Корпорации США попросили защиты от санкций
В последние месяцы заявления о возможной эскалации на Украине почти полностью захватили повестку. США активно грозят России «беспрецедентными санкциями», аналогичные угрозы звучат и из европейских государств. Пока ограничения, которые могут коснуться даже президента Владимира Путина, не вводятся — условием для этого станет вторжение российских войск на территорию Украины. Тем временем возможными экономическими последствиями противостояния обеспокоены уже и в крупных корпорациях США.
Что происходит
Ситуация вокруг Украины начала накаляться весной прошлого года. Тогда СМИ и международные наблюдатели массово заговорили о стягивании российских войск к границе с Украиной. Жители юга России стали публиковать в соцсетях кадры с военной техникой, которая движется к границе, а 5 марта о наращивании военного присутствия у границ Украины сообщило Минобороны страны.
«К сожалению, с начала 2021 года мы наблюдаем рост эскалации, — заявил позже президент Украины Владимир Зеленский. — Обострение ситуации особенно заметно на фоне первых месяцев режима прекращения огня». В России происходящее официально объяснили учениями, однако эксперты The New York Times не исключали, что таким образом Москва хочет «протестировать новую администрацию Байдена».
После встречи президента США Джо Байдена и лидера РФ Владимира Путина в Женеве разговоры о российских войсках на границе с Украиной на время утихли. Напряженность вновь стала нарастать в конце осени, а в активную фазу противостояние России и союзниц Украины вступило в январе. Тогда РФ продолжила перемещать военные силы с востока страны на запад, объяснив это совместными учениями с Белоруссией.
Официальных данных о том, сколько военных стянуто к границам Украины, нет. По разным оценкам, речь может идти более чем о сотне тысяч военнослужащих. «Считаем нужным держать там войска, учитывая напряженную обстановку и очень недружелюбный климат, созданный различными учениями боевой авиации НАТО, самолетами-разведчиками НАТО, натовской военной инфраструктурой, приближающейся к нашим границам», — заявлял пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.
При этом в Кремле неоднократно отмечали, что Москва не грозит никому военными действиями, и российских войск на украинской территории нет.
Еще одна важная деталь — Россия и страны НАТО уже около месяца не могут договориться по гарантиям безопасности. В середине декабря РФ отправила США и альянсу свои предложения, среди которых — нерасширение НАТО на восток за счет стран бывшего СССР и запрет военной деятельности на Украине. В январе в Европе состоялись три раунда переговоров США и РФ, Совета Россия — НАТО, а также России и ОБСЕ.
В Кремле прошедшие переговоры называли «неудачными». Стороны не достигли конкретных договоренностей: США и НАТО сообщили, что не хотят поступаться ключевыми принципами, в то время как Россия требовала принятия решений именно по главным пунктам. В ближайшее время альянс должен передать свои ответы по гарантиям безопасности Москве. Ожидается, что в них НАТО выразит готовность к серьезным переговорам по контролю над вооружениями.
Ответное усиление и санкции
Заподозрив Россию в планах «вторгнуться» на Украину, страны НАТО стали разрабатывать ответные меры. Так, альянс решил усилить военное присутствие в странах Восточной Европы. Франция сообщила о готовности перебросить силы в Румынию, Испания отправляет корабли в Болгарию, а Вашингтон заявил, что подумывает о расширении военного присутствия на восточном флаге альянса. США привели в боевую готовность 8,5 тысячи военных для переброски. Все это объясняется «сдерживанием и обороной на фоне продолжения наращивания Россией сил на Украине и вокруг нее».
Еще одним фактором политического давления на РФ стали угрозы санкций. Сначала группа демократов внесла в верхнюю палату американского законодательного органа законопроект под названием «Закон о защите суверенитета Украины». Он, в частности, предполагает введение санкций против:
премьер-министра Михаила Мишустина,
главы МИД Сергея Лаврова,
главы Минобороны Сергея Шойгу.
Байден предупредил, что, если вторжение на Украину все же произойдет, санкции могут ввести лично против Владимира Путина. Его пресс-секретарь Дмитрий Песков называл подобное решение равносильным разрыву отношений.
Список санкций, которыми грозят России, постоянно пополняется. Так, немецкий Bild
сообщал, что США планируют ограничить стране сырьевой и оружейный экспорт. Ей хотят «перекрыть пути снабжения» и «торговые пути по всему миру». По предварительным подсчетам, РФ от этого потеряет $50 млрд.
Еще одни санкции касаются экспорта в Россию товаров с применением разработанных в США технологий, в том числе в сфере квантовых вычислений, искусственного интеллекта и аэрокосмической техники. Вашингтон договаривается с другими странами об альтернативных каналах поставок газа в Европу.
Лидеры государств НАТО поочередно называют возможные санкции «беспрецедентными» и «самыми тяжелыми за всю историю». Также Россию пугают финансовыми ограничениями, которые будут тяжелее, чем в 2014-м, когда рубль подешевел на 50%.
Бизнес просит об осторожности
Несмотря на решимость, с которой американские власти заявляют о новых санкциях, опасения на их счет звучат прямо внутри страны. По данным Reuters, санкции настораживают американский бизнес, который работает в России. К Белому дому обратился Национальный совет по внешней торговле (NFTC), который представляет интересы крупных корпораций, среди которых Chevron и General Electric. Президент организации Джейк Колвин сообщил, что бизнес просит тщательно все обдумать, прежде чем вводить ограничения. «Администрация Байдена и Конгресс должны продумать все нюансы на тот случай, если угрозу санкций придется претворить в жизнь», — сказал он.
Бизнес настаивает на том, чтобы в таком случае ему дали выполнить свои обязательства перед Россией. Корпорации предложили властям несколько вариантов — например, создать безопасные «гавани» или ввести отсрочки по выполнению обязательств по существующим договорам. Также они просят предусмотреть исключения для жизненно важных лекарств и прочих гуманитарных аспектов, «соответствующих давней политике США».
Помимо NFTC, в Белый дом обратились энергетические компании. Они попросили ограничить масштабы и сроки санкций, а также принять меры, которые спасут их активы от ареста, если из-за ограничений им не удастся выполнить бизнес-обязательства. Также санкции с властями обсудил Американский институт нефти. Его журналисты назвали крупнейшим в США лоббистом от нефтегазодобывающих компаний.
«Санкции должны быть целенаправленными. Это позволит сократить потенциальный ущерб конкурентоспособности американских компаний», — заявил представитель института. Реакция Белого дома и Конгресса на просьбу американских бизнесменов пока неизвестна.
Политика не по возможностям
Когда зарубежная компания решается работать в России, это для нее уже большой риск. Об этом в беседе с журналом «Компания» заявил партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин*. «Вы посмотрите на Exxon Mobil, который с «Роснефтью» собирался разведывать запасы в Черном и Карском море. Компания потратила 650 млн долларов только на одну скважину, а после этого вынуждена была прекратить работу, поскольку были введены санкции», — напомнил эксперт.
По его словам, если санкции все же введут, американский бизнес ждут скорее «неприятности», чем значительные последствия. Больше всего в энергетическом секторе могут пострадать компании, предоставляющие сервисные услуги. Среди них — Halliburton, Schlumberger и все та же ExxonMobil.
«Подобные рисковые ситуации надо было предвидеть и вовремя проанализировать политику российского руководства, которая к этим санкциям и ведет. Многие американские компании отказываются работать в России, поскольку это рискованная инвестиция, но раз уж рискнули, то должны понимать последствия», — говорит Крутихин.
В части технологий запреты на экспорт обернутся американским компаниям невыполнением договорных обязательств, подтвердил гендиректор информационно-аналитического агентства TelecomDaily Денис Кусков. Американский бизнес потеряет в выручке и вынужден будет обратиться к властям за компенсацией расходов, при этом Россия тоже лишится многого.
«Скажем честно, у нас мало что есть собственного, кроме космической и военной индустрии. Если брать потребительский сегмент, у нас ничего своего нет. Так что тут государству нужно сильно задуматься, может ли оно себе позволить проводить сильную политику, не обладая компетенциями во многих отраслях, кроме нефтегазовой», — сказал эксперт.
Никто не знает, какими именно будут санкции, если их все же решат ввести, добавил экономист Никита Кричевский. «Люди вынуждены гадать на кофейной гуще, и это очередное гадание пугает американских предпринимателей. Они говорят: ‘‘Если все-таки вы будете вводить санкции, не надо делать так, чтобы наш бизнес рухнул и закрылся’’», — объяснил он обращение корпораций в Белый дом.
По словам Кричевского, Chevron среагировала, опасаясь, что ее производственные мощности будут недозагружены. General Electric и вовсе работает с Россией деcятки лет и поставляет ей широкую гамму оборудования на «сумасшедшие деньги», по большей части медицинского.
Саму инициативу американского бизнеса Кричевский оценил положительно. По его словам, она может привести Вашингтон в чувство. «Хорошее письмо, и хорошо, что его пиарят в российских и американских СМИ. Это немного остудит горячие головы американских политиков, которые нагнетают беспрецедентную истерию», — заключил экономист.
* признан в России иноагентом.