Кот размером с собаку

13.04.201500:00

Животное в доме – это радость. Собака – друг человека, ну а кошкам молва и вовсе приписывает лечебные свойства. По данным Euromonitor, в 2013 г. россияне купили своим домашним питомцам только кормов почти на 90 млрд руб. И если кто-то до сих пор наивно думает, что корм, лоточек, наполнитель и услуги ветврача (по необходимости) – это весь список трат на любимца, то он сильно ошибается. Это минимальный набор.

Для сравнения приводим список необходимых покупок для питомника йоркширских терьеров Joy JeLy: корм для щенков (премиум-класса), домик или лежанка, переноска, миски (две-три штуки), ошейник, шлейка, поводок, теплая одежда (теплый свитер, комбинезон для зимы, маечки для лета), расчески железные и щетка с железными закругленными зубцами, резиночки маленькие латексные, шампунь и кондиционер для йорков, когтерез маленький, ножницы маленькие для выстригания шерсти на лапках и ушах, игрушки без наполнителя (две-три штуки).

«Согласно результатам исследования «Росиндекс», наиболее популярной категорией на рынке товаров для домашних животных остаются корма, – делится данными директор по исследованиям Synovate Comcon Татьяна Герасименко. – Более 80% владельцев домашних животных покупают специализированный корм для своих питомцев. За последние несколько лет доля покупателей медленно росла, в последние два года она стабилизировалась. Существенный рост на протяжении нескольких лет (до 2013 г.) демонстрировали также такие сегменты рынка, как лекарства и лакомства для животных. Однако в 2014 г. доля покупателей в этих сегментах несколько сократилась по сравнению с 2013 г. в связи с наступлением кризиса и последующей ориентацией потребителей на экономию. Рынок косметики для животных, а также рынок игрушек и аксессуаров для животных демонстрирует стабильность на уровне 16% и 11% покупателей соответственно». 

Но и это еще не все. Бизнес на домашних животных весьма разнообразен: одежда, обувь, стрижки, выгул, дрессура, выставки, вязка, игрушки, витамины, лакомства, лекарства… И все это кем-то производится и кем-то предоставляется. Домашние животные кормят малый бизнес и крупные корпорации. 

Но самый первый шаг – это завести питомца. Можно подобрать на улице или наткнуться на объявление «отдам в добрые руки». Можно купить в зоомагазине, Интернете или, если принципиально важна породистость, приобрести в питомнике.

Лысый кот

Собственные комнаты, оборудованные всевозможными домиками, подвесными мостиками, лазалками, системой вентиляции и подогревом полов – все это есть в питомнике «Мурмулет». А началось все со спора между супругами: муж хотел собаку, жена – кошку. В порядке компромисса выбрали сфинкса – это такая порода бесшерстных кошек, которые по поведению больше похожи на собаку. «Кота покупали как производителя, это был 2000 г., и стоил котенок $1000, – рассказывает совладелица «Мурмулета» Наталия Белякова. – Но на ближайшей выставке кота забраковали: его породистость оказалась сильно преувеличенной. Кота пришлось везти к ветеринару на кастрацию, и в очереди я познакомилась с дамой, которая содержала питомник собак и питомник кошек. Второй питомник она хотела продать. Мы с мужем подумали и купили бизнес за $5000».

В 2001 г. в питомнике «Гранд сфинкс», который тогда располагался в квартире супругов Беляковых, был один кот-производитель и четыре кошки. Наталии пришлось закончить курсы фелинологов, дело пошло. Лысый кот в начале 2000-х являлся страшной экзотикой. Знакомить потенциальных покупателей котят с породой владельцы питомника ездили на всевозможные кошачьи выставки. Странные с виду и непривычные на ощупь кошки быстро завоевали поклонников. К 2007 г. конкуренция среди питомников сфинксов сильно подросла. «Цены на котят упали примерно на 30%, – вспоминает Наталия Белякова. – Но в 2008 г. случился кризис, половина питомников прекратила существование. Серьезные питомники продают своих котят в Европу и США – это стабильные и прибыльные рынки».

Сейчас котенок сфинкса из питомника в среднем стоит около 30 000–40 000 руб. Существуют еще так называемые «разведенцы», как их презрительно именуют заводчики. Они не заботятся о чистоте породы, о здоровье котенка и его родителей. Они просто зарабатывают деньги. Сфинкс от «разведенцев» стоит 5000–10 000 руб. Гарантию, что котенок выживет, никто не дает.

«Себестоимость котенка в питомнике – около 10 000 руб., – поясняет Наталия Белякова. – Анализы на генетику и инфекции родителей перед скрещиванием, прививки для котят, корма класса люкс, наполнители для туалета, игрушки и огромная работа. Если помет большой, то каждого котенка заводчик, буквально как ребенка, выкармливает смесями через каждые два часа». 

Стоит отметить, что абсолютное большинство питомников в России работает нелегально. Питомник не существует на уровне документального определения: нет никаких специальных требований к оформлению бизнеса. Питомник просто прикрепляется к фелинологическому клубу и начинает работать, не выплачивая налогов.

В 2012 г. в питомник Наталии за лысым котенком пришел бизнесмен Александр Рабинович – владелец ресторанов «Пекинская утка», сервиса с онлайн-играми LiveGames и совладелец агрегатора туристических путевок WikiPlanet. Через некоторое время он предложил Наталии инвестировать в расширение ее бизнеса. Бизнес-план разрабатывали вместе. Питомник зарегистрировали как ИП, в коде деятельности прописано «торговля животными», «торговля товарами для животных» При желании легально оформить деятельность питомника оказалось можно. В 2014 г. в двадцати километрах от Москвы открылся питомник «Мурмулет» – это 1000 кв. м со всеми удобствами для суперпородистых котов. Обслуживающий персонал и полностью оборудованный ветеринарный кабинет с врачом, проживающим на территории питомника, прилагается. Инвестиции в проект составили $3 млн. Кроме сфинксов, Наталия обзавелась еще несколькими редкими перспективными породами. «У нас есть большая кошка саванна F1, взрослая особь размером со среднюю собаку, – рассказывает Наталия. – Стоимость котят этой породы начинается от $15 000».

Чуть позднее совладельцы «Мурмулета» открыли кошачий бутик в центре Москвы: не все клиенты хотят ехать за выбранным котенком за город. По словам Наталии Беляковой, проект «Мурмулет» на окупаемость пока не вышел. «Мы в процессе, прибыль получим примерно через два года», – поясняет Наталия. – Но планы дальнейшего развития уже имеются. Команда «Мурмулета» засматривается на Поднебесную. «Домашнее животное в Китае – роскошь, которую не все могут себе позволить, – объясняет свой интерес Наталия. – Там существует достаточно высокий налог на четвероногих друзей. Поэтому и цены на питомцев в три раза выше, чем в России. А кошки там как раз входят в моду».

Стричь купюры с собак

В 2001 г. владелица сети груминг-салонов «Милорд» и «Барбос» Евгения Ветрогон купила себе собаку породы лабрадор. Пес требовал ухода, а соответствующих услуг на рынке почти не было. Тогда-то Евгения и задумала открыть салон красоты для собак. «Салон сразу задумывался как заведение класса люкс, – рассказывает директор и совладелец компании «Милорд» Денис Васильев. – Инвестиции в открытие первого салона на «Новослободской» составили $70 000, открылся он в 2002 г.». 

Идея оказалась востребованной, в нарядный салон потянулись не только владельцы собак, живущие по соседству, но и звезды шоу-бизнеса. Рекламный эффект получился отличный. Первый салон окупился примерно через три года, в 2004 г. Евгения Ветрогон и Денис Васильев открыли второй салон. Инвестиции в старт сократились примерно до $50 000. Тут инвестиции окупились через два года.

Денис и Евгения уже понимали, что формируется сеть, которой придется управлять. Разработали нормативные документы, регулирующие деятельность салонов, внимательно присматривались к аналогичному бизнесу за границей. В США грумеры стригут собак одинаково, по заданному шаблону. Креативные стрижки предлагают немногие, и это уже собачьи стилисты, услуги которых стоят дорого. В России каждая стрижка – творческая. 

Третий салон «Милорд» открылся в том числе и как обучающий центр. Премудростям стрижки тут учатся и будущие сотрудники салонов «Милорд», и студенты со стороны. Приезжают грумеры из стран СНГ, и русскоговорящие специалисты из Канады, Израиля, Турции. Двухмесячный курс обучения стоит 45 000 руб. 

В 2007 г. появилось предложение по франшизе от «Милорда», первоначальный взнос – 350 000 руб. В кризис 2008 г. «Милорд» открыл еще два салона – сегмент услуг класса люкс тогда не пострадал. Салоны, предоставляющие грумерские услуги, стали активно развиваться, конкуренция росла, и Денис предложил «завести» конкурента. «Бренд «Барбос» задумывался в более низком сегменте, и мы сразу были готовы предлагать франшизу. Для Москвы такой формат не очень выгоден – тут слишком дорогая аренда. «Барбос» – это история для регионов. Стоимость франшизы – ноль рублей, – рассказывает Денис Васильев. – В 2008 г. под влиянием кризиса мы столкнулись с тем, что наши поставщики косметики для животных стали предлагать неудобные условия. Тогда мы договорились с производителем в Италии напрямую. Специально для нас были созданы новые рецепты, так появилась косметика для груминга Milord. Но даже минимальные объемы закупок были слишком велики для сети салонов. Нам повезло, к нам обратились представители сети «Бетховен», которая готова была продавать у себя нашу косметику. Позднее мы стали сотрудничать и с другими магазинами, в том числе с крупнейшей сетью Cats & Dogs. Сейчас использование нашей косметики – это обязательное условие для франшизы «Милорд» и «Барбос». 

Управленческая стратегия «Милорда» – максимальное сотрудничество с представителями сопутствующего бизнеса. Работа с сетью «Бетховен» привела к тому, что в одном из магазинов открылся груминг-кабинет «Барбос», а в марте 2015 г. совместно с сетью ветеринарных клиник «Свой доктор» компания «Милорд» открыла сразу восемь «Барбосов». 

«Данный сегмент общего рынка товаров и услуг для животных вряд ли заинтересует крупный бизнес с точки зрения привлечения инвестиций, – рассуждает аналитик ИХ «Финам» Тимур Нигматуллин. – Дело в том, что, несмотря на достаточно быстрые темпы роста, сегмент груминг-услуг для животных очень узок. По моим подсчетам, объем соответствующего сегмента рынка в РФ составляет менее 1 млрд руб. Более того, в условиях ухудшения экономической конъюнктуры и снижения реальных доходов населения расходы на услуги не первой необходимости будут сокращаться, а рост выручки компании может резко замедлиться».

Ваша киска не купила бы Whiskas

Сеть магазинов для животных Cats & Dogs появилась двенадцать лет назад. Создала ее группа частных инвесторов, к тому времени уже имевших некоторый опыт в ритейле. Они купили три безымянных магазина с целью выстроить сеть. Имена владельцев бренда и первоначальные инвестиции в проект в компании не раскрывают. «В 2004 г. зайти на рынок товаров для животных было несложно, – рассказывает генеральный директор сети Cats & Dogs Сергей Кочнев. – Проект Cats & Dogs изначально разрабатывался под продажу. Собственники рассчитывали, что рано или поздно в Россию придут крупные зарубежные игроки. Но эти расчеты не оправдались: иностранным игрокам, привыкшим к формату мегамоллов, российский рынок оказался неинтересен, а вот создателям Cats & Dogs проект стал приносить прибыль. Рынок рос на 15–20% в год».

В 2009 г. сеть Cats & Dogs насчитывала 33 магазина, а к началу 2015 г. – 45, оборот компании за 2014 г. составил 2 млрд руб. 

По оценкам финансовых аналитиков, маржинальность магазинов для животных невысока – на уровне 30–35%. Да и финансовый кризис сказывается, ведь большая часть товаров для четвероногих друзей импортируется из-за границы. «В декабре у нас был существенный рост продаж – люди закупали корма впрок, в январе и феврале продажи некритично, но упали, – отмечает Сергей Кочнев. – Сейчас падение замедлилось, и мы надеемся на начало стабилизации рынка к концу 2015 г. Сейчас, в ситуации значительного роста арендных платежей, роста закупочных цен и снижения маржинальности, компания оценивает эффективность каждого магазина. Часть магазинов придется закрыть».

Но это не означает, что сеть Cats & Dogs сокращает свое присутствие на рынке. В ближайшее время компания собирается открыть в Москве и Санкт-Петербурге несколько магазинов нового формата с новым ассортиментом товаров и услуг. Кроме товаров для животных, в Cats & Dogs можно приобрести и самих питомцев: собак, кошек, грызунов, птиц, рыб. «Это, скорее, не доходная, а имиджевая часть и программа привлечения клиентов, – поясняет Сергей Кочнев. – Требования к продаже животных очень строгие, все звери имеют пакет документов, привиты и содержатся в надлежащих условиях. Еще одна ниша, обещающая стабильный доход, – это ветеринарные товары. Животные стареют, им требуется уход».

Шлейка для крысы

Согласно данным британской исследовательской компании Euromonitor International, в России динамика роста рынка товаров для животных достигает 15% в год, превышая среднемировые показатели в три раза. 

Растущий рынок формирует пространство для развития малого бизнеса. Ателье для животных «Рюшки для зверюшки» – тому пример. Владелица ателье – Любовь Комарова из Тюмени, там же находится и само ателье, а вот обшивает оно заказчиков со всей страны.

«Все началось со своих домашних животных и интереса к шитью, – рассказывает Любовь Комарова. – Одежки моих любимцев замечали друзья и знакомые, просили сшить такие же. Так появилась идея организовать ателье и интернет-магазин. Сделала сайт, запустила группу «Вконтакте», разместила несколько объявлений в местных СМИ, и пошли первые клиенты».

Инвестиций в старт практически не потребовалось. Швейная машинка уже имелась, ткань закупалась на средства, поступавшие в качестве предоплаты. «Я не конкурирую с компаниями, отшивающими одежду для животных в промышленных масштабах, – говорит Любовь Комарова. – У меня сложилась своя аудитория – это животные с нестандартными размерами. Да, у животных так тоже бывает. Отдельная целевая аудитория – это владельцы грызунов. В магазинах трудно найти одежку для хорька или нарядную шлейку для крысы, а мы такие вещи делаем».

Стоимость, например, демисезонного комбинезона для собаки среднего размера начинается от 1700 руб., верхних пределов не существует. «У нас заказывали настоящую норковую шубу для собаки», – отмечает Любовь Комарова. 

«Ателье для животных в масс-маркет выйти вряд ли сможет. Даже при условии растущего рынка товаров для животных конкурировать с Китаем нереально, – комментирует генеральный директор агентства маркетинговых коммуникаций «Страгет» Наталия Балашова. – Единственный вариант развития – это путь эксклюзива, то есть ателье должно предлагать дизайнерские модели одежды, сильно отличающиеся от масс-маркета и по качеству, и по дизайну».