Коротко о себе

18.02.200200:00

Написание эссе – самое творческое задание при поступлении в бизнес-школу. С его помощью абитуриенты демонстрируют умение грамотно излагать свои мысли на бумаге. Письменная работа должна убедить приемную комиссию в том, что ее автор незаурядная личность.

 

C помощью эссе бизнес-школы пытаются выяснить мотивацию каждого кандидата к учебе и понять, как получение диплома MBA может отразиться на их дальнейшей карьере. Эссе пишутся на заданную тему. Она, как правило, касается жизненных ценностей и карьерных планов абитуриентов: «Что для вас самое ценное в жизни?», «Почему вы хотите учиться именно в этой бизнес-школе?» Или: «Как предполагаете развиваться в профессиональном плане после учебы?»

Удачное эссе дает кандидату на получение степени МВА шанс выделиться среди абитуриентов, обратить на себя внимание приемной комиссии. Даже если по одному из двух основных экзаменов – TOEFL и GMAT – у абитуриента не слишком высокий балл, хорошее эссе может склонить чашу весов в его сторону.

Неудачное сочинение, напротив, может стать непреодолимым барьером для поступления. Даже от абитуриента с блестящим резюме и отличными результатами тестов школа после прочтения его эссе может отказаться.

Рецепт хорошего сочинения – добавить в свою письменную работу изюминку, которая позволит заинтриговать членов приемной комиссии и вызовет у них желание лично познакомиться с автором. Чтобы творение произвело такой эффект, бизнес-школы советуют подойти к его написанию с душой. 

 

Трактатов не надо

Сочинение – это домашнее задание. Для приемной комиссии не имеет значения, где и когда оно написано: главное, чтобы это была самостоятельная и искренняя работа.

Эксперты приемных комиссий утверждают, что они давно научились различать, какая работа выполнена самим кандидатом, а какая – посторонним человеком. Для этого достаточно сравнить слог кандидата с его манерой изложения при выполнении письменных тестов.

Каковы основные требования, предъявляемые к эссе? Одно из самых важных – размер сочинения. Преподаватели бизнес-школ не рекомендуют писать очень большую или очень маленькую работу. Оптимальным размером считаются пять – семь страниц.

Второй совет – не злоупотреблять длинными замысловатыми фразами. Такие тексты выглядят заумными и трудны для восприятия. Лучше, когда длинные фразы чередуются с короткими предложениями.

Орфография и грамматика так же важны, как и содержание эссе, поэтому стоит лишний раз перепроверить текст, чтобы не показаться комиссии малограмотным человеком. Абитуриентам, для которых английский язык не является родным, бизнес-школы делают поблажки и, естественно, не ждут от них работ, написанных блестящим языком. Скорее наоборот, некоторая неуклюжесть слога иностранца будет дополнительным аргументом в пользу того, что он писал эссе сам.

Ряд общепринятых стандартов касается содержания сочинения. В нем обязательно должен быть прямой и недвусмысленный ответ на поставленный вопрос. Независимо от темы абитуриент должен убедительно аргументировать в эссе, почему он хочет учиться именно в этой бизнес-школе. «Чтобы выполнить это условие, приходится не один день просидеть за специальной литературой, – говорит Денис Бугров, руководитель проектов московского офиса консалтинговой компании McKinsey&Company, выпускник школы бизнеса INSEAD 2000 года. – Нужно доказать приемной комиссии, что ты знаешь про эту бизнес-школу буквально все и выбрал ее по точным критериям. Поскольку я поступал сразу в несколько школ, мне пришлось провести несколько таких исследований».

Считается, что главные составляющие хорошего эссе – его начало и конец. Вступление можно считать удачным, если с первых предложений оно вызывает у читателя желание прочитать работу до конца. А заключение должно резюмировать написанное, еще раз коротко напоминая читателю о самых выигрышных моментах.

Преподаватели бизнес-школ предлагают абитуриентам не слишком напрягаться в стремлении произвести хорошее впечатление о себе. Иногда это дает обратный результат. Лучше, чтобы работа казалась естественной, но при этом была написана живым языком.

Не менее важный совет – иллюстрировать основные тезисы интересными примерами из собственной жизни. Иногда оказывается полезным приправить работу смешными казусами. Такое эссе точно не вызовет зевоты у проверяющего, а напротив, будет прочитано на одном дыхании. 

 

Слово не воробей

В некоторых школах бизнеса кандидатам предлагают написать сразу несколько эссе. В любом случае школа предоставляет абитуриентам на выбор несколько вариантов тем. «За время поступления мне в общей сложности пришлось написать порядка 20 эссе: по три-четыре в каждую школу», – рассказывает Игорь Гончаров, до недавнего времени работавший в московском офисе компании Boston Consulting Group и окончивший бизнес-школу Kellogg в 2000 году.

Схожая тематика эссе в разных школах сильно облегчает задачу абитуриентов. Примерно половина из всех работ пишется по единой заготовке, так как вопросы к ним почти не различаются.

Какую бы тему ни выбрали абитуриенты, им советуют избегать религиозных, политических или философских рассуждений. Особенно если автор начинает навязывать свою точку зрения. Неудачными считаются и те работы, в которых кандидаты занимаются неприкрытым плагиатом. Поэтому лучше всего брать тему, которая близка абитуриенту лично и затрагивает именно его жизнь. Считается, что такую тему и легче всего раскрыть. «В сочинении для INSEAD я описывал свою главную неудачу в жизни, свое лучшее достижение и то, как, на мой взгляд, меня бы охарактеризовали коллеги по работе», – вспоминает Денис Бугров.

Выпускники бизнес-школ сходятся во мнении о том, что сочинение не такое уж простое задание, как может показаться на первый взгляд. «Я переписывал некоторые из своих эссе по нескольку раз и считаю, что это самое сложное испытание при поступлении в бизнес-школу», – рассказывает Игорь Гончаров.

Полезный совет выпускников: перед тем как приступить непосредственно к написанию, следует составить небольшой план сочинения, где в тезисах можно изложить все его содержание. Уже на этом этапе у автора сложится ясное представление о том, насколько содержательной и интересной получится его работа. Кроме того, нелишне будет посоветоваться с теми, кто уже через все это прошел, и показать им свои творения.

«При написании работ я очень активно пользовался советами и рекомендациями бывалых и считаю, что в одиночку выполнять это задание гораздо сложнее», – считает Александр Анисимов, инженер по организации производства российского представительства продовольственной компании Mars, выпускник бизнес-школы IESE 2000 года.

Написанное эссе отправляется в приемную комиссию вместе с результатами тестов, заявлением, рекомендацией и документами об образовании. Там его читают обычно два или три эксперта, которые принимают решение, приглашать претендента на последний этап отбора в бизнес-школу – собеседование – или отказать ему. Таким образом, несколько страниц эссе могут стать пропуском в бизнес-школу, а могут закрыть претендентам дорогу к диплому МВА.