«Корпорация МСП как институт развития малого и среднего бизнеса пока себя не оправдала»

27.04.202100:00

Счетная палата провела масштабный анализ деятельности Корпорации МСП и пришла к выводу, что ее влияние на развитие малого и среднего бизнеса в России недостаточно. За пять с половиной лет финансовой поддержкой в рамках Национальной гарантийной системы, за которую отвечает Корпорация, было охвачено менее 1% от числа субъектов МСП. При этом организация не скупится на щедрые зарплаты — средний оклад сотрудников в Корпорации МСП составляет около 380 тыс. рублей. Об этих и других итогах проверки в колонке для журнала «Компания» рассказывает аудитор Счетной палаты Данил Шилков.

Малое и среднее предпринимательство — один из важнейших факторов социально-экономического развития любой страны. От него во многом зависит снижение уровня безработицы и повышение качества жизни граждан.

В России развитие и поддержка МСП является одним из приоритетных направлений государственной политики. В 2015 году для помощи сектору был создан специальный институт — Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства. Сегодня Корпорации отведена одна из ключевых ролей в государственной системе поддержки МСП: она участвует в реализации соответствующего нацпроекта и достижении национальной цели «Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство».

Счетная палата провела масштабный анализ деятельности Корпорации и сделала вывод о недостаточном влиянии этого института на развитие малого и среднего бизнеса в России. За пять с половиной лет гарантийной поддержкой в рамках Национальной гарантийной системы, за координацию которой отвечает Корпорация, было охвачено менее 1% от среднего числа субъектов МСП.

Корпорация обеспечила достижение результатов национального проекта, за реализацию которых она отвечала в проверяемом периоде. В то же время оценка эффективности этих результатов для сектора МСП не очевидна. Они носили локальный характер и отражали непосредственно процессы деятельности Корпорации по выполнению текущих задач и функций.

Как показал наш анализ, основной акцент в работе Корпорации был направлен на объем финансовых ресурсов, предоставляемых субъектам МСП. При этом не уделялось достаточного внимания результативности этой помощи.

Корпорации не удалось существенно повлиять на выполнение одного из основных показателей Стратегии развития МСП до 2030 года — «доля кредитов субъектам малого и среднего предпринимательства в общем кредитном портфеле юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Его исполнение не только не соответствует целевым значениям, но и снижается из года в год.

По нашему мнению, на заинтересованность Корпорации в достижении стратегических целей и задач государства в сфере МСП негативно влияет отсутствие внутренних документов долгосрочного планирования, в том числе Стратегии развития на долгосрочный период, включающей декомпозицию соответствующих целей и задач до уровня Корпорации.

Что касается программ среднесрочного и краткосрочного планирования, то заложенные в них индикаторы и показатели не охватывают все приоритетные направления деятельности Корпорации. Более того, значения этих показателей легкодостижимы: практически по всем наблюдается перевыполнение, во многих случаях значительное — от 500% до 9 000%. Очевидно, что такие завышенные результаты не дают объективной картины и создают риски некорректной оценки эффективности Корпорации.

Анализ также показал, что условия для полноценной реализации задач, возложенных на институт развития, не созданы. В частности, в соответствии с указом президента № 287 «О мерах по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства» одной из задач Корпорации является имущественная поддержка субъектов МСП, предусматривающая передачу малому и среднему бизнесу недвижимости в собственность или пользование. Однако Корпорация не является оператором государственного или муниципального имущества, предназначенного для оказания поддержки субъектам МСП. Поэтому в качестве «имущественной» поддержки она предоставляет только консультационные и информационные услуги. Кроме того, не внедрены стимулирующие меры в отношении органов государственной и муниципальной власти, которые направляют в Корпорацию данные для проведения ежегодного мониторинга мер поддержки субъектов МСП. Это сказывается на полноте и корректности сводной информации, которую формирует Корпорация.

На фоне отсутствия значимых сдвигов в области развития сектора МСП обращает на себя внимание зарплатная политика Корпорации. Можно сказать, что это одна из самых существенных статей расходов Корпорации. Средняя заработная плата сотрудников составляет около 380 тыс. рублей, что в два раза выше средней зарплаты работников в сфере финансовой и страховой деятельности в целом по Москве. И это без учета представителей высшего управленческого звена (членов правления), у которых среднемесячная зарплата в проверяемом периоде составляла около 3,3 млн рублей. При этом размер вознаграждения руководства Корпорации в проверяемом периоде не был увязан с влиянием оказанной поддержки на результаты деятельности субъектов МСП.

По итогам анализа Счетная палата разработала комплекс предложений, направленных на повышение эффективности Корпорации. В частности, для получения объективной оценки эффективности влияния Корпорации на сферу МСП мы предлагаем внедрить независимый публичный мониторинг предоставляемых Корпорацией мер поддержки, в том числе с получением обратной связи от субъектов МСП. Также считаем важным проведение на системной основе анализа функций институтов развития в сфере развития МСП и их оптимизации.

Надеемся, что наши рекомендации не только помогут повысить эффективность поддержки малого и среднего бизнеса и сделать деятельность Корпорации более открытой, но и мотивируют ее руководство к повышению востребованности и доступности услуг Корпорации для представителей сектора МСП.