию в секторе дорогих западных марок табачной продукции. Так, по прогнозам Philip Morris, цены на Marlboro в России в процессе полной локализации его производства в течение 2000 года могут упасть на 10 - 20%, аналогично, видимо, будет складываться ситуация и с парой Winston/Camel.

Крупнейший российский металлургический комбинат НЛМК подтвердил факт ведения переговоров с рядом иностранных компаний о покупке филиппинского металлургического холдинга National Steel. Предполагается, что НЛМК выступит членом одного из консорциумов, претендующих на находящееся на грани банкротства филиппинское предприятие. В случае успешной сделки липецкая компания станет одним из первых российских предприятий-экспортеров, имеющих возможность контролируемой переработки своей продукции за пределами страны.

National Steel, специализирующийся на переработке в промышленные полуфабрикаты (прокат и т.п.) первичной продукции черной металлургии, в настоящий момент терпит серьезные убытки из-за кризиса сбыта в Юго-Восточной Азии. НЛМК, имеющий собственное прокатное производство, в случае приобретения доли в компании сможет диверсифицировать свою сбытовую политику и таким образом застраховаться от резких курсовых колебаний, снижающих рентабельность экспорта проката из России. Пока НЛМК не раскрывает имена своих партнеров по консорциуму. Впрочем, очевидно, что его конкурентами станут южнокорейские металлургические компании.

Компания "Стек", создатель одной из самых популярных в стране поисковых систем в Интернет Rambler, объявила о создании инвестиционного альянса с инвестгруппой "Русские фонды" и фондом Orion Capital Advisors. Целью альянса является создание компании, в управление которой перейдут крупнейшие Интернет-проекты "Стека" - Rambler, система рейтинга сайтов Top100 и каталога iXBT - с целью модернизации и развития этих проектов.

Сумма сделки не разглашается, однако альянс, который, вероятно, будет создан на паритетных началах, предполагает инвестирование денежных средств инвестгруппой и фондом в развитие сайтов "Стека". По данным РБК, сумма сделки, включая инвестиционные обязательства на три года и стоимость интеллектуальных активов, составит около $30 млн, хотя очевидно, что эта цифра сильно завышена, а кроме того, она не подтверждена представителями консорциума. Нахождение владельцами Rambler стратегических инвесторов совпало с другим знаковым событием - началом рекламной кампании конкурирующей поисковой системы Яndex на телеканале НТВ. Неизвестно, впрочем, является ли эта кампания проектом владельцев Яndexа - группы CompTek или же Яndex перешел под контроль "сетевого" подразделения холдинга "Медиа-Мост" - компании "Мимонет", бывшей Netskate.

Страховая группа НАСТА в январе совместно с сетями салонов связи "А.С.Телеком" и "Персональные телефонные системы" предложила новую для российского потребительского рынка услугу - страхование мобильных телефонов. Приобретаемые в салонах новые мобильные телефоны продаются с бесплатным для клиента страховым полисом, гарантирующим возмещение ущерба при уничтожении или кражи телефона.

Ответственность НАСТА по страховому полису наступает с момента продажи телефона через дилерскую сеть, компенсация выплачивается при покупке нового телефона только в той компании, где был приобретен застрахованный и утраченный аппарат. Несмотря на то что салоны, участвующие в программе, закладывают часть стоимости полиса в цену контракта, данная программа оценивается дилерами сотовых операторов как весьма эффективный способ привлечения и удержания клиента. Кроме того, это достаточно сильный рекламный ход для самой НАСТА, которая таким образом укрепляет имидж своей торговой марки среди пользователей сотовой связи.

Авиакомпания "Ист-Лайн", входящая в группу "Ист-Лайн", намерена в 2000 году открыть регулярный грузовой рейс в Италию. Об этом заявил председатель совета директоров группы Дмитрий Каменщик. "Ист-Лайн" уже осуществляет рейсы в Италию на нерегулярной основе, однако получение статуса назначенного перевозчика, необходимого для открытия регулярного рейса, позволит группе получить "определенные финансовые и иные выгоды", а это, в свою очередь, может увеличить долю компании на рынке авиаперевозок между двумя странами.

В настоящий момент авиакомпания "Ист-Лайн" имеет статус назначенного перевозчика на регулярных линиях между Москвой и Китаем (Шеньян), Индией (Дели), Южной Кореей (Пусан и Сеул), ОАЭ, США и Германией (Мюнхен). Судя по всему, "Ист-Лайн" предполагает и в дальнейшем не отказываться от стратегии развития дочерней авиакомпании, предусматривающей как грузовые, так и пассажирские перевозки. Не исключено, что для усиления "пассажирского" направления бизнеса группа "Ист-Лайн" пойдет на объединение авиакомпании с уже работающими на рынке конкурентами: так, по неподтвержденной информации, "Ист-Лайн" ведет предварительные переговоры о возможности создания альянса с "Домодедовскими авиалиниями".

Якутская компания АЛРОСА, российский монополист на рынке добычи алмазов, обнародовала планы по созданию филиала в Москве, который будет заниматься производством и сбытом бриллиантов и ювелирных изделий. Предполагается, что филиал будет работать на производственных площадях московского гранильного завода "Кристалл", находящегося в состоянии банкротства. Вероятно, технологическим партнером в создании "дочки" выступит американо-израильская компания Lazare Kaplan.

В настоящее время АЛРОСА имеет в России две дочерние структуры, занимающиеся огранкой крупного алмазного сырья, - это компания "Бриллиант-1", созданная совместно с Lazare Kaplan в Москве, и якутская "Туймадаа Даймонд". По данным пресс-службы компании, в планах АЛРОСА на 2000 год реализация бриллиантов на сумму около $104 млн, что составляет около 6,5% от суммарного плана добычи алмазов и почти в 2,5 раза превышает показатель 1999 года.

Директором московского офиса консалтинговой компании McKinsey назначен Эберхард фон Ленайзен, ранее работавший главой берлинского офиса компании. Прежний руководитель McKinsey в Москве Михаэль Обермайер сейчас возглавляет отделение компании по Центральной и Восточной Европе. По мнению Обермайера, переход на работу в Россию фон Ленайзена доказывает серьезность намерений компании по развитию местного бизнеса.

Таким образом, McKinsey существенно усилила блок финансового консалтинга в своем российском бизнесе: фон Ленайзен считается одним из крупных специалистов в области финансовых институтов. 50-летний Эберхард фон Ленайзен работает в McKinsey с 1981 года, куда он пришел из Мирового банка. Основной профиль работы консультанта - разработка стратегий реструктуризации банковских организаций, он консультировал ряд восточноевропейских, в том числе польских, банков в вопросах реорганизации структур управления. Напомним, что крупнейшим проектом McKinsey в России сейчас является контракт с "Аэрофлотом".

Еще по теме