Козырная «дорожная карта» российско-китайского сотрудничества
Важной составляющей расширения российско-китайского торгового сотрудничества является увеличение расчетов в национальных валютах. Так, в 2020 году доля подобных расчетов между Россией и Китаем достигла 25 % — за последние семь лет показатель вырос почти в десять раз.
Заявления о том, что доля расчетов в национальных валютах может достичь 50 % в ближайшие годы, не лишены оснований. Во‑первых, санкционное давление со стороны США. Как Россия, так и Китай находятся под риском блокирования транзакций или отключения от системы международных платежей SWIFT. Во‑вторых, юань, помимо крупных компаний, начинают использовать в расчетах представители малого и среднего бизнеса. Инфраструктура расчетов становится доступной. В‑третьих, это феномен цифрового юаня (Digital Currency Electronic Payment, или DCEP), который тестируется сейчас в Китае.
Масштабный запуск DCEP приурочен к началу зимних Олимпийских игр в Пекине в 2022 году, все условия для этого созданы. В России, по данным ЦБ РФ, пилотный проект по запуску цифрового рубля запланирован на конец 2021 года.
Инвестиционное сотрудничество двух стран традиционно имеет свою специфику. По официальным данным, прямые иностранные инвестиции КНР в Россию в 2020 году сократились более чем на 50 %, составив $1,8 млрд. Этому есть очевидные причины — возросшие инвестиционные и страновые риски в период пандемии и внутренняя политика Китая, стимулирующая инвесторов вкладывать капитал внутри страны.
Если мы проследим динамику накопленных инвестиций КНР в РФ за последние 15 лет (2005–2020), то их объем в нашей экономике достигает $70 млрд — это всего лишь 2,8 % всех прямых инвестиций КНР за рубежом за последние 15 лет. Подобная оценка базируется на анализе в том числе китайских денег, инвестированных в российские проекты из офшорных юрисдикций. Официальная статистика ЦБ РФ за этот же период дает цифру почти в 2,5 раза меньшую.
Структура инвестиций Китая в Россию — традиционна. 63 % приходятся на проекты в энергетической сфере, 10,5 % — на металлургию, 7 % — на недвижимость. Значительный рост наблюдается во вложениях в сельскохозяйственный сектор. Технологическому сектору досталось меньше процента от всех инвестиций за 15 лет — всего $560 млн.
Важный тренд последнего времени — китайские предприятия постепенно переносят производство на территорию России. Это логично, ведь средняя стоимость рабочей силы на сегодняшний день в России меньше, чем в Китае, квалификация персонала как минимум не хуже, а крупный российский рынок сбыта также оказывается приятным бонусом. Ярким примером подобных проектов является китайский автопроизводитель Great Wall (бренд Haval). Российский завод Haval полного цикла был запущен в июне 2019 года на территории индустриального парка «Узловая» Тульской области. Инвестиции в производство превысили $500 млн. Этот завод стал для китайского бренда первым зарубежным предприятием с полным циклом производства.
Другой пример — создание широкофюзеляжного дальнемагистрального лайнера российско-китайской разработки CR-929. Проект был запущен в 2017 году «Объединенной авиастроительной корпорацией» и китайской COMAC. Сборка лайнера будет осуществляться китайской стороной в Шанхае с R&D-центром в Москве, а выпуск первого экземпляра запланирован на 2021 год.
Важнейшим структурным документом, определяющим будущее российско-китайского технологического сотрудничества, является «Дорожная карта российско-китайского сотрудничества в области науки, технологий и инноваций на период 2020–2025 годов». Документ определил основные направления сотрудничества: цифровые технологии, системы обработки больших данных, искусственный интеллект, беспилотные транспортные системы, новые материалы и нанотехнологии, энергетика и новые источники энергии, энергосберегающие технологии и защита окружающей среды, информатика и телекоммуникации, экологически чистые агротехнологии, науки о земле, морские технологии, персонализированная медицина, биотехнологии, биомедицина и биоинженерия, когнитивные и нейронауки. Эти отрасли будут в фокусе сотрудничества в ближайшие 5 лет.
Активизируется сотрудничество России и Китая в области космоса. В сентябре 2019 года было подписано Соглашение между Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос» и Китайским национальным космическим агентством в рамках сотрудничества по российской миссии с орбитальным космическим аппаратом «Луна-Ресурс-1» и китайской миссии исследования полярной области Луны «Чанъэ-7». Одновременно было инициировано Соглашение о сотрудничестве в области создания объединенного Центра данных по исследованию Луны и дальнего космоса.
Пандемия COVID-19 способствовала углублению сотрудничества двух стран в области медицины. Так, помимо прочего, речь сегодня идет о создании совместной вакцины — третью фазу клинических испытаний проходит вакцина от коронавируса, разработанная китайской компанией Can Sinobiologics и российской Petrovax.
Совместные росийско-китайские проекты в сфере энергетики и инфраструктуры тесно связаны с китайской инициативой «Пояса и Пути», которая предполагает развитие шести экономических коридоров, два из которых напрямую связаны с нашей страной — «Новый евразийский континентальный экономический коридор» и коридор «Китай — Монголия — Россия». Более того, концепция получила развитие в части так называемого «Ледового Шелкового пути», который предполагает интеграцию логистических маршрутов Китая в Северный морской путь. Примером успешного сотрудничества в нефтегазовой отрасли могут служить газовый проект «Сила Сибири» и энергетический проект «Ямал СПГ». К крупным инвестиционным инфраструктурным проектам можно отнести строительство и ввод в эксплуатацию пограничного мостового перехода через пограничную реку Амур «Благовещенск — Хэйхэ» и сооружение трансграничного российско-китайского железнодорожного моста «Нижнеленинское — Тунцзян».
Обширное взаимодействие развивается между регионами Дальнего Востока России и Северо-Востока Китая. К «Программе развития российско-китайского сотрудничества в торгово‑экономической и инвестиционной сферах на Дальнем Востоке РФ на 2018–2024 годы» были подключены Бурятия и Забайкальский край.
Приоритетные направления взаимодействия — энергетика, сельское хозяйство, переработка сои и инфраструктура. Оператором программы служит «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики», которая работает по принципу «единого окна» как для инвесторов, так и для бизнеса.
Сегодня уже уверенно можно говорить, что инфраструктура поддержки двустороннего сотрудничества между Россией и Китаем создана как на политическом, так и на экономическом уровне. А ее эффективность во многом уже будет зависеть от самих инвесторов и бизнесменов обеих стран.