Top.Mail.Ru
архив

Костер тщеславия

В конце мая – начале июня турагентства захлестывает поток специальных предложений от операторов. Что, впрочем, неудивительно, поскольку это традиционно провальный период: майские праздники уже отгремели, а летний сезон еще толком не начался. Однако 2002 год побил все рекорды – цены на туристические пакеты на многих направлениях опускались ниже себестоимости авиабилетов.

 

Начало очередного высокого сезона ознаменовалось резким ростом спроса на «горящие» путевки. Наиболее востребованы Испания, Мальта, Кипр и Северная Греция. Чуть в меньшей степени потенциальных туристов привлекают Турция и Египет. Особняком стоят «проблемные» Италия, Франция и Германия. Сложности с визами не позволяют туроператорам выбрасывать на рынок специальные «демпинговые» предложения. Доля горящих путевок на самых хитовых направлениях превышает 50%. Туроператоры жалуются, что клиенты реагируют на слово «горящий», совершенно не интересуясь стандартными предложениями.

Однако у представителей компаний, продающих горящие путевки, свой взгляд на ситуацию. Они считают, что в пользу покупки горящей путевки говорит широчайшее предложение туров, а также возможность бронирования тура в день отъезда. «В этом году мы почувствовали силу воздействия нашего брэнда. Число постоянных клиентов выросло до 70%», – говорит генеральный директор сети «Магазин горящих путевок» Андрей Озолинь. Дополнительной мотивацией для покупки горящего тура становится хроническое неумение или нежелание россиян планировать все заранее. По словам Андрея Озолиня, 40% клиентов его компании – бизнесмены, не привыкшие к планированию отдыха.

Но главным определяющим фактором при выборе тура остается цена. Цены на горящие туры отличаются от стандартных прайсов как минимум на 20 – 30%. Если обычная цена отдыха в приличном турецком отеле со стандартным набором сервисных услуг составляет около $400, то стоимость спецтура редко превышает $300. Недельный отдых в трех-четырехзвездном отеле на побережье Коста-дель-Соль в сезон может обойтись россиянину в $1000. Счастливчики же, купившие путевку в день вылета, могут сэкономить не менее $200. В этом же ряду – Кипр за $150 и дорогая Мальта по цене Болгарии. Недаром основная категория покупателей супертуров экономит на всем. В том числе и на отдыхе.

 

Все, что горит

Увеличение спроса на горящие путевки на руку так называемым реселлерским компаниям. Это своего рода посредники между производителями турпродукта и туристами. Реселлерские компании аккумулируют все специальные предложения в своей базе, поэтому спектр предложения чрезвычайно широк. Например, в активе «Магазина горящих путевок» всегда около сотни предложений от нескольких десятков фирм, и он не заинтересован в навязывании конкретного предложения. В день число предложений может составлять до 35 000 туров. Горящая путевка, как правило, предлагается на базе нескольких отелей – от двух до пяти звезд. Уровень сервиса выбирает сам клиент. Еще один фактор в пользу покупки горящих туров – надежность компании. Озолинь уверен, что никто не рискнет не выполнить обязательств перед реселлером. В противном случае потерявшая доверие турфирма рискует остаться без гарантированного рынка сбыта, а это грозит немалыми убытками. К тому же реселлер практически не может разориться. Ведь сгоревшая путевка – это убыток для конкретного туристического агентства.

Объем продаж стандартной реселлерской сети уже сейчас доходит до 100 000 туров в год. По словам Озолиня, в ближайшие несколько лет 90% покупок туров на популярные курорты будет совершаться в офисах реселлеров. Традиционным туроператорам останутся индивидуальные и сложные турпакеты, а также неходовые направления. «Мы туристический «Макдоналдс». У нас недорогой и качественный турпродукт», – говорит Озолинь. В планах российских реселлеров – увеличение своей доли рынка до 20% (хотя западный опыт показывает, что при развитом рынке объем спецпредложений не превышает 10%).

От обвала цен больше всего пострадают крупные туроператоры. Бурное развитие дискаунтных сетей грозит снижением доли прибыли и постоянным демпингом на основных направлениях. Основную долю прибыли лидеры рынка зарабатывают на «потоке».

Уход массового потребителя к реселлерам может привести к волне банкротств и кризису на туристическом рынке.

Однако представители крупных турфирм к перспективам туристических дискаунтеров относятся скептически. «У нас более 50% туров бронируются заранее», – говорит гендиректор «Натали-турс» Владимир Воробьев. – А доля специальных предложений составляет не более 5 – 10%. К этим ценам прибегают не от хорошей жизни. Есть игроки, у которых доля спецпредложений составляет чуть ли не 90%. Правда, их риски принимают на себя инвесторы проекта». Лидеры рынка уверены, что реселлерские сети вряд ли смогут на равных конкурировать с крупными компаниями. По мнению Юрия Щеголькова из TEZ-tour, продажи дисконтных туров – малодоходный бизнес. Именно этим он объясняет создание «Магазином горящих путевок» розничной сети «Машина времени», специализирующейся на продаже дорогих туров. Без такой диверсификации реселлерской компании вряд ли удастся выжить.

По словам Юрия Щеголькова, как только благосостояние российских граждан достигнет среднеевропейского уровня, «горящие предложения» практически исчезнут. На Западе система lastminute предназначена для студентов и любителей путешествовать не в сезон…

 

Сами виноваты

Основной причиной нынешнего обвала эксперты рынка называют несогласованность действий туроператоров на самых популярных направлениях. Непомерные амбиции новичков, пытающихся отхватить свой кусок туристического пирога, и непонятное упорство старожилов, не желающих снять лишний борт с «горящего» направления приводят к демпингу и оттоку клиентуры в дискаунтеры.

«Таких бросовых цен на Испанию, как в этом сезоне, не было никогда, – говорит руководитель компании «Сольмар» Татьяна Чувилкина. – Отчасти дело, наверное, в том, что спрос перераспределился в пользу майских праздников: в эти дни у нас был настоящий ажиотаж. В результате все ранние пташки улетели, а поздние еще не встрепенулись, и период с середины мая по середину июня «провис». К тому же сказалась и проблема шумности российских самолетов. Раньше многие операторы поднимали чартеры ближе к разгару сезона, но в этот раз перевозчики нередко вынуждали их начинать программы полетов раньше, грозя в противном случае отдать «тихие» борта более выгодным заказчикам. В итоге на провальные даты пришлось больше рейсов, чем в прошлом году, и рынок просто не смог «переварить» такой объем перевозок».

Ответственность за ценовой подрыв кипрского направления многие туроператоры возлагают на новичка направления – компанию «ДОТВ» и начинающего кипрского консолидатора «Лужники-Тур», поднявших «лишние» чартеры. В итоге стоимость недельного тура в трехзвездном отеле не превышала $150. Эксперты ИС «Банко» выделяют еще одну причину падения цен – демпинг со стороны владельцев крупных отелей. В этом году европейцы предпочли Кипру другие курорты, и теперь на острове борются за каждого клиента, придумывая, к примеру, приманки типа «полупансион по цене завтраков».

Обвал на мальтийском направлении связан с агрессивными действиями «Балкан-экспресса». Эта компания предложила недельный тур на остров за $199, а двухнедельный – за $229 (отели 2* – 3*). Директор компании Алексей Маркелов в интервью журналу «Горячая линия. Туризм» объясняет происходящее просто: «Мы предлагаем на Мальте отели, сопоставимые по уровню с болгарскими. Соответственно и цены на них «болгарские». И я не понимаю, почему остальные фирмы не работают с дешевыми отелями, а потом удивляются нашим ценам». По мнению туроператоров, рынок может спасти укрупнение компаний. Когда в России останется не более десяти крупных фирм с отлаженными розничными сетями, такие обвалы рынка перестанут быть нормой.

Еще по теме