Кострома Mon Amour
Тиражируемая аксиома о том, что отечественная провинция никогда не сравнится по уровню жизни с мегаполисами, уходит в небытие. Второе дыхание в российскую глубинку готовы вдохнуть промышленные предприятия, рядом с которыми и находятся города-спутники. Опытом сотворения подобного «экономического чуда» готов поделиться с россиянами граф и член правящей семьи испанского престола Амалио де Маричалар.
Английский беллетрист и поэт Редьярд Киплинг относился с симпатией к России. Его современники утверждали, что автор «Книги джунглей» и «Кима» мог запросто поговорить с русским буржуа, с оказией оказавшимся в гостях у писателя на берегу туманного Альбиона или в захолустном городке колониальной Индии. Правда, когда доходило до извечного вопроса: «азиатами или европейцами могут считать себя русские», Киплинг оставался непримирим. С Российской империи, по мнению лауреата Нобелевской премии, начинаются и бескрайние степи Монголии, и вечные ледники Северного полюса, и покрытые сакурой горы Страны восходящего солнца. Впрочем, если во времена Киплинга его крылатая строфа: «Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им не сойтись!» имела право на жизнь, то сейчас можно с уверенностью утверждать, что она ушла в прошлое вместе с веком колониализма. Для нашего времени более актуальна другая формула: «Нет Запада без Востока, нет Востока без Запада».
Из Испании с любовью
Сторонником этого тезиса является и Амалио де Маричалар, граф де Рипальда и Консепсион Саенс де Техада. Имя испанского дворянина в нашей стране практически незнакомо, но на своей родине его знают, как говорится, от «Севильи до Гренады», а точнее, от Памплона, пиренейского городка, в котором родился граф де Рипальда, до Мадрида – столицы Испании и бизнес-центра солнечной европейской страны. И родственные связи к этой популярности не имеют никакого отношения. Конечно, с одной стороны, Амалио де Маричалар является членом правящей семьи испанского престола: его родной брат Хайме де Маричалар – супруг принцессы Елены, старшей дочери короля Испании. Благородная осанка и золотой перстень с короной также выдают в нем дворянскую кровь. Тем не менее известность он приобрел не за счет происхождения или собственного бизнеса – строительства и страхования, – а исключительно благодаря социальной и благотворительной деятельности. Амалио де Маричалар – один из тех людей, которого и через сотни лет не забудут в провинции Сориа, до недавнего времени считавшейся самой заброшенной, суровой, бедной и безлюдной местностью в Испании. Беда этого региона заключалась в отсутствии инфраструктуры, которая могла бы соединять провинцию с промышленными и экономическими центрами страны. Консервативные жители Сориа неохотно пускали представителей федеральной власти в свои пенаты и даже не желали, чтобы инфраструктура их провинции была бы похожа на инфраструктуру остальных областей Испании. Возможно, это объяснялось всеобщей неграмотностью населения. Из 150 000 коренных жителей Сориа читать и писать не умели почти 50 000 человек. По своей отсталости провинция походила на российскую глубинку начала – середины 1990-х годов. Промышленные предприятия, разместившиеся на ее территории, также не могли похвастаться какими-либо достижениями. Их продукция – жито, стручковые плоды, виноград, маслины, лен и конопля – отличались плохим качеством и не могли конкурировать с товарами из других регионов страны.
Приход в Сориа Амалио де Маричалара и, в частности фонда «Сориа-21», основателем и руководителем которого является граф де Рипальда, коренным образом изменил образ жизни местных жителей. Появилась и транспортная связь между провинцией и развитыми областями Испании, дети смогли посещать школы и получать образование, а о сельскохозяйственной продукции Сориа узнали как испанские, так и другие европейские потребители. Экологическая обстановка в провинции стала примером для всех регионов страны. Сориа превратилась в провинцию, наиболее привлекательную для инвесторов с точки зрения «умных», то есть высокотехнологичных инвестиций.
Капитализм с человеческим лицом
Одобрение Европы инициатива Амалио де Маричалара получила в 2002 году, после знаменитой конференции в Йоханнесбурге. Деятельность фонда оценила и Организация объединенных наций. Бизнесмены и предприниматели развитых стран решили использовать постулаты, озвученные «Сориа-21», в своей работе, а владельцы и топ-менеджеры многих транснациональных компаний направили свои стопы на путь устойчивого развития. Они даже организовали новое неформальное движение «социальной корпоративной ответственности», в соответствии с которым холдинги ручаются не только за благосостояние непосредственно своих работников, но и жителей региона, где находятся предприятия компании.
Хотя приглашения поделиться опытом подъема бедствующих провинций – сотворения некоего «экономического чуда» – Амалио де Маричалар получал неоднократно из разных стран Европы, после Испании он решил сконцентрироваться именно на России. Это и не странность, не причуда, а давнее увлечение русской историей и… дружба. В нашей стране живет старинный друг испанского дворянина – генеральный директор ОГК-3 («Третья генерирующая компания оптового рынка электроэнергии») Максим Кузнецов. Впервые граф де Рипальда побывал в России около 15 лет назад. С тех пор его жизнь неразрывно связана с российскими полями, реками и лесами. Посещая Ипатьевский монастырь и встречаясь с архиепископом Костромским и Галичским Александром, он недаром назвал местные края «сердцем и душой России». Тем самым испанец, в жилах которого по слухам течет кровь императоров семьи Романовых, подтвердил, что тонко чувствует российскую культуру и историю.
Идея Амалио де Маричалара, которая уже доказала свою эффективность в Испании, может быть реализована в Костромской области. Все необходимые составляющие для этого есть. Одним из главных промышленных предприятий и крупнейшим налогоплательщиком Костромской губернии является Костромская ГРЭС, самая большая электростанция в своем профиле на территории Европы. Говорят, что Костромская ГРЭС, первый энергоблок которой был запущен 11 июня 1969 года, родилась под счастливой звездой. Помимо своего региона станция обеспечивает электроэнергией рынки близлежащих областей – Московской, Владимирской, Белгородской, Вологодской. В схеме, разработанной испанским графом, Костромская ГРЭС как раз и должна занять место того координатора, который сможет держать руку на пульсе экономической и социальной жизни региона (в первую очередь это касается города Волгореченска, в котором находится станция). Назвать ГРЭС только спонсором развития инфраструктуры Костромского края, возведения новостроек, реконструкции и строительства объектов социального, культурного и исторического значения, было бы некорректно. Как утверждает Кузнецов, подведомственное ему предприятие уделяет большое внимание стратегии своего развития. Проект создания и внедрения контролирует лично гендиректор ОГК-3. И не только стратегии общеевропейского развития компании, но и стратегии развития непосредственно «местечковых» конгломератов, то есть регионов, где расположены электростанции ОГК-3. Речь не идет о простой уплате налогов, имеются в виду все аспекты социально-экономической деятельности.
Причем пример испанской провинции подходит для всех шести ГРЭС компании ОГК-3 (Костромской, Печорской, Черепетской, Харанорской, Гусиноозерской, Южноуральской), поскольку они базируются в небольших городках, удалены от других промышленных центров страны и имеют замкнутую инфраструктуру. «У нас шесть маленьких Сорий», – шутит Кузнецов. А, по мнению Амалио де Маричалара, для внедрения модели, реализованной в Сориа, нужно использовать любой опыт – экономический, исторический и даже религиозный.
Навстречу рынку
Недавно жители Волгореченска обрели свою церковь, в строительстве которой участвовала и Костромская ГРЭС. С начала существования города и до последнего времени в Волгореченске вообще не было храма. Малое освящение церкви во имя преподобного Тихона Луховского совершил в конце прошлого года архиепископ Костромской и Галичский Александр. Для генерального директора ОГК-3 этот храм дался, что называется, потом и кровью. Коллеги Максима Кузнецова рассказывают, что незадолго до сдачи сооружения строительными подрядчиками он, рискуя собственным здоровьем, устроил строителям проверку и ночью при свете одних лишь фонарей осмотрел здание и выявил ряд недостатков. Аналогичный храм был построен ОГК-3 в Читинской области. Кстати, в этом регионе компания решила значительно увеличить ассигнования на развитие тепловых сетей. Подобное соглашение руководство ОГК-3 заключило и с Тульской областью, администрация которой согласилась отдать холдингу сети, находящиеся на территории края. Уже утверждены планы реконструкции этих энергоактивов. Подобным путем ОГК-3 идет и в Печерской области. В Бурятии, на Гусиноозерской ГРЭС, объединенная операционная компания начала решать проблемы водозабора – укреплять берега озера, которое и дало название электростанции. Однако эти аспекты, по словам Кузнецова, далеко не все, что может сделать компания для регионов, где ведет свою деятельность. ОГК-3 планирует построить новые энергоблоки на Черепецкой ГРЭС. При их создании будут использованы новейшие технологии. Аналогичные планы у ОГК-3 и в отношении Харанорской ГРЭС. Энергохолдинг также ведет переговоры с «Газпромом» об увеличении газоподачи на Костромскую ГРЭС.
Социальная ответственность ОГК-3 может принести компании и вполне ощутимую экономическую выгоду. Не секрет, что европейское сообщество, чиновники и инвесторы большое значение придают именно социальной деятельности предприятий, уже работающих или только собирающихся придти на местный рынок. В этой связи польза от идей Амалио де Маричалара, реализацией которых готов заняться и занимается Максим Кузнецов, очевидна. В начале февраля нынешнего года акции ОГК-3 начали торговаться на российских фондовых площадках, где было размещено около 40% ценных бумаг энергохолдинга. Подобного free-float нет ни у одного энергопредприятия, входящего в структуру РАО «ЕЭС России».
Тем не менее останавливаться на достигнутом ОГК-3 не собирается. В компании не отрицают возможности размещения акций и на иностранных биржах. При IPO «социалка» играет если не центральную, то во всяком случае одну из приоритетных ролей. Если компания забывает о благородстве и отдает все силы лишь на обогащение своих владельцев, то инвесторы, желающие вложить средства в развитие предприятия, могут и отказаться от покупки акций.
К предприятию, которое большое значение уделяет социальным вопросам, претензий, обычно, не возникает, котировки акций таких эмитентов отличаются стабильным курсом. У ОГК-3 в связи с этим будет неплохой шанс зарекомендовать свои ценные бумаги на мировых торговых площадках.
По мнению экспертов, путь, по которому хочет пойти ОГК-3, тернист и далеко не прост. Не многие из российских бизнесменов готовы думать не только о собственном благосостоянии, но и о жизни простых людей. Идея, реализованная в Испании, должна сработать и в России – вопреки мнению Редьярда Киплинга о том, что Западу и Востоку вместе не сойтись. «Желание сочетать экономический прогресс с бережным отношением к природе мне с детства привили мои родители, – говорит Амалио де Маричалар. – Я принимал участие в сельскохозяйственных работах, научился любить землю и понимать, что она дает человеку. Все, что я делаю для экологии и Испании, основано на чистом энтузиазме и не имеет коммерческой подоплеки». Если постулаты, которыми руководствуется граф де Рипальда, возьмут на вооружение в России, то «экономическое чудо Сореа» в нашей стране вполне осуществимо.
Еще по теме







