Красота вместо резюме

05.08.202118:54

Красота дает преимущество при трудоустройстве. Почти 60% работодателей не приняли на работу кандидатов, которые не понравились им внешне. Еще больше опрошенных признали, что, наоборот, отдавали предпочтение тем кандидатам, которые демонстрировали более слабые профнавыки, но были симпатичнее. Такие данные содержатся в исследовании «Доктор рядом» и hh.ru. Эксперты, опрошенные журналом «Компания», утверждают, что многое зависит от отрасли, но в целом к нестандартной внешности и нарушениям дресс-кода бизнес стал более терпим.

Сервис «Доктор рядом» и рекрутинговая платформа hh.ru спросили российских работодателей и сотрудников, влияют ли внешние данные на карьеру и найм. По первому вопросу разногласий у двух групп практически не было. Так, 60% соискателей и 82% работодателей уверены, что внешность при построении карьеры важна (каждый пятый HR-менеджер сообщил, что исключительно важна).

По второму вопросу ответы соискателей и HR-менеджеров разошлись в несколько раз. Большинство соискателей считают, что внешний вид не может быть определяющим фактором при принятии работодателем решения о найме.

Среди работников лишь 20% рассказали, что в их жизни были ситуации, когда работодатель взял их на работу, по их мнению, только из-за внешности. 14% сообщили, что по этой же причине им в трудоустройстве было отказано.

Работодатели отвечали иначе. 59% HR-специалистов периодически говорили подходящему по навыкам кандидату «нет» из-за внешнего вида. На практике у каждого четвертого рекрутера такие ситуации возникали «1–2 раза», почти у 35% — несколько раз. Еще 5% кадровиков отказывали кандидатам из-за неприглядного внешнего вида «много раз».

При этом 62% работодателей сообщили о случаях, когда они брали на работу человека с подходящими, но при этом не выдающимися навыками, потому что он был им симпатичен внешне.

Среди оцениваемых параметров внешности один из самых популярных — вес. Каждый третий HR-менеджер сказал, что обращает на это особое внимание. Для 20% респондентов из кадровой среды лишний вес говорит о лени, неаккуратности, низкой работоспособности и отсутствии самоконтроля. Каждый пятый рекрутер признался, что вес становился одной из причин отказа подходящему в целом кандидату.

В российских компаниях все реже встречают по одежке и внешности, считают в SuperJob. «Как ни парадоксально это звучит, но, похоже, что COVID-19 оздоровил российский рынок труда: массовая удаленная работа продемонстрировала значимость профессионализма сотрудника, а не его внешних данных: красота не имеет значения, когда коллеги неделями, а то и месяцами не встречаются лично», — отметили в пресс-службе сервиса по поиску работы SuperJob.

По его данным, если в 2009 году в том, что хорошие внешние данные могут помочь соискателю при трудоустройстве и построении карьеры, было уверено подавляющее большинство представителей компаний (82%), то в январе 2021 года такое мнение разделили 66% опрошенных.

Однако чем дальше от столиц, тем убежденность во взаимосвязи внешности и карьерного роста выше. В Москве уверены во влиянии привлекательности на профессиональный рост 6 из 10 респондентов. В Санкт-Петербурге, как и в целом по стране, — 61%. В Екатеринбурге — две трети опрошенных (67%), в Новосибирске — 71%, в Казани — 73%. 

Дресс-коду — нет, пирсингу — да

Как сообщил журналу «Компания» управляющий директор «Авито Работы» Артем Кумпель, исследования в начале 2000-х однозначно говорили о том, что кандидаты с более привлекательной внешностью быстрее добиваются успеха на любом поприще исключительно в силу способности нравиться окружающим. Однако за последнее десятилетие многое изменилось в мировоззрении.

Заметный тренд на равность прав и возможностей, отказ от требований по внешности, национальности, вероисповеданию при найме сотрудников вошли в норму. Даже такая, казалось бы, консервативная сфера в плане внешних данных кандидатов, как индустрия красоты, тоже отходит от старых канонов: в команде Victoria's Secret все чаще мелькают ангелы размера плюс-сайз или возрастные модели — и они становятся все более востребованными.

Бытует мнение, что на Западе рекрутеры и компании меньше смотрят на внешний вид кандидатов, а в России получить отказ в трудоустройстве из-за неподходящей внешности намного проще. 

Однако, как подчеркивает директор по персоналу и организационному развитию сервиса «Работа.ру» Юлия Санина, большинство крупных российских компаний уже отказались от строгого дресс-кода или вообще разрешили сотрудникам выбирать удобные для них условия, сконцентрировавшись на их профессиональных качествах. Даже публикация вакансии с жесткими требованиями к внешности кандидата законодательно запрещена и расценивается как дискриминация соискателя.

«Раньше цветные волосы, пирсинг и татуировки для некоторых компаний были под запретом, а сейчас работодатели и сами сотрудники стали проще относиться к свободе самовыражения коллег», — говорит Юлия Санина. — И даже могут сделать комплимент креативному окрашиванию». 

При первом собеседовании, по ее мнению, работодатели чаще все же смотрят на соответствие кандидата требованиям в вакансии (69%), пунктуальность (49%), а также активную жизненную позицию (37%) и умение себя презентовать (36%).  

Принципиальные отрасли

Есть более чувствительные к красоте сотрудников бизнес-сферы. По словам гендиректора рекрутингового агентства ProfiStaff5 Ирины Никулиной, внешность может сыграть большую роль при выборе кандидата на должность в клиентских отраслях — банковской, медицинской, на госслужбе, в нефтегазовом секторе, головных офисах крупных компаний. То, как выглядит сотрудник, имеет значение и для отдельных позиций: секретарь, помощник руководителя, юрист, бухгалтер, торговый представитель или, например, персональный водитель первого лица компании.

В некоторых сферах это оправданно. «К примеру, для стюардесс важен высокий рост: миниатюрные девушки не смогут дотянуться до полок, чтобы помочь разместить багаж пассажирам, а это входит в их обязанности», — отметил управляющий директор сервиса «Авито Работа» Артем Кумпель. Он привел в пример кастинг актеров — для подбора определенного типажа на роль в кино внешность имеет определяющее значение. 

«Большое значение играет сфера деятельности. Некоторые государственные корпорации не приветствуют татуировки на видимых участках кожи. Где-то запрещен пирсинг из соображений безопасности», — добавил Кумпель. Он отметил, что в России в целом есть весьма консервативные работодатели, которые вряд ли с порога оценят индивидуализм кандидата. 

Для такого строгого отношения к соискателям есть причины. «Мы оказываем гостям услуги, причем стоит заметить, что зачастую весьма интимные, ведь мы работаем с телом клиента», — сказала в беседе с «Компанией» руководитель рабочей группы по SPA-индустрии московской «Деловой России», гендиректор ООО «Медикал Инвест» Наталья Филиппова. По ее словам, массажи, СПА-ритуалы, парения, уходы за лицом и телом подразумевают очень близкий контакт с клиентом, поэтому компании важен не только профессионализм мастера, но и его чистоплотность, наличие медкнижек и сама внешность. 

«Из личного опыта могу вспомнить историю с очень талантливым мастером по банным парениям. У нашего соискателя была длинная борода, а парить ему было комфортно в льняной набедренной повязке. Мы, понимая его уровень профессионализма, конечно, начали с ним сотрудничество, и какого было наше удивление, когда гости просто боялись к нему записываться», — сказала Филиппова. Они считали, что он «ворожей» или старообрядец, который начнет читать проповедь прямо во время процедуры. С мастером провели беседу, где рассказали про мнение клиентов, а после совместно пришли к решению, что бороду необходимо укоротить, начать ухаживать за ней у профессионального барбера и работать стоит в красивой форме нашего центра. «Потом на процедуры именно у этого мастера уже выстраивались очереди», — рассказала Филиппова.  

Она отметила, что татуировки, вес и сексуальная ориентация сотрудника не имеют значения, но «важно, чтобы внешность располагала гостей, была приятной». «Это значит, что мы с трудом можем представить, как на ресепшен, например, будет работать человек с ирокезом, в белых линзах и татуировкой на лбу», — заявила она. При этом дело не в протесте против «креативного имиджа», а в том, что даже у творческого подхода к внешности «должна быть мера», и она прописана в стандартах внешнего вида СПА-специалиста. 

В трудовых законодательствах многих стран ущемление прав по полу, возрасту, расе и инвалидности уже давно закреплено как недопустимое. Однако с предубеждениями в отношении внешнего вида бороться намного сложнее, поскольку работодатели все еще подвержены стереотипам, поэтому дискриминация на почве внешности остается «серой зоной».