Красный свет в зеленом коридоре

07.07.200300:00

Таможня была и остается главным ньюсмейкером на российском рынке иномарок, а умение выстраивать отношения с «продолжателями дела Верещагина» для продавцов иностранных автомобилей до сих пор является первым условием ведения успешного бизнеса.

На днях ГТК России внес изменения в перечень организаций, имеющих право завозить автомобили по льготной схеме. За все время существования этого списка (он появился в 2000 году) нынешняя его «перетряска» самая значительная. Право растаможивать автомобили через «зеленый коридор» получили следующие импортеры: «Брандсервис» (марка Bentley), «Субару Мотор» (Subaru), «Фольксваген Груп Рус» (Audi и Volkswagen).

В свою очередь, привилегий лишились «Узавто» (Daewoo), крупный дилер KIA – фирма «Квик Авто», сразу семь дилеров Suzuki, дилеры Volkswagen – «Авто Леон Арт» и «Алеа-Моторс-М», пять дилеров Skoda, среди которых такой крупный продавец автомобилей, как «Дженсер автоцентр». Кроме того, из заветного списка вычеркнуты пять дилеров Hyundai – таким образом, на российском рынке остался только один импортер автомобилей этой корейской марки – компания «Карнэт-2000».

Оказаться в таможенном перечне импортеров означает не только получить статус официального продавца автомобилей той или иной марки. «Зеленый коридор» позволяет сэкономить значительные суммы на таможенной очистке – расчет пошлин для льготников ведется исходя из отпускных цен завода, а не по каталогу Schwacke, в котором представлены розничные цены на автомобили в ФРГ.

Перетряска списка «льготников» по традиции сопровождается громким скандалом. До сих пор таможня вносила в «зеленый коридор» (и соответственно исключала из него) только тех импортеров, которых рекомендовали российские представительства иностранных автоконцернов. Лишь изредка таможенники вычеркивали дилеров по собственной инициативе – последний громкий скандал такого рода был связан с дилерами Mercedes – «ЛогоВАЗ-Беляево» и «Панавто».

Сейчас неожиданно под горячую руку таможенников попали дилеры Suzuki. Право завозить автомобили через «зеленый коридор» лишены все российские импортеры этой японской марки. По словам руководителя одного из крупнейших дилеров Suzuki, пожелавшего остаться неназванным, решение ГТК повергло дилеров в настоящий шок. «Однозначно, оно было принято в обход российского представительства Suzuki – японского торгового дома Itochu Corporation, – рассказывает представитель компании. – У нас есть информация, что нарушения в правилах таможенного оформления были у одного из питерских дилеров Suzuki. Возможно, из-за него таможенники решили «проучить» всех продавцов этой марки. Но в таком случае действия ГТК выглядят еще более странными. У нас есть все основания предполагать, что в ближайшие неделю-две это недоразумение будет разрешено».

Что касается остальных изменений в списке «льготников», то они вполне поддаются логическому обоснованию. «Субару Мотор» и «Фольксваген Груп Рус» (марки Audi, Volkswagen, Skoda, Seat) намереваются в ближайшее время самостоятельно заняться импортом автомобилей в Россию (сегодня эти функции возложены на дилеров) и поэтому заранее позаботились о попадании в «зеленый коридор». Исключение из списка официальных импортеров большинства дилеров Hyundai, по мнению участников рынка, произошло благодаря усилиям крупнейшего российского дистрибутора этой марки – фирмы «Карнэт-2000», которая, в свою очередь, аффилирована с группой компаний «Рольф». «Узавто» же была вычеркнута из перечня «льготников» в связи с тем, что функции генерального импортера узбекских «Daewoo» переданы другому юридическому лицу – компании «Квин Груп».