Top.Mail.Ru
архив

Космическая самодеятельность

"Земля - колыбель человечества, - говорил основоположник космонавтики Константин Эдуардович Циолковский, - но нельзя же вечно оставаться в колыбели". И человечество, как известно, успешно из нее выбралось. Сегодня освоение космоса - дело уже не только государственного престижа, но и частной инициативы.

   Первой коммерческой космической транспортной компанией стала французская Arianespace, учрежденная в марте 1980 года 24 инвесторами из 10 европейских стран. Она строит ракеты Ariane, уже провела 240 запусков и контролирует более 50% мирового рынка запусков на геостационарную орбиту.
   В последние годы, однако, появились новые игроки, которые уже даже соперничают между собой. Например, американские аэрокосмические Masten Space Systems и Armadillo Aerospace сошлись в конкурсе на лучший лунный посадочный аппарат многоразового использования с вертикальными взлетом и посадкой. Победу, а вместе с ней и $1 млн призовых завоевала в начале нынешнего ноября Masten: ее аппарат XA-0.1E Xoie приземлился во время испытаний всего в 19 см от заданной точки.

НА КОНКУРСНОЙ ОСНОВЕ

   Но, пожалуй, самым серьезным толчком к развитию "частного" космоса стал конкурс Ansari X Prize. По его условиям, $10 млн доставались негосударственной фирме, первой дважды в течение двух недель запустившей в космос ракету собственной конструкции, причем созданную исключительно на частные инвестиции. Победителем в 2004 году стал SpaceShipOne - летательный аппарат сигарообразной формы, построенный компанией Scaled Composites. Его крестным отцом стал Барт Рутан, один из разработчиков Voyager, самолета, который в 1986-м впервые облетел земной шар без посадки и дозаправки. 8-летнюю работу финансировал ($20 млн) Пол Аллен, один из основателей Microsoft.
   21 июня 2004 года самолет WhiteKnightOne поднял SpaceShipOne на 15 км, после чего аппарат отсоединился и продолжил полет самостоятельно. Его пилот включил ракетные двигатели, работающие на окиси азота и топливе из твердой резины, поднялся за полторы минуты на высоту 100 км, пробыл там 3,5 минуты, после чего благополучно приземлился на посадочной полосе в пустыне Мохаве (штат Калифорния, США). Через две недели SpaceShipOne повторил полет, а поскольку и все остальные технические условия были соблюдены, Scaled Composites смогла обойти 25 других участников.
   SpaceShipOne был рассчитан на трех человек, а вот корабли следующего поколения - SpaceShipTwo, которые будут подниматься на WhiteKnightTwo, должны брать на борт до 8 человек. Известный предприниматель Ричард Брэнсон, партнер Рутана и владелец Virgin Galactic (она станет бизнес-оператором проекта), обещал представить SpaceShipTwo в декабре 2009-го, после чего намечены летные испытания. Всего же космический парк Virgin Galactic составят пять космических "челноков", которые, как предполагается, будут возить туристов - за $180 000 - 200 000. Кстати, в Virgin Galactic создан и отдел по спутникам. Представитель Virgin Galactic заявляет, что первый запуск должен состояться в 2013-м или 2014 году. Конечная цель - снизить стоимость запуска с $10 млн до $1 млн.
   

ГОСУДАРСТВО ТОЛЬКО "ЗА"

   Стоит, наверное, отметить, что власти, во всяком случае в США, не препятствуют нарушению своей монополии на космос. Прежде всего, конечно, они желают переложить на плечи частников расходы, которые, по определению, если и окупятся, то не скоро, да и маржу в таком деле рассчитать сложно.
   Кроме того, с 2010 года NASA прекращает использование "шаттлов" и поэтому нуждается в транспортных средствах для выведения грузов на орбиту. К 2015 году США надеются сделать "шаттлы" нового поколения, а до тех пор грузы на МКС будут возить частники.
   В начале 2006 года в NASA объявили о программе создания коммерческой космической транспортной системы (COTS) с бюджетом в $500 млн на финансирование частных разработок средств доставки грузов на МКС. А уже в августе аэрокосмические венчуры SpaceX и Rocketplane Kistler получили контракты на $278 млн и $207 млн соответственно. Летом 2008-го, когда стало очевидно, что Rocketplane Kistler с задачей не справляется, заказчик расторг контракт, а оставшиеся неосвоенными $170 млн передал в декабре 2008 года Orbital Sciences Corporation. Тогда же грянула и вторая сенсация - венчуры Space X и Orbital Sciences Corporation обошли консорциум тяжеловесов в борьбе за контракты на доставку на МКС грузов весом до 20 тонн. Сделка рассчитана до 2016 года. SpaceX, принадлежащая Элону Маску, основателю платежной системы PayPal, должна получить $1,6 млрд за 12 полетов, а Orbital Sciences Corp. - $1,9 млрд за 8. SpaceX разрабатывает ракету Falcon 9, а Orbital - Taurus II. Первые их запуски намечены на 2011 год. В перспектвие в NASA планируют с помощью частных фирм доставлять на борт МКС и людей. В SpaceX, например, утверждают, что смогут переоборудовать свой летательный аппарат Dragon для перевозки астронавтов менее чем через 3 года.
   "Частная индустрия быстро растет, - резюмирует Сэм Симеми, глава программы COTS по созданию коммерческой транспортной космической системы. - Времена, когда осваивать космос могли только NASA и военно-воздушные силы, ушли в прошлое".
   Впрочем, многие в космическом бизнесе недовольны вмешательством государства в принципе. "По-моему, - считает Хейди Вуд, старший аналитик по вопросам космоса в Morgan Stanley, - правительство играет слишком большую роль в космической индустрии". Больше всего нареканий вызывает чрезмерная, по мнению специалистов, забюрокраченность и зарегулированность. К тому же NASA, как считают бизнесмены, не очень надежный деловой партнер, который легко меняет условия контрактов или вообще разрывает их, ссылаясь на дефицит бюджета.
   

ТУР НА ОРБИТУ

   Отдельную нишу старается занять Bigelow Aerospace, основателем и президентом которой является американский миллионер Роберт Бигелоу. В 2006 и 2007 годах Bigelow запустила прототипы надувных космических модулей Genesis I и Genesis II. Кстати, Genesis I был выведен на орбиту с пусковой площадки полигона ракетных войск стратегического назначения Ясный российской ракетой "Днепр". Из таких и подобных модулей предполагается в дальнейшем собирать космические отели.
   Модули весят 1400 кг, имеют длину около 4 м и диаметр 1,9 м, но после вывода на орбиту они надуваются и становятся вдвое больше. Bigelow Aerospace предлагает $50 млн компании, которая обеспечит надежное транспортное средство для доставки клиентов в первый космический отель. Не исключено, что таким средством опять-таки будет SpaceShipTwo или Dragon от SpaceX.
   Стены модуля толщиной 30 см из многослойного полимера и кевлара надежно защитят космических туристов от радиации, метеоритов и космического мусора. По предварительным оценкам, проект обойдется как минимум в полмиллиарда долларов, но Роберт Бигелоу надеется не только компенсировать затраты, но и получить хорошую прибыль. От желающих полюбоваться нашей планетой из космоса, уверен он, отбоя не будет. Космическую гостиницу можно не только использовать по ее прямому назначению, но и сдавать в аренду астронавтам или крупным фармкомпаниям, проявляющим огромный интерес к испытаниям лекарств в космосе. Бигелоу также рассчитывает, что его необычный отель заинтересует кинематографистов, которые получат уникальную возможность для съемок в космосе.
   У Bigelow Aerospace есть конкуренты. Построить к 2012 году первый отель из грузовых отсеков, переоборудованных под жилье и собранных на орбите, обещает туристическая компания из Барселоны Galactic Suite. Трехдневное пребывание в гостинице обойдется любителям встречать рассветы в космосе примерно в $4 млн. Необычный отель будет облетать нашу планету каждые 80 минут. Как нетрудно подсчитать, за сутки постояльцы смогут увидеть 18 восходов солнца.Первоначально космическая гостиница рассчитана на шестерых гостей: по два в трех отсеках. Но со временем, рассказывает Ксавьер Кларамунт, исполнительный директор Galactic Suite, число отсеков, группирующихся вокруг ядра, как атомы в молекуле, будет доведено до 22, а постояльцев - до 44.
   

ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ С НЕБА

   Транспортные услуги и космический туризм - это наиболее, наверное, понятные и близкие варианты получения отдачи от инвестиций. В более отдаленной перспективе - добыча вне пределов Земли полезных ископаемых. По подсчетам ученых, астероид диаметром в 1 км должен содержать 30 млн т никеля, 1,5 млн т кобальта и 7500 т платины. Только эта платина, не говоря обо всем остальном, будет стоить сотни миллиардов долларов.Луну за богатый потенциал и вовсе называют "Персидским заливом XX века". Астрономы уверяют, что на спутнике Земли, который в основном состоит из кремния, много редко встречающихся на нашей планете и поэтому очень дорогих элементов. Главным образом это металлы из так называемой платиновой группы: платина, иридий, осмий, палладий, родий и рутений. На Луне, по мнению науки, можно добывать германий, молибден, рений, вольфрам и золото, а также кобальт, никель, железо, алюминий, магний, марганец, кальций, калий и титан.Но самым заманчивым из лунных полезных ископаемых считается очень редкий нерадиоактивный изотоп гелия - гелий-3. Его нашли в образцах, доставленных космическими кораблями Apollo на Землю в 60 - 70-е гг. прошлого века. Гелий-3 уникален тем, что может стать практически неиссякаемым источником экологически чистой энергии. Исследователи из Кембриджского университета, например, подсчитали, что 6 метрических тонн этого газа хватит для обеспечения энергией Великобритании в течение года. Неудивительно, что тонна гелия-3, залегающего, кстати, на глубине менее 3 метров, будет стоить несколько миллиардов долларов. А всего гелия-3 на Луне, по прогнозам ученых, больше 100 млн т.
   Впрочем, несомненно, что добыча полезных ископаемых в космосе связана с очень большими трудностями. Лет десять назад о своем интересе к коммерческому использованию небесных тел в промышленных целях и, в частности, Луны объявили несколько компаний. Однако такие из них, как Applied Space Resources и LunaCorp закрылись, а Idealab и SpaceDev переключились на проекты попроще и реальнее.
   

   СОКРОВИЩА НАД ГОЛОВОЙ
   Стоимость астероида 3554 Амон диаметром 2,5 км составляет $20 трлн: $8 трлн - железо и никель, $6 трлн - кобальт и $6 трлн - металлы платиновой группы (в ценах 1997 года).
   ИСТОЧНИК: Джон Льюис, профессор астрономии Университета Аризоны, автор книги "Добыча полезных ископаемых в небе"