Красная тряпка

В последней ливанской войне Израиль потерпел безусловное поражение. Дело даже не в том, что он столкнулся с сопротивлением «Хезболлы», которого явно не ожидал. Дело в содержании: в целях и задачах этой войны.

Израиль никогда не считал Ливан своим противником и открыто заявлял об этом. Эти государства даже выступали партнерами и союзниками. Возникает вопрос: зачем нужна была эта война? Израиль повел себя так, будто ему совершенно наплевать, как к нему относятся во всем окружающем пространстве. Но маленькие страны, претендующие на то, чтобы быть суверенными и независимыми, так себя не ведут. Создается странное впечатление, что Израиль не собирается дальше жить в этом регионе, что он решил куда-то переехать.

На решение начать войну, очевидно, повлияла внутренняя обстановка в Израиле: государство находилось в страшном кризисе, нужно было мобилизовать общество. Когда 50% израильтян не ходят на выборы – это катастрофа для государства, созданного и существующего только благодаря энтузиазму.

Впервые за всю свою историю Израиль согласился на интернационализацию конфликта: на использование международных войск. Раньше израильтяне всегда декларировали, что еврейское государство не будет опираться в своей безопасности ни на какие внешние гарантии, а только на собственную силу. Теперь можно сказать, что Израиль сделал шаг в сторону отказа от статуса суверенного государства.

С одной стороны, Израиль, находясь в системном кризисе, решал свои внутренние проблемы. С другой стороны, он окончательно отдал обеспечение своей безопасности Соединенным Штатам. Теперь он превращается в легальный инструмент американской политики и в объект американской заботы и попечения. Вся его атрибутика суверенного государства начинает демонтироваться на глазах.

У Израиля нет никаких партнеров и сторонников в арабском мире, и, скорее всего, их уже не будет никогда. Никакой самостоятельной игры в регионе он вести не может. Израиль превращается в красную тряпку на палке, которой США будут тыкать в морду своих противников. Идея хлестать арабский мир по щекам Израилем, радикализуя его, убийственна для самого Израиля, но, как считают американцы, тактически выгодна для Соединенных Штатов. Они хотят использовать Израиль для того, чтобы вывести на новый уровень конфронтации неприятные им исламские режимы (в первую очередь Сирию и Иран). Им нужен глобальный противник. Из тухнущего Бен Ладена пока не удалось сделать замену коммунистической угрозе, чтобы пугать все человечество и выстраивать его шеренгами. А Соединенным Штатам это сейчас необходимо более чем когда-либо ввиду надвигающегося финансового кризиса.

Я бы не стал особенно винить израильских правителей – они оказались в чрезвычайно тяжелой ситуации. На протяжении всей своей истории Израиль являлся инструментом чужой политики. Он для этого и был создан. Это клин, вбитый в сердце исламского мира, который должен обеспечить невозможность объединения государств Ближнего Востока. Великим стал бы тот израильский государственный деятель, который сумел бы сделать Израиль самостоятельным игроком. Но таких деятелей не нашлось. Не получилось. И на сегодняшний день – очень маловероятно, что получится.