Космос как поле битвы миллиардеров
Космос становится полем битвы миллиардеров. Выше, быстрее, альтруистичнее, публичнее. Ричарда Брэнсона под миллионные лайки в соцсетях провожает в полет Илон Маск. Джефф Безос берет с собой в космос самого молодого и самого старого космонавтов в истории и всерьез делает официальное заявление, что иллюминаторы в его космическом корабле самые большие в космосе в отличие от Virgin Galactic, у которой иллюминаторы «как в самолете». Что для них космос — новая ярмарка тщеславия или настоящий бизнес?
11 июля сэр Ричард Брэнсон стал первым в истории миллиардером, который отправился в космос на собственном космическом корабле. Он опередил своего главного конкурента — Джеффа Безоса — всего на 9 дней, и благодаря этому он останется в истории первым. Схватка богатейших людей планеты — способ доказать безопасность разработок своих компаний, застолбить первенство на рынке космотуризма и остаться в истории.
Первые космические туристы
28 апреля 2001 года с космодрома Байконур стартовал корабль «Союз», на борту которого находился первый космический турист в истории. Им стал американский мультимиллионер, эмигрант из Италии Деннис Тито.
60-летний предприниматель провел на МКС восемь дней, выполняя функции оператора систем. Титул первого космотуриста Тито отвергает с негодованием: получивший степень бакалавра в области астронавтики и несколько лет проработавший в NASA, он считал, что решал для науки более значимые задачи. Впрочем, первым в космосе Тито был только формально: за 11 лет до его полета первым «обычным» человеком на орбите стал журналист Тоехиро Акияма. В 1990-м он посетил орбитальную станцию «Мир», путь к ней оплатил его работодатель — японская телекомпания TBS. Полет обошелся ей в 5 млрд иен (на тот момент около $37 млн). Побывать на «Мире» планировал и Тито, но Россия отказалась от эксплуатации станции незадолго до его полета.
Влиятельный финансист, с детства увлеченный космосом, Тито называл свой первый полет в невесомости «раем», а успешное возвращение домой — «великим днем». Дорога в рай обошлась ему в $20 млн. Ту же сумму заплатили и другие новоиспеченные астронавты — предприниматель Марк Шаттлворт, доктор философии Грегори Олсен и ученая Ануше Ансари, ставшая первой женщиной-туристкой в космосе. На сегодняшний день таких туристов всего семь.
Она затонула
Орбитальная станция «Мир» эксплуатировалась с 1986 до 2001 года. Поддержание работоспособности орбитальной станции обходилось России дорого — от $70 до $200 млн ежегодно. Это стало проблемой, которую были призваны решить коммерческие запуски. За год до ликвидации «Мира» арендатором станции стала компания MirCorp (60 % принадлежали РКК «Энергия», еще 40 % — американской Gold & Appel S. A.). MirCorp успешно привлекала к сотрудничеству тех, кто желал отправиться в космос за собственные деньги. Ей удалось заработать на контрактах с иностранцами около $40 млн, но этого было недостаточно для полноценного обслуживания станции. MirCorp уже подписала контракт с Тито на его полет в космос, когда Россия приняла решение затопить «Мир». Среди причин — начавшийся процесс разрушения станции и слишком высокая стоимость ее обслуживания, объяснял директор Российского космического агентства Юрий Коптев. Тогда Москва решила сосредоточиться на развитии своего сегмента на МКС.
Оператором первых полетов частных астронавтов выступила американская Space Adventures, которая и сегодня остается основным игроком на рынке. В последний раз компания отправляла туриста в космос в 2009 году. Им был основатель Cirque Du Soleil Ги Лалиберте, который заплатил за 11 дней на МКС $35 млн. Space Adventures доставляла своих клиентов к МКС только на российских кораблях, но в 2020 году она начала сотрудничать со SpaceX Илона Маска. Когда отрасль космотуризма только зарождалась, NASA выступало против коммерциализации МКС.
В агентстве периодически напоминали, что орбитальные станции — не развлечение и доступ непрофессионалов к ним должен быть ограничен. Но финансовая выгода была налицо, и позднее NASA пересмотрело свое отношение к отправке миллионеров на орбиту: с 2019 года организация приветствует туристов на МКС. Она готова доставлять частников на орбиту с помощью кораблей SpaceX за $58 млн (Роскосмос берет меньше — $50 млн).
С приходом новых игроков на рынок прайс-лист на услуги компаний космотуризма изменился. Помимо SpaceX, доставлять туристов к границе космоса на собственных разработках уже готовы Virgin Galactic и Blue Origin.
Революция Маска
В день первого полета Брэнсона основатель SpaceX Илон Маск заехал к нему домой, чтобы лично поздравить друга с историческим запуском. Сам Маск планирует отправить в космос корабль Crew Dragon с туристами на борту до конца 2021 года. SpaceX готовится выполнить две миссии. В ходе первой туристы будут доставлены на околоземную орбиту, а во время второй — пристыкуются к МКС и проведут на станции восемь дней. Кроме того, в ближайшие три года SpaceX проведет первый коммерческий полет к Луне. Его стоимость оценивается в $75 млн. На этом амбициозные планы американца не заканчиваются: своей главной миссией Маск называет заселение Марса.
Маск вкладывает немало усилий в популяризацию освоения космоса и вводит моду на инвестиции в отрасль. В какой-то мере это способствовало успеху основных конкурентов SpaceX — Virgin Galactic и Blue Origin.
Virgin Galactic, основанная Ричардом Брэнсоном, запустила продажу билетов в космос задолго до первого успешного запуска. Бронь по цене $250 тысяч за билет купили более 600 человек. После чего компания сообщила, что получила слишком много заявок, и приостановила продажи. Среди попавших в лист ожидания — Том Хэнкс, Джастин Бибер, Леди Гага и даже Илон Маск. По словам Брэнсона, чтобы выкупить место на его корабле, основатель SpaceX внес залог в размере $10 тысяч. В качестве ответного жеста Брэнсон пообещал прокатиться на корабле Crew Dragon.
Virgin Galactic начнет запуски с туристами на борту только в 2022 году, а пока в космос отправился сам Брэнсон. Так миллиардер решил вернуть доверие потенциальных клиентов после череды неудачных запусков и оправдать ожидания инвесторов. Какова будет конечная стоимость билета на космоплане Virgin Galactic, неизвестно. Эксперты предполагают, что цены будут расти.
Но сегодня Virgin Galactic остается убыточной. В I квартале 2021 года компания смогла сократить потери втрое, но они все еще велики — $129,7 млн против $337 млн за тот же период 2020 года. Впрочем, это не мешает росту капитализации компании.
«Можно расти и без доходов от продаж, — утверждает главный аналитик НП ГЛОНАСС Андрей Ионин. — Когда Брэнсон еще даже не показал свой продукт, Virgin Galactic стоила $10 млрд. Космические компании, как и IT-гиганты, могут позволить себе годами работать в убыток, пример тому Facebook и Tesla, но это не мешает росту их капитализации и привлечению инвесторов. Virgin Galactic и другие вполне могут опустить цену на полеты до минимума без ущерба для себя».
Прямой конкурент Virgin Galactic на рынке космотуризма — Blue Origin — выполнила свой первый туристический полет 20 июля. Самым главным пассажиром стал владелец компании Джефф Безос, который взял с собой в космос младшего брата Марка, самого старого космонавта в истории — 82-летнюю летчицу Уолли Фанк — и самого молодого — 18-летнего Оливера Деймена. Ради того чтобы на его корабле оказался самый молодой космонавт в истории, Безос даже подвинул человека, который выиграл билет на публичном онлайн-аукционе Blue Origin за $28 млн.
В космической гонке, разумеется, не обошлось без Китая, который тратит миллиарды на разработку своей космической программы. К 2022 году должно завершиться строительство китайской орбитальной станции «Тяньгун» («Небесный дворец»). Ее стоимость оценивают в $25–0 млрд. Также КНР планирует в скором времени осуществлять полеты на Луну и Марс и объявила о планах к 2035 году построить лунную станцию. Китай тоже рассматривает как одно из направлений космический туризм, но пока в этом далеко не продвинулся.
После успешного приземления Virgin Galactic глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин призвал российских олигархов последовать примеру западных коллег — начать инвестировать в космос и перестать тратить деньги «на яхты и ярмарки тщеславия». Развивать частную космонавтику в России задача почти утопичная: компании сталкиваются с отсутствием финансирования и не выдерживают конкуренции с госкорпорациями. В последние годы было объявлено о нескольких амбициозных проектах, но далеко не все они завершились успехом.
Российским аналогом SpaceX должна была стать компания «Космокурс». Ее основал в 2014 году выпускник МАИ и бывший сотрудник Космического научно-производственного центра им. Хруничева Павел Пушкин. Его компания первой в России получила одобрение на разработку частного проекта в области космического туризма. «Космокурс» планировала выполнять 15-минутные суборбитальные полеты на высоте 200 км. Разрабатываемый компанией многоразовый космический корабль был рассчитан на шесть пассажиров.
Но в апреле «Космокурс» объявила о своей ликвидации. По словам Пушкина, причиной стали «непреодолимые трудности» в вопросах согласования строительства космодрома в Нижегородской области с местными властями.
Другой российский бизнесмен — гендиректор S7 Airlines Владислав Филев — также задумал развивать отрасль космотуризма. Изначально S7 Space создавалась для коммерческих запусков ракет и выведения объектов на орбиту Земли. Но позже компания решила присоединиться к тренду на турполеты в космос. В 2018 году S7 Space объявила о начале строительства космодрома на околоземной орбите. Он будет использоваться в том числе и для космического туризма.
Под личную ответственность
Все новоиспеченные астронавты, желающие отправиться на орбиту на российских кораблях, проходят подготовку в Звездном городке под Москвой. Подготовка включает в себя медицинские тесты и физические упражнения. Кроме того, «астронавты» учатся управлению космическим кораблем. Они проходят отработку режимов ручной стыковки с МКС, расстыковки с ней, спуска с орбиты и посадки.
Космотуристам также предстоит позаботиться о страховке. В России этим занимается АВИКОС. Деннис Тито в свое время заплатил за страховку $100 тысяч.
Кроме того, перед полетом Тито подписал документ, согласно которому он несет личную ответственность за все риски. Законодательство США также защищает космические компании от подачи к ним исков — во многом из-за этого запуски туристов в космос задерживались на несколько лет.
Космос не для всех
Ричард Брэнсон повторяет, что основная его задача — сделать космические путешествия доступными для всех. Пока полет на корабле Virgin Galactic могут позволить себе лишь очень богатые туристы, и вряд ли когда-нибудь ситуация изменится, считает член Российской академии космонавтики им. К. Э. Циолковского Игорь Маринин. «Прыжки» в космос, продемонстрированные Брэнсоном и Безосом, безусловно, будут доступней полноценных орбитальных полетов, но они никогда не станут массовыми.
«Они для избранных и очень богатых людей. Найдется не так много желающих отдать сотни тысяч и миллионы долларов за минуты в невесомости. Раж пройдет, и начнется спад заказчиков.
Думаю, через несколько лет такие полеты будут либо очень редкими, либо вовсе прекратятся», — считает Маринин.
Миллионы за минуты в космосе готов отдать только специфический круг людей, соглашается Андрей Ионин. «Предсказать их поведение сложно. Скорее всего, в первое время будет какой-то всплеск спроса, но как только полеты в космос станут более доступными, интерес у миллионеров к ним пропадет. Они любят эксклюзивные товары, а не массовые», — говорит аналитик.
Но цена — не главный сдерживающий фактор для развития этого рынка. Основной проблемой остается вопрос безопасности. Обеспечить на 100 % надежность аэрокосмических систем невозможно, особенно когда речь идет о массовых запусках. Многие готовы рисковать своими деньгами, но не готовы рисковать жизнью как Брэнсон, который участвовал в тестовом полете корабля. Даже Гагарин и Королев так не делали — полету предшествовали годы испытаний.