Top.Mail.Ru
бизнес

Корпоративная среда как преимущество

Фото: 123rf / Legion-Media Фото: 123rf / Legion-Media

Федеральный центр социального проектирования «Платформа» провел масштабное исследование корпоративной среды в российских компаниях. В топ прогрессивных брендов с наиболее развитыми ценностями и культурой вошли банки и айти-гиганты, а также организации энергетического сектора. Больше половины респондентов назвали лидерами «Газпром нефть», «Сбер», «Яндекс», Т-банк, «Сибур», Х5 Group. 

При оценке учитывалось развитие внутренней среды, включая цифровизацию, гибкость, ориентацию на креативную среду и интересные проекты. Было опрошено более тысячи работников корпоративного сектора, проведены экспертные интервью с десятками специалистов по HR, стратегии, маркетингу и бренду, глубинные интервью с представителями компаний-лидеров, а также всероссийский онлайн-опрос, сообщают «Ведомости».

Уровень безработицы в России в июне достиг исторического минимума с начала 1990-х, составив 2,4%. На этом фоне на рынке труда между российскими компаниями обострилась борьба за кадры. В ней все чаще конкурентным преимуществом становится создание корпоративной среды, ориентированной на человека. 

На желание человека сотрудничать с компанией влияет качество корпоративной среды, включающее в себя правила и ценности организации, право на риск, возможности мобильности и развития, систему поощрений, уровень бюрократизации процессов. Значение этого фактора возрастает и для работодателя, на фоне того, что зарплатная гонка имеет свои пределы.

Объединяй и властвуй

Многие компании пришли к выводу, что важной задачей корпорации является не выстраивание всех подразделений «под одну гребенку», а выделение разных видов культур внутри компании и работе с каждой, исходя из ее особенностей.

Иногда компания, как например «Газпром нефть», не перестраивает внутренние структуры, а напротив — интегрирует разные практики. В процессе слияний и трансформаций в «Газпром нефть» приходили сотрудники разных отраслевых компаний. В итоге традиционный сырьевой бизнес стал меняться изнутри за счет инновационных менеджерских практик, что позволило создать гибкую модель управления. В самой компании ее назвали индустриальной экосистемой, предполагающей высокую степень открытости.

По мнению экспертов, прогрессивную корпоративную среду характеризует наличие двух факторов — это пластичность, способность быстро трансформироваться в ответ на внешние вызовы, и гуманизация отношения к сотрудникам, этот тренд еще называют человекоцентричностью.

Пластичность и гуманизация являются взаимосвязанными принципами, поскольку в гибкой компании сокращается дистанция власти, а значит, есть возможность диалога с разными уровнями управления, используется проектный подход, появляется право на риск и эксперимент. В такой компании неизбежно появляются платформенные решения для интеграции различных команд. Кейс «Газпром нефти» доказывает это.

Что отличает прогрессивные бренды

В отношении привлекательности брендов для соискателей преимущества имеют крупные компании. На этом поле индустриальные бренды, по оценке экспертов, успешно конкурируют с цифровыми и финансовыми.

Квалифицированный опрос выявил три группы прогрессивных брендов. К самой распространенной группе (ее выделяет более половины опрошенных экспертов) относятся компании, которые занимают лидирующие позиции сразу по многим направлениям развития внутренней среды. Речь идет о цифровизации, гибкости, ориентации на креативную среду и интересные проекты. В эту группу входят «Газпром нефть», «Сбер», «Яндекс», Т-банк, «Сибур», Х5 Group.

Причем влияние корпоративных ценностей не ограничивается конкуренцией на рынке труда. Открытые и прозрачные правила, внимание к людям, экосистемный подход становятся важными и в партнерских отношениях, играют заметную роль в привлечении лучших подрядчиков, дефицит которых во многих отраслях также можно наблюдать.

Когда начала расти эффективность управления в госсекторе, драйвером развития корпоративной среды становился не частный бизнес, а лидеры в наиболее конкурентных отраслях, в том числе со значительной долей государства в капитале. Список бенчмарков выглядел пестро: IKEA, Unilever, «Аэрофлот», «Тинькофф», «Яндекс», МТС и тут же «Газпром нефть», Сбербанк, «Северсталь».

Теперь же компании конкурируют за самых талантливых и перспективных работников. Бизнес отходит от жестких вертикальных моделей, появляются новые корпоративные идеологии. На этом этапе лидерами стали, в том числе, «Газпром нефть» и «Сбер».

Прежде конкуренция между компаниями была внутриотраслевой, когда, например, в нефтедобывающей отрасли или банковской сфере выделялись один-два законодателя мод, на которых равнялись остальные. Сейчас же управленческие практики стали более универсальными, что позволяет промышленным компаниям сравнивать собственную корпоративную среду с цифровыми лидерами или финтехом. На этом фоне вырастет спрос на бизнес-лидеров, которые умеют выстраивать новые правила игры, перестраивать подходы и менять корпоративную среду. Скорее всего, вырастать они будут в современных компаниях-лидерах.