Космическое банкротство


С осени 2013 г. и до первой декады января 2014 г. стройка в Алабяно-Балтийском тоннеле в Москве стояла. Генерального подрядчика проекта, НПО "Космос", банкротят несколько его подрядчиков. Рабочие не получали зарплату свыше полугода и боятся, что уже не получат ее никогда. Почему такое случилось с крупной инфраструктурной компанией, существующей на рынке более двадцати лет?


Собянин срезал бюджет

НПО "Космос" - компания таинственная: 85% ее контролирует президент, доктор технических наук Андрей Черняков. Каким образом ученый, выпускник Московского института химического машиностроения, автор 29 запатентованных изобретений и свыше 40 научных трудов стал миллионером, неизвестно. Искать разгадку нужно, по-видимому, в перипетиях быстрой приватизации начала 1990-х: НПО "Космос" создано в 1991 г. на базе Государственного научно-исследовательского института химии и технологии элементоорганических соединений. Как за истекшие двадцать лет химический НИИ превратился в многопрофильный холдинг, основной специализацией которого стало строительство? Сайт компании этот процесс описывает так: "В 90-е годы химическая промышленность и химическая наука понесли наибольшие потери в России, в течение нескольких лет наука фактически не была востребована, и в этот момент группа ученых во главе с А.В. Черняковым стала искать для себя новые пути реализации. Эти молодые ученые удивили нас, химиков, найдя себя в таком сложном направлении жизни, как строительство... НПО "Космос" и стало той фирмой, которая первая среди всех и единственная поняла, что во многих инженерных и строительных конструкциях химия незаменима для обеспечения длительного срока эксплуатации возводимых и ремонтируемых объектов... Многие исследования, проводимые специалистами НПО "Космос", переросли в научные изобретения и были запатентованы. Они нашли свое применение в том числе на таком благом поприще, как реставрация храмов, воссоздание исторических зданий, нашего духовного и исторического наследия". Но кроме научного подхода, Андрею Чернякову помогли предприимчивость и умение наладить контакты с руководством и Москвы, и Санкт-Петербурга. Среди проектов, выполненных НПО "Космос", - реконструкция здания сгоревшего Манежа и Елоховского собора к 850-летию Москвы, Царицынского дворца, строительство Лефортовского тоннеля, участка КАД, взлетно-посадочных полос в аэропорту Пулково, пермского и волгоградского аэропортов. В 2011 г. журнал "Финанс" оценивал состояние господина Чернякова в $720 млн.

Подряд на строительство транспортной развязки между Ленинградским и Волоколамским шоссе и Алабяно-Балтийского тоннеля, частью которой он является, НПО "Космос" получило при экс-мэре Москвы Юрии Лужкове в конце 2007 г.

К тому моменту НПО "Космос" уже проложило самый длинный тоннель в столице и пятый по длине в Европе - Лефортовский (протяженность свыше 3 км). Его стоимость вышла под $1 млрд. Но на сайте НПО "Космос" он среди построенных объектов завуалированно именуется Третьим транспортным кольцом. Может быть, потому, что там часто случаются аварии, у тоннеля дурная слава. Покойный Михаил Рудяк, хозяин "Ингеокома", предлагал Лужкову проект Лефортовского тоннеля в два раза дешевле и отговаривал от проведения работ закрытым способом. Основной владелец НПО "Космос" Андрей Черняков сумел продавить свой вариант, сохранявший исторический район Лефортово, и чувствовал себя чемпионом. Он дружил с главой московского стройкомплекса Владимиром Ресиным и был своим для Лужкова, чего нельзя сказать о "Трансстрое" и "Мостотресте", которые также бились на аукционе за генподряд на развязку у метро "Сокол" и проиграли. У двух инфраструктурных компаний в 2007 г., когда шел конкурс на этот дорожно-транспортный объект, менялись основные акционеры. У "Трансстроя" им стал Олег Дерипаска, у "Мостотреста" - Михаил Абызов и Аркадий Ротенберг. Удаленность Лужкова от этих инфраструктурных олигархов, близких к Владимиру Путину, в конечном счете стоила Юрию Михайловичу карьеры.

Однако, чтобы получить подряд на развязку на пересечении Ленинградки и Волоколамки, победителю пришлось сильно снизить цену в первом аукционе: с 40,05 до 34,4 млрд руб., т.е. на 6 млрд руб., а это 15% от бюджета. В данный лот входили строительство Волоколамского тоннеля и реконструкция Ленинградского тоннеля. В трех других торгах по Алабяно-Балтийскому тоннелю суммарное снижение составило более 4 млрд руб. и колебалось от 3 до 12%. Общая сумма стоимости развязки и тоннеля в итоге достигла 85,8 млрд руб., согласно аукционам 2007-2008 гг. Волоколамский тоннель ввели в строй в 2009 г., Ленинградский реконструировали в том же году, а первая часть Алабяно-Балтийского в заявленный срок (в 2009 г.) не была построена. После отставки Юрия Лужкова новые столичные власти сократили бюджет стройки до 78,15 млрд руб., заставив топ-менеджмент "Космоса" подписать допсоглашения к существующим контрактам. Разница в 7,8 млрд руб. (это почти 10% бюджета) вызвала недофинансирование проекта, остановки на стройке и неплатежи, рассказал "Ко" источник в НПО "Космос". В итоге 1 км Алабяно-Балтийского тоннеля подешевел относительно 1 км Лефортовского тоннеля: 96,8 против 108,2 млн руб. На вопрос, с чем связано снижение бюджета стройки, в столичном департаменте строительства ответить не смогли. Олег Скворцов, президент некоммерческого партнерства дорожных проектных организаций "Родос", замечает, что "закон запрещает менять стоимость договора в одностороннем порядке, речь о снижении стоимости может идти только в случае применения заказчиком штрафных санкций".

В 2011 г. Алабяно-Балтийский тоннель стал частью другого крупного дорожного проекта - Северо-Западной хорды. Это 29 км бессветофорной трассы, соединяющей Сколковское шоссе с Ярославским через Рублевское, Звенигородское, Ленинградское и Алтуфьевское шоссе. И после этого изменения проекта проводилось еще два конкурса на строительство развязки у метро "Сокол", в результате чего ее цена выросла на 8 млрд руб. Первый - весной 2013 г. на путепровод на пересечении ул. Балтийская и ул. Большая Академическая с Рижским направлением Московской железной дороги, МЖД (2-й этап, итоговая цена 5 млрд руб.), второй - на 3 млрд руб. - еще не закончился.

На сегодня, по словам Марата Хуснуллина, заместителя мэра Москвы по градостроительной политике и строительству, это самый дорогой дорожный долгострой в столице.

Чтобы проложить Алабяно-Балтийский тоннель, пришлось решить очень сложную инженерную задачу: он проходит под двумя транспортными тоннелями - Волоколамским и Ленинградским, тремя тоннелями Замоскворецкой линии метро, Ленинградским проспектом и действующим участком МЖД. Работа шла на глубине 25 м, сверху метро, тоннели, железная и автодороги, внизу река Таракановка (ее пришлось заключить в новый коллектор). Плюс перенос всех коммуникаций, части МЖД, рытье тоннеля открытым способом и снова укладка железнодорожного полотна на место. Сама идея строительства тоннеля в таких грунтах казалась безумной: строителям все время приходилось бороться с рекой.

Первая часть тоннеля, соединяющая ул. Алабяна с Большой Академической улицей, открыта в сентябре 2013 г., спустя почти шесть лет с момента проведения первого тендера. В сентябре департамент строительства правительства Москвы сообщал, что тоннель готов на 95% и его вторая очередь в обратном направлении будет пущена в ноябре 2013 г. Но этого не произошло. В феврале Марат Хуснуллин заявил о переносе сроков на конец 2014 г. Правда, у его зама Андрея Бочкарева, к которому "Ко" обратился с запросом о сроках запуска тоннеля, другие сроки - лето 2014 г. Напомним, в начале строительства тоннель хотели открыть в 2009 г. С тех пор сроки переносились уже несколько раз.

Главный инженер института "Космос Строй-Проект" Сергей Чеботарев утверждает, что технически завершить строительство можно за 4-5 месяцев: "Работы по созданию двух основных тоннелей завершены. Осталось построить кусочек съезда с тоннеля возле улицы Часовой, это всего 150 м, и проложить внутри тоннелей инженерные коммуникации: водопровод, канализацию, электричество". Сейчас ввод этого дорожного сооружения тормозится необходимостью реконструировать участок Северо-Западной хорды на Большой Академической улице, чтобы там не создавались пробки. Но работы на Большой Академической тоже на год отстают от графика.


Долги и банкротство

Между тем НПО "Космос" задыхается в долгах. Долги пытаются взыскать более 50 компаний-контрагентов, и в их числе даже коммунальщики: "Мособлгаз", "Мосэнерго". У НПО нет денег, чтобы оплатить газ и свет, выдать зарплату. Лизинговые ООО "РЭБ Лизинг" и ООО "Лизинговая инвестиционная компания" арестовывают технику. Общая сумма исков, по данным сервиса "Контур-Фокус", на конец марта составила около 1,8 млрд руб. Само НПО "Космос" намерено взыскать 764,6 млн руб.

В январе 2014 г. ООО "Москапстрой-недвижимость" обратилось в Арбитражный суд Москвы с иском о банкротстве НПО "Космос". "Москапстрой-недвижимость", "дочка" ОАО "Москапстрой-ТН", принадлежит вице-президенту АФК "Система" Леониду Моносову и Марине Мамонтовой, президенту "Москапстроя". ООО "Москапстрой-недвижимость" сдало в аренду НПО "Космос" офис на Пятой улице Ямского Поля, д. 5 стр. 1 в 2009 г. (сначала три этажа, а потом один). Арендатор не оплачивал аренду с 2011 г., долг к моменту подачи иска составил около 40 млн руб. В ноябре 2013 г. стороны подписали мировое соглашение о том, что НПО "Космос" заплатит до 15 февраля 2014 г. Но уже 30 января ООО "Москапстрой-недвижимость" подало иск о банкротстве НПО "Космос".

Уже есть кандидат на должность временного управляющего НПО "Космос" - член НП "Саморерегулируемая организация арбитражных управляющих "Развитие" Олег Логинов. В "Москапстрой-недвижимость" говорят, что иного способа добиться результата не видят. 9 декабря ООО "Москапстрой-недвижимость" расторгло договор аренды с НПО "Космос", но арендатор помещение не освободил. Впрочем, у "Космоса" остался еще большой офис на шоссе Энтузиастов, д. 38.

Стоит отметить, что арендатор и арендодатель хорошо знакомы друг с другом, они все входили в ближний круг Юрия Лужкова, вместе строили множество объектов (кроме Алабяно-Балтийского тоннеля, Лефортовский). "Москапстрой" выполнял роль техзаказчика и контролера этих строек, а НПО "Космос" - генподрядчика.

Банкротства НПО "Космос" добиваются еще три компании: ОАО "Научно-исследовательский институт транспортного строительства (ЦНИИС)" (принадлежит "Базэлу" Олега Дерипаски; долг 1,6 млн руб.), ООО "Дорстрой-АБ" (долг 1,5 млн руб.) и ООО "Орионстрой" (9,3 млн руб.). Впрочем, дела у кредиторов идут по-разному: долг "Орионстроя" погашен, "Дорстрою" в иске отказано, зато ЦНИИС, как и "Москапстрой-недвижимость", получил согласие суда на банкротство "Космоса". Гендиректор ОАО "ЦНИИС" Дмитрий Чижиков отказался ответить на вопрос "Ко", почему руководимый им институт банкротит НПО "Космос" при столь небольшой сумме долга. Но причина, видимо, та же, что и у "Москапстрой-недвижимости": иных вариантов возврата денег нет.

Эти долги не такие большие в сравнении с долгами перед банками и бюджетом самой стройки. Так, Банк Москвы предоставил НПО "Космос" кредит в 10 млрд руб. для завершения строительства Алабяно-Балтийского тоннеля сроком на год. Начиная с 2002 г. Банк Москвы выдал НПО "Космос" кредиты на общую сумму 27 млрд руб. для покрытия кассовых разрывов в финансировании строительства первого пускового комплекса развязки. Владимир Варыгин, вице-президент НПО "Космос", сказал "Ко": "Все долги обязательно погасим". Причины финансовых сложностей он комментировать отказался. Активы компании - здания и земельные участки - оценивались ею самой в 2013 г. в 1,7 млрд руб. Эту оценку НПО "Космос" представило налоговой инспекции, добивающейся от "Космоса" через арбитражный суд оплаты штрафа. Банк Москвы не комментирует свои отношения с клиентами.


Автопробеги и война компроматов

Долги не мешают спортклубу НПО "Космос" жить полной жизнью - держать большой парк дорогих автомобилей-внедорожников и участвовать во всех автопробегах и трофи-рейдах. Семья Юрия Колембета, директора службы по транспорту и техобеспечению НПО "Космос", занимает призовые места в кубках чемпионата России "Золотые ворота", "Избалык" и др. А в 2013 г., когда имел место веерный поток исков в арбитражный суд от подрядчиков, экипаж НПО "Космос" ударил по ним трансконтинентальным автопробегом Мурманск - Владивосток протяженностью 17 000 км.

Спортклуб содержит НПО "Космос", хотя сумма финансирования не обнародуется. Связаться с Юрием Колембетом не удалось: его телефон не отвечает.

Между тем рабочие, не получавшие зарплату по 6-7 месяцев, обсуждают свои проблемы на форумах. Некоторые пишут письма Владимиру Путину. Пикеты с лозунгами "Черняков - вор" проводились у здания мэрии и у дачи Андрея Чернякова в поселке Красково Люберецкого района. Их проводили, впрочем, не сотрудники "Космоса", а межрегиональная общественная Организация по борьбе с правовым нигилизмом (ОБПН). ОБПН утверждает, что Черняков, прихватив бюджетные деньги, сбежал в Италию, в Парму, где у него "небольшой заводик по производству буровых установок под названием MDT". Впрочем, доказательств этих фактов ОБПН не представила. "Ко" дозвониться до Чернякова не удалось: в НПО "Космос" ответили, что не могут связаться с ним по телефону. В РФ с 2008 г. работает ООО "Мак Дрилл Технолоджи Руссия", учредителями которого, согласно данным сервиса "Контур-Фокус", являются итальянский завод - изготовитель буровых установок Mc Drill Technology S.p.A. и гендиректор "Мак Дрилл Технолоджи Руссия" Анастасия Манцурова. То есть Андрей Черняков не является совладельцем российской "дочки" MDT. Итальянская торговая палата на наш вопрос об учредителях MDT не ответила.

На вопрос "Ко", почему ОБПН ведет войну против руководства НПО "Космос", глава организации Артем Бахметьев говорит, что НПО "Космос" потребовало писать о них хвалебные статьи в обмен на деньги - добровольные взносы, которые получала эта организация на реализацию ее программы. Бахметьев отказался, так как это противоречило целям ОБПН.


Новые подряды

С новыми подрядами у компании негусто. В 2013 году их было меньше 6 млрд руб, в то время, как в тучные 2007-2008 гг, по данным самого НПО "Космос", - около 40 млрд руб. каждый год. После госзаказа на развязку на "Соколе" с Алабяно-Балтийским тоннелем в начале 2012 г. НПО "Космос" получило подряд на реконструкцию участка Большой Академической улицы от улицы Приорова до Дмитровского шоссе (часть Северо-Западной хорды) стоимостью 6,274 млрд руб. И в том же году компания выиграла конкурс на строительство Синопского тоннеля (1,3 млрд руб.) в Санкт-Петербурге.

В результате первого конкурса стартовая цена в 8,366 млрд руб. была снижена до 6,274 млрд руб., то есть на 25%, во втором - до 1,3 млрд руб., на 11%. Олег Скворцов отечает, что "для Москвы снижение суммы подрядов на 25% - это очень много. Такое снижение может быть компенсировано только качеством работ. В ряде европейских стран - Дании, Финляндии, Норвегии и Швеции - за систематическое снижение тендерной цены более чем на 10% компании наказываются штрафом в размере до 10% от годового оборота". Кроме этого, НПО "Космос" объявило о готовности выполнить работы на Большой Академической за максимально короткий срок - 13 месяцев. 13 месяцев прошло в феврале 2013 г., но работа не сделана.

Жители района Коптево выступают против Северо-Западной хорды с 12 полосами движения, они хотят жить в городе, а не на хайвее, частью которого становится их район. Им эта дорога ничего не даст, кроме резко возросшего трафика, летящего по Западной хорде в Сколково, а оттуда по скоростной дороге Москва - Санкт-Петербург.

Что касается Синопского тоннеля, то здесь работы начались с опозданием на девять месяцев. В итоге можно увидеть, что суммарный объем подрядов НПО "Космос" упал уже в 2012 г. - до 13,5 млрд руб., в 2013 г. до 5,7 млрд руб. Еще более заметно отставание от конкурентов. Так, "Мостотрест" в 2013 г. только дорожных госзаказов получил на 57,4 млрд руб.

В 2013 г. у "Космоса" появился заказ на строительство путепровода на пересечении Балтийской улицы, Большой Академической и Рижского направления МДЖ. Генподрядчик в ходе конкурса снизил цену с 7,022 до 5 млрд руб. Это тоже продолжение работ по строительству развязки между Ленинградским и Волоколамским шоссе. И еще один госзаказ на 671 млн руб. Москва дала на выполнение реставрационных работ в музыкальном театре "Геликон".

В 2013 г. "Космос" может получить еще один заказ, связанный со строительством транспортной развязки на пересечении Ленинградского проспекта и Волоколамского шоссе. Начальная цена контракта - 3 млрд руб. Итоги тендера должны были подвести еще 6 февраля 2014 г., но не подвели. Между тем менять "Космос" на другого генподрядчика Москва не планирует. "В настоящее время все контракты по данным объектам действующие, поэтому оснований для объявления новых торгов нет", - ответил руководитель городского департамента строительства Андрей Бочкарев через свою пресс-службу на вопрос "Ко", нет ли планов у департамента отдать генподряд на участки Северо-Западной хорды другой компании.

Генподряд на другие участки Северо-Западной хорды - улица Народного Ополчения с выходом на проспект Маршала Жукова, участок от проспекта Маршала Жукова до Крылатской улицы - получило ОАО "Мостотрест". Южный участок Северо-Западной хорды (от Ленинградского шоссе с выходами на ул. Мневники через ул. Народного Ополчения; Сколковское шоссе до Московской кольцевой автомобильной дороги; от ул. Мосфильмовской до Аминьевского шоссе) также достался "Мостотресту". Общая протяженность реконструируемых трасс - 17 км, общая стоимость этих работ у "Мостотреста" составляет 29 млрд руб.

Между тем открывшуюся часть Алабяно-Балтийского тоннеля периодически закрывают, чтобы чистить от наледи. Та же проблема и с Волоколамским тоннелем, находящимся над Алабяно-Балтийским. "Наледь в тоннеле - это где-то замерзшие протечки грунтовой воды и где-то замерзшие осадки. Но в каждом случае нужно разбираться конкретно", - объяснил "Ко" ситуацию Сергей Чеботарев. В тоннелях уже произошло несколько аварий. Московское правительство в конце февраля выделило около 150 млн руб. на антиаварийные работы на этих объектах.