Кошки, дети и бульонный кубик
Транснациональная корпорация
Nestle с годовым оборотом в 110 млрд швейцарских франков, похоже, стала индикатором российского пищевого рынка. В нашей стране компания фокусируется на кофе, шоколаде, сухих завтраках, детском питании, кормах для животных, мороженом и кулинарной продукции. По состоянию продаж в «Нестле Россия» можно судить и об отечественном рынке мяса. Nestle констатирует взрывной рост спроса на бульонные кубики Maggi. Работает истина «Хочешь быть богатым, работай для бедных»: сейчас у многих российских потребителей нет возможности покупать мясо для супа. По крайней мере, такое объяснение подъему продаж кубиков именно в кризис находит Стефан де Локер, гендиректор «Нестле Россия». С ним согласны и некоторые аналитики, прогнозирующие снижение потребления мяса в 2009 году примерно на четверть.
Стефан де Локер в интервью «Ко» планы роста компании на 2009 год не озвучивает, хотя утверждает, что такие сегменты продовольственного рынка, как детское питание, корма для животных и кофе, точно не пострадают. Впрочем, это спорное предположение. «Потребление кофе в кризис остается стабильным, но меняется структура спроса. Небольшое число людей начинают покупать более дешевый гранулированный и порошковый кофе вместо сублимированного. Но в первую очередь заметен другой тренд: потребители переходят с премиумного кофе в стеклянных банках на более дешевую упаковку (пакеты)», – говорит Рамаз Чантурия, генеральный директор ассоциации «Росчайкофе». Это обстоятельство конечно же снижает доходы кофейных компаний. Притом что рынок кофе в объемном выражении (около 15 000 тонн, по оценкам «Росчайкофе») останется стабильным, в денежном выражении ($1,4 млрд в оптовых ценах), по различным прогнозам, он может просесть на 10 – 15%. Однако Чантурия уверен, что во время кризиса Nestle, как и ее основной конкурент Kraft Foods, увеличит долю рынка, так как небольшие российские компании – фасовщики кофе из-за финансовых трудностей могут сократить производство.
Впрочем, от части бизнеса в России Nestle пришлось отказаться. В апреле корпорация продала марку и мощности по производству минеральной воды «Святой источник» российско-украинской IDS Group. За семь лет, что «Святой источник» принадлежал швейцарцам, его продажи упали более чем вдвое. По данным исследовательской компании «Комкон», в 2002 году марку «Святой источник» знали 47% всех потребителей минеральной воды, в 2008-м – только 37%. С чем было связано снижение продаж, в «Нестле Россия» не поясняют, сумма сделки также не известна. До кризиса «Святой источник» оценивали более чем в $50 млн. «В кризис ориентиры для оценки сделки могли быть совсем другими, чем в период стабильного развития экономики», – говорит аналитик «Брокеркредитсервис» Татьяна Бобровская.
– Г-н де Локер, каково сейчас положение Nestle на мировом рынке?
– На мировом рынке продуктов питания, а он очень фрагментарный, мы занимаем менее 2%. 20 крупнейших продовольственных компаний занимают менее 9% мирового рынка. В 2008 году общая прибыль Nestle равнялась 18 млрд швейцарских франков. Органический рост составил более 8%, что считается хорошим показателем.
– Какова сейчас ситуация на продовольственных рынках США и Европы? Заметно ли снижение продаж продуктов питания?
– Пищевые рынки не так подвержены кризису, как другие: все же продукты питания – это та категория товаров, от которых люди не могут отказаться даже в затруднительных условиях. Нельзя напрямую связывать общую экономическую ситуацию в стране с состоянием пищевых рынков. На продовольственных рынках США и Великобритании положение не такое плохое, хотя кризис затронул экономику этих стран довольно сильно. Можно отметить некоторые тенденции. Люди реже посещают бары и рестораны, теперь они чаще питаются дома. И соответственно продажи продуктов питания в магазинах сейчас растут. На рынке США заметен рост потребления шоколадной продукции: люди покупают сладкое, чтобы поднять себе настроение в период депрессии.
– Рынки каких стран для Вас приоритетны?
– Nestle – международная компания, и очень сложно говорить о том, какие рынки приоритетны, каждый важен по-своему. Для нас значимы большие развивающиеся рынки – например, России и Китая. Российский рынок – один из ключевых для Nestle. Он занимает 12-е место в мире и 6-е в Европе по объемам продаж среди всех рынков Nestle. Мы считаем, что российский рынок в скором времени станет для нас одним из ведущих в Европе.
– В 2008 году Nestle увеличила продажи в РФ более чем на 26%, до 50 млрд руб. А каков прогноз на этот год?
– Нынешний год, конечно, будет сложным для бизнеса вообще и для нашей компании в том числе. Мы не можем давать какие-то прогнозы, но ожидаем, что показатели Nestle по России будут выше по сравнению со средними показателями по Nestle в целом.
– За счет чего был такой значительный рост в прошлом году?
– В России более 140 млн населения, а потребительская активность здесь намного ниже по сравнению с другими рынками, на которых работает компания. Здесь меньше потребляют продукты, и частота покупок довольно низкая. Поэтому вполне очевидно, что потенциал у рынка огромный. Важно понимать вкусы и предпочтения покупателей, чтобы предлагать им продукты, соответствующие их ожиданиям. Для достижения этой цели мы инвестируем средства в развитие местного производства – более 90% продукции мы выпускаем в России.
– Отмечалось ли падение продаж в IV квартале прошлого года и I квартале этого?
– Нет. Продажи Nestle в мире в I квартале 2009-го – 25,7 млрд швейцарских франков, мы достигли органического роста в 3,8%.
– На какой из продуктов приходится основная доля оборота компании?
– Это кофе и кондитерская продукция. И на обоих рынках Nestle занимает лидирующие позиции в России. В сегменте кофе наша доля составляет около 40% в денежном выражении, на рынке шоколада, где мы представлены такими марками, как «Россия – Щедрая душа», Nestle и «Комильфо», наша доля – более 20%.
– За счет чего происходит рост?
– Кризис неодинаково влияет на отношение потребителей к различным группам товаров. В сегменте кулинарной продукции растут продажи недорогих продуктов – бульонных кубиков. Но, например, в отношении детского питания и кофе люди не меняют своих традиционных предпочтений. Они покупают то, что покупали и раньше. А если человек привык пить кофе по утрам, то он будет продолжать его приобретать, независимо от экономической ситуации. На данный момент мы не видим никаких изменений и в тенденциях потребления кофе. На рынке кормов мы тоже не заметили ничего нового. В России больше востребованы корма для кошек, чем для собак.
– Какова доля импортного сырья в производстве компании?
– В основном мы импортируем кофе и какао-бобы, которые необходимы для производства шоколада, по той простой причине, что здесь не растет ни кофе, ни какао. Остальное сырье тут есть. Что касается упаковки, то 90% упаковочного материала закупается на российском рынке.
– И какая же доля сырья импортируется?
– Не менее 40%.
– Отразилась ли девальвация рубля на рентабельности «Нестле Россия»? Раньше Вы говорили, что рост цен составил от 4 до 14% по различным категориям товаров Nestle…
– Наибольшее влияние на повышение стоимости нашей продукции оказала девальвация рубля, а не рост цен на сырье и упаковку в мире.
– Nestle инвестирует 7 млрд руб. во вторую очередь фабрики по выпуску растворимого кофе в Тимашевске (Краснодарский край). Ранее говорилось, что кубанская фабрика будет самым крупным кофейным производством Nestle в мире. Каковы в итоге будут ее мощности?
– Мы не можем говорить о конкретных цифрах мощностей. Но это действительно будет крупнейшая наша фабрика, на которой по завершении строительства (в 2011 году) мы наладим полный цикл производства сублимированного кофе Nescafe Gold в дополнение к гранулированному Nescafe Classic. Наши мощности позволят нам удовлетворить спрос не только на российском рынке, но и на рынках СНГ.
– Не слишком ли рискованно строить в России такое крупное производство в условиях кризиса?
– Когда принимали решение об инвестициях, мы понимали, что вкладываемся в долгосрочные проекты, к тому же любой кризис когда-нибудь заканчивается.
– Не могли бы Вы рассказать о кондитерском рынке. Как он переживает кризис? В каких сегментах заметно снижение продаж, в каких – рост? Как изменения спроса коснулись продаж Nestle?
– Кондитерский рынок больше страдает от кризиса, чем рынок кофе, детского питания и кормов для животных. Ведь кондитерские изделия – это то, на чем люди могут сэкономить. В настоящее время мы наблюдаем, что премиумная кондитерская продукция испытывает наибольшие сложности, а недорогой товар остается востребованным.
– Вы сократили расходы на рекламу?
– Мы не можем озвучивать цифры рекламных бюджетов, но в этом году планируем тратить на рекламу не меньше, чем в прошлом. Я считаю, что те производители, которые прекращают рекламировать свой товар во время кризиса, поступают неправильно. И история всех предыдущих кризисов это доказывала.
– С чем связано то, что Nestle продала бизнес по производству и дистрибьюции бутилированной минеральной воды «Святой источник»?
– В данном случае мы пришли к выводу, что для этого бизнеса будет лучше, если продадим его IDS Group. Мы приняли решение сфокусировать усилия на дистрибьюции таких марок, как San Pellegrino, Vittel, Perrier. Также продолжим развитие нашего бизнеса по доставке воды в офисы под брендом Nestle Pure Life.
– Доля «Святого источника» в последние годы снижалась. С чем это было связано?
– Данная вода может хорошо продаваться в одном регионе и не слишком хорошо в другом. Мы решили, что этот бизнес будет более успешным в руках другой компании. Потенциал у этого бренда в России велик.
– Каковы планы компании? Будет ли Nestle приобретать производства в связи с кризисом: ведь многие компании испытывают финансовые трудности? И станет ли корпорация инвестировать в строительство еще каких-либо производств в России?
– Я считаю, что нужно сфокусироваться на развитии тех бизнесов, которые мы приобрели в течение последних лет. Компания занимается интеграцией уже имеющихся активов. За последние несколько лет мы купили бизнес «Быстров» и Рузскую кондитерскую фабрику. Помимо строительства второй очереди завода по производству кофе, в этом году мы завершим возведение цеха по выпуску влажных кормов для домашних животных в Калужской области (имеются в виду консервы для домашней живности. – Прим. «Ко»). Эти мощности дополнят производство сухих кормов для домашних животных. С этой целью планируется инвестировать более 1 млрд руб. Мы также завершаем проект по увеличению мощностей нашей фабрики по выпуску готовых завтраков в Перми. Объем вложений составил более 1 млрд руб. Все эти инвестиции направлены на то, чтобы производить те товары, которые сейчас импортируются, на местном рынке.