Край непуганых инвесторов
Серьезные инвесторы полюбили пригороды Санкт-Петербурга. С 2000 года в проекты на территории Всеволожского района Ленинградской области частные компании вложили порядка $800 млн. Именно этот регион для своих проектов выбрали такие компании, как Ford, Nokian Tyres, Merloni, IKEA.
От центра Питера до Всеволожска можно доехать за 20 – 30 минут. Если не застрянешь в пробке у железнодорожного переезда. Наша маршрутка простояла у шлагбаума около получаса. В прежние годы пробки возникали в основном по выходным: Всеволожский район считается крупнейшим дачным пригородом Санкт-Петербурга. В последнее время заторы случаются вне зависимости от дня недели. Парадокс, но по рабочим дням поток транспорта из Питера даже больше, чем в обратном направлении. Провинциальному 45-тысячному городу не хватает квалифицированных рабочих кадров, приходится привлекать людей из столицы.
«Транспортная проблема в ближайшее время будет решена. По нашему району будет проходить отрезок Кольцевой дороги Санкт-Петербурга, – обещает глава Всеволожского района Игорь Самохин. – А эстакада через железнодорожные пути уже практически построена. Улучшение транспортной сети даст дополнительный толчок развитию экономики района».
Капитализация района, даже несмотря на транспортные проблемы, идет сегодня «стахановскими» темпами. Объем промышленного производства вырос с 2000 года в девять раз. Наибольшую прибыль в прошлом году получили «Форд Мотор Компани» (производство автомобилей) – 570 млн руб., «Каппа СПБ» (производство гофрокартона) – 150 млн руб. Общий объем промышленного производства на территории Всеволожского района составил в 2003 году 7,65 млрд руб. В этом году он, по прогнозам, вырастет минимум в полтора-два раза.
«Равняться нам было не на кого. Мы своего рода первооткрыватели, – говорит Самохин. – Век пугливых иностранных инвесторов закончился в тот момент, когда мы вместо крепкого мужского слова дали нормальный юридический договор, по которому частные компании получают налоговые льготы на период окупаемости и чувствуют себя защищенными».
Первый иностранный инвестор появился во Всеволожске в 1996 году. Фабрику по производству гофрокартона (он используется для изготовления различной тары) открыл крупный шведский концерн AssiDoman. В дальнейшем завод полностью перешел под контроль предпринимателей из Санкт-Петербурга. Но свою роль «первопроходцев» шведы успешно выполнили. Заведующий отделом инвестиций администрации Всеволожского района Артем Гарибян считает, что такой крупный инвестор, как Ford, обратил внимание на Ленинградскую область во многом благодаря успешной работе во Всеволожске компании AssiDoman.
Свято место
Центр «инвестиционного рая» – Всеволожск мало похож на город. Он напоминает старый дачный поселок – вроде подмосковных Малаховки или Кратова: девятиэтажки соседствуют с частными коттеджами, очень много зелени, дома стоят в сосновом лесу. Двухэтажное здание администрации в окружении деревьев легко спутать с поликлиникой. Воздух чист и свеж. Невольно начинаешь верить: климат в этом городе, в том числе и инвестиционный, вполне благоприятный.
«Основное условие для инвесторов во Всеволожске – экологическая безопасность производства, соблюдение санитарно-защитных зон. Всеволожский район издавна считался рекреационной зоной Санкт-Петербурга, нам очень важно соблюсти баланс, чтобы экология уникального Карельского перешейка не пострадала, – рассказывает Самохин. – Если нам и приходилось отказывать инвесторам, то в 99% случаев из-за несоответствия проекта экологическим требованиям».
Иностранцам, правда, не объяснишь, почему, несмотря на чрезвычайно строгие экологические нормативы и сложный процесс согласования проектной документации, Россия такая грязная.
В этом отношении показательна история строительства завода Ford во Всеволожске. На все согласования с момента первого посещения площадки в сентябре 1996 года до подписания инвестиционного соглашения с Министерством экономики у заместителя председателя правления корпорации Ford Уэйна Букера и его команды ушло три года. Самыми затяжными оказались переговоры с федеральными министерствами. Помимо обязательного согласования обустройства инженерных и энергетических коммуникаций, санитарии, экологии и прочих параметров на местном уровне Ford должен был пройти две экспертизы в Москве, включая экспертный совет при правительстве. При этом переговоры с администрацией Ленинградской области и Всеволожского района, заняли всего около полугода. Завидная оперативность, учитывая серьезные расхождения в вопросах ответственности за инфраструктуру предприятия: энерго- и водоснабжение, канализацию, уход за дорогами, обеспечение горячей водой, теплом.
«На Западе вопрос размещения предприятий решается принципиально иным способом, нежели в России, – рассказывает Артем Гарибян. – Девелоперские компании занимаются сбором разрешительной и градостроительной документации, готовят конкретные площадки под строительство: вкладывают средства в развитие инженерных коммуникаций, геологическую подготовку территории. Инвестор приобретает уже фактически готовый «нулевой цикл».
В России девелоперский бизнес до сих пор находится в эмбриональном состоянии. Государство не думает перенимать опыт бурно развивающихся азиатских экономик и не вкладывает собственные средства в развитие таких промышленных площадок. Подготовленных к запуску производства участков инвестору практически не предлагают. Как показывает практика, большинство инвестиционных проектов развивается на территориях, обустроенных еще в советские времена. Если брать автомобильную промышленность, то типичные примеры такого подхода – строительство завода Renault на бывших мощностях АЗЛК, Таганрогского автомобильного завода на базе предприятия по производству комбайнов, создание СП «GM-АвтоВАЗ» в Тольятти под боком у производителей «Лад».
Не стал исключением и Всеволожск. Главные инвесторы – Ford (автомобили), Nokian Tyres (шины), Merloni TermoSanitari (бытовая техника Ariston), «Ростар-Всеволожск» (алюминиевая тара) сидят кучно. Их производства расположены в промзоне «Кирпичный завод». Эта промышленная площадка создавалась еще в бытность СССР в рамках программы вывода предприятий из Санкт-Петербурга за пределы города. Первым во Всеволожск должен был переселиться завод «Русский дизель» – предприятие по выпуску двигателей для подводных лодок. На новом месте завод так и не заработал. Вместо моторов для субмарин во Всеволожске сегодня активно собирают автомобили.
Как сообщили «Ко» в представительстве Ford в России, компания выбирала площадки под предприятие между семью претендентами. На финальной стадии реальной альтернативойВсеволожску был развитый промышленный район на востоке центральной России (названия конкретного места в Ford не называют).
Финская компания NokianTyres оказалась еще более привередливой – она выбирала между 56 участками. Основными плюсами участка во Всеволожске, как отмечают в компании, оказались близость к потребителю и источникам сырья, развитая транспортная инфраструктура, значительный региональный рынок сбыта, наличие квалифицированной рабочей силы и опыт реализации крупных инвестиционных проектов на территории района.
Чем намазано?
Строительство автомобильного завода стало лучшей рекламой инвестиционного потенциала Всеволожского района. Правда, за нее, как и за всякую имиджевую акцию, администрации Всеволожска пришлось «заплатить». Ford пользуются значительными налоговыми льготами по отчислениям в местный бюджет (налог на имущество, налог на прибыль). В среднем налоговые льготы позволяют вернуть до 20% вложений в инвестиционный проект. Поэтому, несмотря на самые большие прибыли, Ford – лишь седьмой (по результатам прошлого года) налогоплательщик в местный бюджет. Такая ситуация сохранится вплоть до наступления срока окупаемости проекта (по расчетам, это произойдет к 2010 году).
Тем не менее игра стоила свеч. Всеволожский район инвесторы заметили. Правда, это породило и новые проблемы.
«Так в России всегда бывает: лежит вещь, никому не нужна. Только нагнулся поднимать, сразу находится тысячу хозяев. Существующие межведомственные отношения создают большие проблемы по срокам прохождения документов, согласований. В этом одна из основных проблем нынешнего развития района», – сетует Игорь Самохин.
Впрочем, бюрократы – это не единственная беда, с которой столкнулись инвесторы. Строящиеся предприятия испытывают заметный дефицит квалифицированных рабочих. Учебный центр, который Ford создал во Всеволожске на базе местного сельскохозяйственного колледжа, целиком проблемы не решает (по условиям инвестиционного соглашения на базе этого центра будет вестись подготовка и для других предприятий области): рабочих мест во Всеволожском районе все равно больше, чем умелых рук.
«В принципе меня все устраивает, – по секрету рассказывает корреспонденту «Ко» Алексей, работающий на конвейере завода Ford (общаться с прессой работникам американской компании строго-настрого запрещено). – Зарплата у меня около $450. (Средняя зарплата по району составляет вполне солидные для провинции 10 000 руб. в месяц. – Прим. «Ко»). Обеды фактически бесплатные – легко уложиться в 15 руб. У нас есть тренажерный зал. На производстве чисто. Еще и о безопасности заботятся: когда уборщица в цеху моет, она выставляет таблички: «Осторожно, скользкий пол».
Но далеко не всех устраивают западные порядки и темп работы: за время смены помимо обеда всего два перекура («кофе-тайм») по 10 минут. Дисциплина очень жесткая, работа ответственная и монотонная. Как рассказали мне в администрации района, в первое время на Ford текучесть кадров была значительной, особенно среди молодежи. Люди уходили, несмотря на то что во время первого набора на Ford на одно место претендовало по два десятка кандидатов. Зато люди старшего поколения, те, кто потерял себя с развалом СССР, смогли обрести стабильность на новых предприятиях. Рассказывают, что на сборке автомобилей Ford, например, работает даже бывший дирижер.
Кто здесь?
Крупнейшие инвестиционные проекты Всеволожского района
Название компании | Сфера деятельности | Объем инвестиций |
NokianTyres | производство шин | 300 млн евро |
Форд Мотор Компани | Производство автомобилей | 150 млн евро |
Ростар-Всеволожск | Производство алюминиевых банок для напитков | $80 млн |
Мерлони Термосанитари Русь | Производство промышленных и бытовых водонагревателей | 50 млн евро |
ИКЕА-Кудрово | Гипермаркет | $40 млн |
Каппа СПБ | Производство гофрокартона | $30 млн |
Туран | Продажа и обслуживание автомобилей | $18 млн |
Мясокомбинат «Эконорд» | Продукты питания | $10 млн |
Источник: администрация Всеволожского района Ленинградской области
Еще по теме







