Корпоративный драйвер ДМС
На фоне стагнации страхового рынка практически по всем направлениям и значительной «просадки» по автострахованию рынок добровольного медицинского страхования (ДМС) демонстрирует относительную стабильность. Причем основной драйвер его роста – корпоративный сегмент. «Корпоративное ДМС составляет 93–95% в общем объеме ДМС», – подтверждает директор департамента личного страхования ОАО «САК «Энергогарант» Наталья Клименко.
«Сборы по ДМС в России увеличиваются примерно на 20% ежегодно. Юридические лица в ДМС обеспечивают свыше 90% всех сборов», – соглашается с коллегой заместитель генерального директора «ВТБ Страхование» Алексей Володин. Спрос на ДМС действительно увеличивается с каждым годом. Так, общий объем страховых премий в ВТБ по итогам 2013 г. составил около 30,8 млрд руб., а по итогам 2014 г. – 38,1 млрд руб. «Рынок ДМС в 2013 г. продемонстрировал максимальное замедление (прирост сборов тогда составил 5,8%, в 2012 г.- 11,9%), в 2014 г. произошло некоторое оживление, и прирост составил уже 7,9%», – приводит свою статистику руководитель направления ДМС «БИН Страхование» Елена Манорик. С ней согласна вице-президент, директор «Согаза» по личному страхованию Тамара Смирнова, по ее словам, рынок ДМС в последние годы растет медленными темпами. Хотя при этом организации понимают важность медицинского элемента соцпакета и оптимизируют расходы на ДМС различными способами. Например, исключают из программ страхования стоматологическую помощь или плановую госпитализацию (что позволяет в ряде случаев снизить стоимость полиса на 30%), а также наименее востребованные, но дорогостоящие услуги, сокращают перечень медучреждений за счет наиболее высоких по ценам клиник. «В этом случае зачастую работнику предоставляется возможность расширить программы страхования за счет приобретения дополнительного страхового полиса (например, с расширенным перечнем медучреждений или на случай возникновения критических заболеваний – онкологии, заболеваний, требующих сложных хирургических вмешательств, и пр.)», – говорит Тамара Смирнова. Ряд работодателей включает в договоры страхования условия по софинансированию медицинского страхования сотрудниками. По оценкам «Согаза», стоимость программ ДМС с 2014 г. выросла в среднем на 10–15%. Главная причина повышения стоимости ДМС – рост цен на медицинские услуги.
Ужаться, но не отказаться
Несмотря на кризис, болеть сотрудники компаний меньше не стали, а значит, экономят на этом направлении работодатели в последнюю очередь. Тем более что последние исследования показывают: гораздо дешевле оплачивать работникам качественную медицинскую помощь, чем постоянные больничные. «Несмотря на кризисы и снижение бюджета, многие компании не готовы полностью отказываться от ДМС, большая часть компаний хочет оставить бюджет ДМС на прежнем уровне, – говорит Алексей Володин. – Совместно со страхователем ВТБ предлагает несколько вариантов снижения цены полиса для компании, такие как: изменение вариантов страхования, пересмотр программ в сторону сужения перечня предоставляемых медицинских услуг, специальные программы лечебных учреждений». Корпоративные клиенты действительно стараются сэкономить на этом направлении, но ни в коем случае не отказываться. «Как и в 2009 г., большинство компаний для оптимизации своих расходов на добровольное медицинское страхование приняли решение в пользу сокращения программ за счет изменения перечня присутствующих в нем лечебных учреждений, отказа от некоторых видов медицинской помощи, ранжирования программ для сотрудников», – добавляет Елена Манорик. Вице-президент, руководитель блока «Медицина» компании «Росгосстрах» Евгений Гуревич особенно подчеркивает, что ДМС является эффективным способом мотивации персонала, поэтому компании редко отказываются от него полностью. Опыт кризиса 2008–2009 гг. показывает, что крупные и средние предприятия в последнюю очередь готовы жертвовать полисами ДМС для своих сотрудников, очевидно, понимая, что имидж привлекательного и надежного работодателя трудно приобрести, но легко потерять. Более того, в блоке «Медицина» компании «Росгосстрах» фиксируют приток новых клиентов, которые хотят переждать период турбулентности в экономике, заключив договор с крупными страховщиками. Кроме того, наблюдается дальнейшая концентрация рынка за счет усиления позиции крупных страховщиков и ухода с рынка мелких страховых компаний.
Алексей Володин приводит одно наблюдение: после кризиса 2008–2009 гг. стали хуже страховаться промышленные предприятия, в том числе крупные. В них сокращаются и наполнение программ ДМС, и число застрахованных (фактически до административного персонала). В 2014 г. удорожание услуг в лечебных учреждениях (большинство лекарств и расходные материалы, выпускающиеся за рубежом, закупаются в валюте) привело к росту стоимости ДМС, так как стоимость полисов напрямую связана с прейскурантом на медицинские услуги (стоимость полисов выросла на 10–15%). На страховую премию компаний также повлияют итоги финансовой годовой отчетности. В итоге полное покрытие некоторым корпоративным клиентам стало не по карману, и они постепенно сокращают перечень включенных в полисы услуг. Хотя как раз за счет роста стоимости услуг сегмент ДМС в денежном выражении продолжает демонстрировать рост, однако в «штучном» выражении и в пересчете на услуги он, вполне возможно, за период последнего года сократился.
Оптом – дешевле
Работодатели, как уже было сказано, дорожат своей репутацией и используют корпоративные полисы ДМС как инструмент для мотивирования сотрудников. Согласитесь, если при равнозначной зарплате в одной компании сотрудник вынужден будет ходить лечиться в районную поликлинику, а работник второй получит в качестве бонуса полис ДМС, при выборе места работы, скорее всего, весы склонятся в пользу того работодателя, который заботится о здоровье своих сотрудников. «Корпоративные программы добровольного медицинского страхования дают экономические преимущества как корпорациям, так и сотрудникам. Сотрудник получает высококвалифицированную медицинскую помощь в лечебных учреждениях, а также индивидуальный подход к его проблемам. Важно также, что такая помощь будет оказана ему совершенно бесплатно, за счет средств организации», – говорит Наталья Клименко. «Квалифицированные работники, безусловно, обращают внимание на наличие ДМС в соцпакете. По итогам недавнего опроса ВЦИОМ, для каждого седьмого работника ключевым критерием выбора работодателя является дополнительный социальный пакет, куда входит и ДМС», – добавляет Тамара Смирнова. Судя по статистике ее компании, работодатели осознают, насколько важно ДМС для сотрудников – в кризисном году никто из крупных корпоративных клиентов «Согаза» не отказался от договора. Наоборот, имеется тенденция, когда в условиях кризиса компании ищут для своих работников наиболее надежного страховщика с адекватной ценовой политикой. «В городах-миллионниках и крупных региональных центрах ДМС стало нормой, и его отсутствие непонятно соискателям и сотрудникам», – отмечает руководитель департамента личных видов страхования СГ «Уралсиб» Наталья Харина. Хотя необходимо признать, что с развитием сегмента фокус внимания сместился: ценится не столько факт наличия ДМС, сколько наполнение полиса. Например, есть ли плановая диагностика, покрытие по стоматологии, распространяется ли ДМС на детей и многое другое.
Стандартное покрытие для корпоративных клиентов включает амбулаторно-поликлиническую помощь, медицинскую помощь на дому, стоматологическую помощь, скорую помощь, а также плановую и экстренную госпитализации. Дополнительно в программу могут быть включены: ведение беременности, родовспоможение, услуги врача офиса, личного врача, диспансеризация, профилактические осмотры, реабилитационно-восстановительное лечение, лечение за рубежом. Компании, которые предоставляют сотруднику возможность бесплатного страхования родственников, включают дополнительно еще детские программы. «В нашем портфеле есть достаточно крупные компании, которые предоставляют всем своим сотрудникам, независимо от их должности, одну программу медицинского страхования. Если сотрудник, например, хочет получать услуги в лечебном учреждении более высокого уровня, чем включенные в его корпоративный полис, он может докупить эту опцию у страховщика за собственные средства. Но есть и клиенты, которые четко ранжируют программы, в зависимости от грейда сотрудника», – делится опытом Елена Манорик.
Нельзя забывать, что стоимость ДМС в рамках корпоративного договора гораздо ниже. Затраты полностью или частично оплачивает работодатель. У большинства страхователей – юридических лиц имеются кураторы договора ДМС, осуществляющие дополнительный контроль за выполнением условий договора и защиту прав застрахованных работников предприятия, напоминает Тамара Смирнова. Стоимость полиса ДМС зависит от количества сотрудников в коллективе: чем меньше сотрудников, тем дороже полис. Соответственно для физического лица стоимость максимальна. Связано это с высокой вероятностью обращения частных клиентов за медицинской помощью, так как зачастую полисы покупают люди, которые уже имеют какие-то проблемы со здоровьем.
Обещанного три года...
Несмотря на влияние кризиса, опрошенные «Ко» эксперты полагают, что объем рынка ДМС, скорее всего, останется на том же уровне или продолжит незначительно расти за счет инфляции. Количество же застрахованных практически не увеличится, а скорее всего – уменьшится. «Сейчас мы уже видим тенденцию к сокращению расходов на ДМС в тех или иных областях бизнеса. Все чаще работодатели будут переходить на долевые программы, лишь частично оплачивая полис. Особенно четко в настоящее время прослеживается тенденция к отказу от страхования родственников сотрудников за счет работодателей», – указывает Алексей Володин. По его словам, самой перспективной моделью медицинского страхования будет симбиоз услуг ОМС и ДМС в рамках единой страховой группы, с единым управленческим центром и федеральным контакт-центром. «Рынок ДМС развивается в соответствии с развитием экономики. В текущем году экономика расти не будет, соответственно мы ожидаем примерное сохранение прошлогоднего объема рынка, – говорит директор центра андеррайтинга и развития продуктов добровольного медицинского страхования СК «Альянс» Иван Командный. – Но как только экономика начнет восстанавливаться, рынок ДМС подхватит эту тенденцию, и мы вернемся к существенному росту (например, среднегодовой темп роста рынка в 2009–2011 гг. был более 20%)». Вопрос только в том, когда ожидать восстановления экономики и не потребуется ли на это 3–4 года, как обещают некоторые бывшие чиновники, занимающие сейчас высокие позиции в бизнесе.
Дмитрий Попов, первый заместитель
генерального директора СК «Альянс»,
генеральный директор СК «Альянс Жизнь»
Как влияет кризис на рынок корпоративного добровольного медицинского страхования и на чем не стоит экономить при заключении договора.
– Какие тенденции заметны на рынке ДМС в последние годы?
– В корпоративном страховании Россия постепенно следует общемировой тенденции – не просто продавать продукт, а предлагать комплексное индивидуальное решение, отвечающее потребностям клиента. В HR это страховая защита для сотрудников, входящая в соцпакет. Это может быть не только ДМС, но и страхование путешественников или от несчастного случая.
Мы в «Альянсе» стремимся больше включать в свою работу с клиентом консалтинговую составляющую и в обсуждении с работодателем его HR-стратегии находить индивидуальные страховые решения, которые бы отвечали бизнес-модели компании, ее позиционированию на рынке.
– В кризис все хотят сэкономить. Как это можно сделать в ДМС?
– Главное в желании сэкономить – не растерять ту ценность, которую имеет ДМС для работника. Можно, к примеру, исключить необоснованно дорогие клиники или включить соплатеж для застрахованных по некоторым услугам, допустим, в стоматологии.
На чем точно не стоит экономить, так это на качестве обслуживания. Сотрудники, которые не могут вовремя получить медицинскую помощь или вынуждены ждать, пока доктор согласует каждый чих со страховщиком, не оценят такую льготу от работодателя и, наоборот, будут недовольны своей компанией, которая на них экономит.
Хочу отметить, что стратегия «Альянса» – высочайший уровень сервиса для застрахованных и «зеркальные» договоры с ЛПУ и с клиентом для исключения ненужных согласований. Даже если клиент экономит, урезает покрытие или список клиник, наш сервис как страховщика должен быть для застрахованных безукоризненным.
Александр Лазарев, вице-президент, руководитель управления
корпоративного страхования АО «Метлайф»:
«Несмотря на то, что ДМС существует уже более 20 лет, клиенты не избалованы разнообразием программ, предлагаемых страховщиками на российском рынке.
Основными составляющими программ ДМС, как и прежде, являются амбулаторно-поликлиническое обслуживание, помощь на дому, а также стоматологические услуги и госпитализация.
Такие программы предлагают все ведущие страховые компании. При этом программы медицинского страхования в России сильно отличаются от своих зарубежных аналогов.
Принципиальные отличия заключаются в том, что российские программы характеризуются отсутствием франшизы (участия застрахованного в выплатах) и наличием достаточно широкого списка исключений (в том числе и по таким серьезным заболеваниям, как онкология, сахарный диабет и др.), тогда как в Европе и США ситуация прямо противоположная: программы практически не имеют исключений, но застрахованные должны оплачивать определенный процент стоимости медицинских услуг при каждом обращении за медицинской помощью.
Мы в «Метлайф» выступаем за сокращение списка исключений и расширение объема услуг в рамках программ ДМС.
Так, уже более пяти лет мы предлагаем нашим клиентам возможность включить в программу ДМС лечение онкологических заболеваний, а также операции по аорто-коронарному шунтированию и трансплантологии.
Данные опции востребованы на российском рынке. Застрахованные в «Метлайф» также имеют возможность получать консультации в ведущих госпиталях и клиниках США по программе консорциума WorldCare. Консультации предоставляются практикующими специалистами и призваны оказать содействие в постановке диагноза и определении способов лечения при серьезных заболеваниях.
В наших планах на будущее разработка программ ДМС с минимальным набором исключений и программ стационарного лечения за рубежом, а также расширение онлайн-сервисов для застрахованных».