Коррупционная сеть

Главный идеолог реформирования РАО "ЕЭС России" Анатолий Чубайс обещал, что после реорганизации РАО "ЕЭС" и появления конкуренции цены на электроэнергию пойдут вниз, а работа энергокомпаний станет более прозрачной. Но вышло с точностью до наоборот: тарифы растут опережающими темпами, а отдельные энергохолдинги так и остались монополистами, но теперь уже в отдельно взятых регионах. Наиболее яркий тому пример - ОАО "Московская объединенная электросетевая компания" (МОЭСК). К ней периодически возникают вопросы как со стороны антимонопольного ведомства, так и со стороны правоохранительных органов.

На прошлой неделе произошел беспрецедентный случай: сотрудники МВД задержали директора департамента экономической безопасности и противодействия коррупции МОЭСК. Имя не называется, но до последнего времени главным по борьбе с коррупцией в холдинге был Андрей Нестерук (на фото). В полиции утверждают, что за $300 000 сотрудник компании якобы обещал урегулировать в арбитражном суде вопросы задолженности одного из клиентов. В самой МОЭСК запрос "Ко" оставили без ответа. Также там никак не отреагировали и на вопрос о том, ведутся ли какие-либо расследования в отношении предыдущих скандалов в компании. В частности, летом прошлого года в автомобильной аварии погиб экс-руководитель департамента безопасности МОЭСК Игорь Данилкин. По неподтвержденным данным, он передал правоохранителям сведения о многомиллиардных хищениях бюджетных средств в холдинге. Проверялась ли эта информация, а также факт гибели сотрудника в связи с обращением в правоохранительные органы, неизвестно.

"Коррупция редко затрагивает целые организации или компании, как правило, это действия одного или нескольких сотрудников, поэтому не стоит считать энергетику самой коррупционной среди всех отраслей", - говорит ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов. Однако если бы все ограничивалось описанными выше эпизодами, можно было бы согласиться с этой точкой зрения. Но полтора года назад глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев лично пригрозил через суд дисквалифицировать тогдашнего гендиректора МОЭСК Андрея Коновалова. Громкой отставки не случилось, господин Коновалов ушел по собственному желанию. Однако это не прервало череду коррупционных скандалов в компании. Участники рынка говорят, что менеджеры МОЭСК создали целую схему из посреднических структур, зарабатывающих буквально на всем, что касается бизнеса МОЭСК, и простая смена первого лица не в состоянии переломить ситуацию. Самое удивительное, что мажоритарными акционерами МОЭСК являются окологосударственные компании. Возможно, пока ситуация напоминает известную басню с лебедем, раком и щукой, менеджеры МОЭСК пользуются этим обстоятельством для личного обогащения.

Поговаривают даже, что топовые должности в МОЭСК активно продаются и покупаются. И выхода из этого положения пока не видно, так как нет реально заинтересованных собственников. Хотя, возможно, появилась одна компания, которая хотела бы взять МОЭСК под свой контроль.

Как удалось выяснить "Ко", структуры "Газпрома", пока являющиеся миноритарным акционером компании, хотят подмять под себя МОЭСК и наконец систематизировать ее работу. В альтруизм "газового гиганта" не верится. Если генерацию "Мосэнерго" объединить с сетями МОЭСК и исключить коррупционную посредническую схему в последней компании, то, помимо греющего душу Алексея Миллера звания "монополия", контролирующий акционер сможет продемонстрировать еще и существенный рост выручки от энергетического бизнеса. Осталось только договориться с тем, кто с готовностью продаст свои акции в пользу "Газпрома". Скорее всего, это будет ОАО "Россети", также контролируемое государством. А договориться на Старой площади об уступках такому лоббисту, как Алексей Миллер, скорее всего, будет весьма несложно. Тем более что с МОЭСК, раздираемой коррупционными скандалами, рано или поздно придется что-то делать.


Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент":

"Бороться с коррупцией можно несколькими способами. В первую очередь, конечно, это различные предупредительные меры, не позволяющие развиваться коррупции, проведение профилактических мероприятий, создание таких механизмов работы, которые смогли бы максимально снизить риск возникновения коррупции. Во-вторых, нужно вести постоянную работу с персоналом, подбирая наиболее честных сотрудников, адекватно оценивая их труд. В-третьих, обязаны работать и законодательные меры, наказание за коррупцию должно быть неотвратимым, и не должно быть так, чтобы один человек ушел от наказания за взятку, а другой был наказан за такую же взятку".


Вадим Ткаченко, советник председателя совета директоров АКГ "Градиент Альфа":

"Реформа отрасли никаким образом не может влиять на работающих в структуре людей. Поэтому заявления Чубайса - одно, а работники компании - это другое. Тем более что инцидент никак не связан с деятельностью самой МОЭСК, это личная инициатива директора департамента. Вопрос в другом: что делал предприниматель в МОЭСК и почему он обратился именно к этому человеку. Не думаю, что данный инцидент сильно повлияет на деловую репутацию МОЭСК. Юридически те действия, которые совершал сотрудник компании, никакого отношения не имеют к деятельности МОЭСК. Но компания может привлечь к дисциплинарному взысканию сотрудника, который в рабочее время выполняет не ту работу, что предписана ему должностной инструкцией. Коррупция в МОЭСК может возникнуть на любом участке ее деятельности. Это и инвестиционные проекты, и закупки, организованные МОЭСК".


Анна Бодрова, старший аналитик компании "Альпари":

"Пока энергетический сектор в целом и МОЭСК в частности далеки от прозрачности своей работы. Несмотря на перетасовки в топ-менеджменте и иные кадровые решения, коррупционные скандалы тут возникают все чаще. Не исключено, что дело в перекрое энергетического рынка в стране, где компании желают занять более выигрышную позицию и используют для этого любые поводы и причины. Возможно, самый "взяточный" период работы в МОЭСК - это всевозможные согласования проектов и их проведение через согласование. Бороться с проблемой нужно, переводя все финансовые потоки за пределы компании, с тем, чтобы их можно было тщательнее контролировать. Кроме того, возможно, имеет смысл пересмотреть устав компании, чтобы любые организационные или структурные вопросы выносить на заседание совета директоров с открытой повесткой дня, включая проведение определенных профильных работ и пр".