Top.Mail.Ru
архив

Козырь из рукава

Московское правительство представило очередную инициативу по развитию столичного ритейла. Исполняющий обязанности мэра Валерий Шанцев подписал постановление о создании около станций метрополитена 28 торговых центров. Предполагается, что в новые торговые помещения «заселят» бизнесменов, чьи палатки сейчас находятся на готовящихся к освоению территориях. Объяснять предпринимателям преимущества цивилизованной торговли и предлагать им вложиться в создание новых торговых площадей будут специалисты опорного банка мэрии – Банка Москвы. Именно эта структура станет основным инвестором строительства и сможет, как отмечается в постановлении, расширить сеть своих представительств, благодаря участию в проекте.

«На первом этапе Банк Москвы профинансирует разработку схем и концепции размещения многофункциональных комплексов, – поясняет представитель банка Александр Бартош, отвечающий за развитие проекта. – Об объемах вложений говорить еще рано: определены только территории около метро, где будет вестись строительство. Какие земельные участки будут отведены под застройку – пока неясно». По словам Бартоша, обустройство площадей возле станций метро станет для Банка Москвы первым опытом инвестирования в строительство подобных комплексов.

Мэрия не в первый раз пытается навести порядок в сфере розничной торговли. Именно этой проблеме посвящены сразу несколько грандиозных проектов, анонсированных отцами города в течение последних месяцев. Так, столичные власти намереваются до конца 2005 года создать с внутренней стороны МКАД 32 оптовых продовольственных центра. По словам мэра Юрия Лужкова, в эти центры будет поставляться сельскохозяйственная продукция напрямую от региональных производителей. В результате, считает Лужков, удастся «избежать целой цепочки посредников и как следствие снизить цены». Кроме того, в 2004 году правительство Москвы собирается открыть 800 торговых точек формата «магазин рядом с домом». По плану мэрии, «в шаговой доступности» от жилых домов расположатся небольшие магазины, в которых будет продаваться ограниченный ассортимент продуктов повседневного спроса. Предполагается, что помещения для таких магазинов станут распределяться на конкурсах. Проект стартует в Южном административном округе, где уже подыскиваются подходящие для торговли площади.

Как считает руководитель проекта консалтинговой группы «Инсайдерс» Александр Старостин, мэрия, обратившая внимание на ритейл, пытается использовать свой главный козырь – возможность распределять участки для создания торговых точек. Однако специалист сомневается, что все начинания властей в области продовольственного ритейла будут успешными. Одним из препятствий Старостин называет ограниченный кадровый потенциал мэрии: «Количество грамотных менеджеров, способных заниматься развитием торговых сетей, в Москве невелико».

Еще одной проблемой для властей является дефицит площадей, подходящих для открытия магазинов. «В случае с комплексами около метро, когда речь идет о необходимости ежегодного освоения небольшого количества земельных участков, затруднения разрешимы, – полагает управляющий партнер компании Consulting & Development Владимир Степанчук. – Гораздо сложнее будет найти несколько сотен помещений, которые мэрия предполагает отдать под «магазины рядом с домом». Кроме того, утверждает эксперт, развитие сети рынков, призванных цивилизовать торговлю продуктами, также может быть затруднено. «Размещение около МКАД сделает их недоступными для важной части покупательской аудитории – бедных слоев населения, которые продолжат совершать свои покупки на расположенных не так далеко продовольственных рынках в черте города», – делает вывод Степанчук.

Еще по теме