Красная Шкода

15.02.199900:00

«Попав за руль «Шкоды», вы навсегда проклянете российский автопром» - именно под таким девизом в Интернете работает виртуальная конференция владельцев чешского автомобиля - почти готового символа московского среднего класса. Проект сборки Skoda Felicia в России обсуждался с 1994 года, но потребовались пять лет и приход «розового» правительства к власти, чтобы он приблизился к начальной стадии реализации. Правда, для того чтобы российская Skoda стала истинным Volkswagen, т.е. народным автомобилем, главному лоббисту проекта Юрию Маслюкову придется пойти на возможный скандал - у Skoda в среде российских автопроизводителей есть недоброжелатели, а для чехов явно придется делать скидки большие, чем предусмотрено в соответствующем президентском указе.

Настороженные победители

17 декабря минувшего года правительствами Чехии и России, чешским автоконцерном Skoda и российским АО «Ижмаш» были подписаны предварительные документы о создании на базе ижевского предприятия СП по сборке автомобилей Skoda Felicia. Первый вице-премьер Юрий Маслюков, завизировавший документ с российской стороны, не выглядел торжествующим победителем, да и в глазах чешского премьера Павела Мертлика особой радости не читалось. И официальное подписание, и последовавшая пресс-конференция выглядели несколько скомканными и излишне сухими.

Между тем подписание документов между «Ижмашем» и Skoda - важное событие для российской автомобильной промышленности. Стороны изъявили готовность создать в 1999 году совместное предприятие, которое уже в этом году выпустит около 4 - 5 тыс. автомобилей Skoda Felicia - одной из самых популярных до кризиса автомашин в московских автосалонах. Проектная мощность сборочного завода, который предполагается построить в Ижевске в течение двух - пяти лет (в зависимости от конъюнктуры рынка), может составить, по оценкам президента Skoda Auto Вратислава Кулганека, 80 - 170 тыс. автомобилей в год. Инвестиции в проект составят около DM500 млн. Кроме того, СП ориентировано не только на производство Felicia - в случае если реализация проекта пойдет гладко, Skoda предполагает собирать в Ижевске новую европейскую модель автомобиля, для которой еще не придумано название. Известно лишь, что этот автомобиль, как предполагается, будет создаваться совместно конструкторами Skoda Auto и Volkswagen (материнской компании) для центрально- и восточноевропейского рынков и будет собираться только в Чехии и России.

Однако с первого разговора об организации сборочного производства в Ижевске до подписания хоть какого-то документа прошло не менее четырех лет, и до сих пор нет полной уверенности в том, что проект удастся запустить. По сведениям «Ко», источники финансирования для создания СП пока не определены ни одной из сторон, объем льгот, которые полагаются проекту «Skoda - Ижмаш», пока не слишком устраивают чешскую сторону, а самому проекту, как и четыре года назад, отнюдь не рады влиятельные российские конкуренты.

Годы подковерной борьбы

То, что для реализации проекта выбран именно «Ижмаш», неудивительно. У удмуртского завода и машиностроительного концерна Skoda, в состав которого до сделки с Volkswagen входила Skoda Auto, есть давние связи еще со времен СЭВ. Да и Юрий Маслюков, работавший на «Ижмаше» с 1967 по 1974 год, а до 1982 года курировавший завод в Миноборонпроме СССР, не мог не оказать бедствующему предприятии услуги. Кроме того, «Ижмаш» - последнее не ангажированное западным партнером российское производство, которое может собирать автомобили в больших количествах.

Почему же переговоры, начатые еще в середине 90-х, завершились только в конце века? В кругах автопромышленников существует несколько версий.

Версия первая - «ведомственная», которую изложили «Ко» анонимные собеседники в АО «АСМ-Холдинг», преобразованном Минавтопроме. Дело якобы в том, что «Ижмаш», входивший ранее в структуру Миноборонпрома, до сих пор старается избежать опеки департамента автомобильной промышленности Минэкономики. А так как проекты такого масштаба, как «Skoda - Ижмаш», разрабатываются обычно при участии этого ведомства, создание СП тормозилось. Кстати, на осенней конференции автопроизводителей в Москве заместитель министра экономики Сергей Митин, курирующий отрасль, ни словом не обмолвился об этом проекте.

Вторая версия - это столкновение интересов Skoda, самостоятельно ввозящей в Россию автомобили, и АО «ЛогоВАЗ». Рассказывают, что в 1996 году «ЛогоВАЗ» пытался стать эксклюзивным дилером чешской компании в России, но получил отказ: Skoda предпочла строить свою дилерскую и сервисную сеть самостоятельно. Кстати, Детлеф Виттиг, заместитель главы Skoda по финансам и сбыту, сообщил «Ко», что автомобили, собранные на СП, компания планирует продавать в основном через свою дилерскую сеть, лишь при необходимости используя сбытовую сеть «Ижмаша». На вопрос о «ЛогоВАЗе» как будущем дилере Виттиг ответил отрицательно-уклончиво.

Однако помимо возможных козней конкурентов и недоброжелателей у проекта есть еще много подводных камней.

Темная финансовая сторона

Если о технической стороне проекта представители Skoda говорят более или менее открыто, вопрос о том, кто же вложит DM500 млн в российскую экономику, пока остается открытым. По сведениям «Ко», уставный капитал СП «Skoda - Ижмаш» будет контролироваться на две трети именно Skoda. Инвестиции «Ижмаша» в СП будут осуществляться в форме зданий, земли и части оборудования. Skoda готова предоставить СП сборочные комплексы, know-how, автокомплекты для сборки, а также товарный кредит в виде партии автомобилей, которые будут поставлены в Россию в 1999 году (2 - 3 тыс.) и потом проданы для пополнения оборотных средств новообразованной компании. Тем не менее проблему начального капитала и оборотных средств для СП это не решит. Представители VW всегда подчеркивали, что Skoda является самостоятельным подразделением концерна и живет сейчас на самофинансировании - следовательно, о немецких деньгах речи не идет, возможны только финансовые гарантии, да и то на часть суммы. По нашим данным, исходно предполагалось, что для СП будет привлечен кредит чешского Investicny a Postovni Banka (IPB) под гарантии Skoda и правительства России, а в качестве российского финансового оператора рассматривался Восточноевропейский инвестиционный банк (ВЕИБ), входящий в группу Военно-страховой компании, родственной бывшему Миноборонпрому. Однако уже в феврале в ВЕИБ сообщили, что в проекте банк не участвует. В IPB также не смогли дать информацию о том, предоставит ли он кредит СП. Детлеф Виттиг, кстати, еще в декабре в беседе с корреспондентом «Ко» сообщил, что вопрос об оборотных средствах СП будет решаться путем привлечения кредитов нероссийских банков, однако окончательная схема будет определена позже. Определена ли она сейчас? По некоторым сведениям, правительство Чехии увязывает кредиты IPB, банка с государственным участием, с вопросами о погашении долга РФ Чехии. Если так, то вопрос о финансировании «Skoda - Ижмаш» будет оставаться в подвешенном состоянии еще долго: по крайней мере на переговорах Мертлика и Маслюкова в декабре, судя по всему, никакого прогресса в этом вопросе достигнуто не было.

Льготы реальные и обещанные

Существует еще и проблема льгот для новообразованного СП. Чешская сторона сейчас может рассчитывать на беспошлинный ввоз сборочных комплектов Skoda Felicia в Россию в течение пяти лет. Кроме того, на тот же срок предполагается освободить СП от ряда налогов, а от части налогов его освободит, несомненно, правительство Удмуртии. Однако Юрий Маслюков на церемонии подписания документа пошел в своих обещаниях несколько дальше, чем предполагает президентский указ. Во-первых, он пообещал «Skoda - Ижмаш» льготы по налогу на прибыль, которые, очевидно, надо будет выбивать постановлением правительства.

Во-вторых, чешская сторона не скрывает, что график внесения инвестиций в проект не определен. Между тем именно количеством первоначальных и суммарных инвестиций в проект определяются масштабы льгот для нового СП.

В-третьих, чехи уходят от вопроса о локализации производства. Напомним, что по формулировке президентского указа льготы действуют только для СП, в сборке автомобилей использующих определенную (кстати, весьма большую - через пять лет до 50%) часть комплектующих российского производства. Для Skoda этот момент - большой минус: у компании, входящей в структуру VW, к комплектующим предъявляются очень высокие требования, а сам «Ижмаш» вряд ли способен без существенных внешних вливаний сделать технологический прорыв в этой области. Скорее всего, от идеи быстрой локализации Skoda придется отказываться: по слухам, на этом настаивает и старший партнер чешской компании, VW. Сможет ли Маслюков обеспечить «эксклюзивные» налоговые льготы для СП, окончательные документы по которому должны быть подписаны в мае 1999 года, - зависит от политической конъюнктуры и делает проект еще более уязвимым.