Краюшенко и его 500 штыков

21.12.199900:00

Николай Краюшенко - президент старейшей в России охранной компании "Баярд". Она обрела хороших клиентов и широкую известность благодаря талантам бывшего армейского офицера.

Его люди расставлены на многих "особо важных" объектах. Они охраняют "Экспоцентр", гостиницы "Балчуг" и "Метрополь", московское представительство General Electric.

Его сотрудники обеспечивали безопасность группы сопровождения президента Клинтона во время его визитов в Москву в 1995 и 1996 годах. Его специалисты ставили тренировочный комплекс-тир для службы безопасности правительства России. В его школе охраны обучались сотрудники служб безопасности "ЛУКойла" и других крупных компаний.

Примерно 60% руководителей охранных предприятий России - выходцы из милиции. Еще 15% - бывшие сотрудники КГБ. Николай Краюшенко, 38-летний президент "Баярда", был кадровым армейским офицером.

Если говорить с ним о бизнесе, можно и не догадаться о его прошлом. "Бизнес-план", "маркетинг" и "техника продаж" - для Краюшенко такие же привычные понятия, как "тактико-технические характеристики средств защиты". Или "психология работы службы безопасности" - тема его кандидатской диссертации.

Укрощение строптивого

В столице этот выходец из Казахстана оказался именно благодаря вооруженным силам. В 1980 году, отслужив два года в одной из московских воинских частей, Николай Краюшенко подал рапорт на сверхсрочную службу. "Выбор у меня был простой, - признается он. - Либо попытаться закрепиться в Москве, либо вернуться домой в Казахстан".

После пяти лет службы прапорщиком он сдал экстерном выпускные экзамены в Симферопольском высшем военно-политическом училище, где готовили политработников. Краюшенко получил погоны лейтенанта и назначение в штаб Московского военного округа. Через три года, в 1988-м, он уже был старшим лейтенантом. Но тут в его планы внесли свои коррективы начавшиеся в стране политические перемены.

"Я увлекся идеей создания профсоюзов в армии и стал одним из организаторов Союза социальной защиты военнослужащих", - рассказывает Николай Краюшенко.

Начальство было не в восторге от этих инициатив. Старшему лейтенанту намекнули, что его активность "не способствует" офицерской карьере.

Тогда Краюшенко ушел в комсомол. Он стал лидером комсомольской организации Калининского района Москвы (это на территории нынешнего Юго-Восточного округа) и подал рапорт об увольнении из армии.

"Жена меня ругала страшно - я ведь уходил на значительно меньшую зарплату", - вспоминает Краюшенко.

Позже выяснилось, что его взгляды на политику чересчур либеральны и для комсомольского секретаря. После нескольких месяцев работы в комсомоле Краюшенко указали на это в Калининском райкоме КПСС. Тогда Николай переключился на "комсомольский" бизнес. Он создал "Молодежный центр "Союз". (В конце 80-х подобные "компании" появились при каждом райкоме комсомола. Из такой же "комсомольской" фирмы в свое время вырос банк МЕНАТЕП.)

В "Союз" Николай Краюшенко привлек трех своих прежних сослуживцев. "Он умеет подбирать команду, увлекать людей своими предпринимательскими идеями", - вспоминает один из его партнеров Владимир Кузнецов.

Компаньоны торговали сшитыми на дому куртками, а также примитивными компьютерными программами. Позже открыли платные курсы рукопашного боя, куда в качестве инструкторов пригласили десантников, воевавших в Афганистане.

В том же 1989 году "Союзу" подвернулся крупный клиент. "Однажды мне позвонил тогдашний генеральный директор завода "Кристалл" Владимир Ямников, - рассказывает Николай Краюшенко. - Ему нужна была охрана на предприятии, там воровали по-черному".

Краюшенко собрал группу из уже знакомых ему десантников и заключил первый в своей жизни договор на осуществление охранных услуг.

Эффект алкоголя

"В эффективности нашей работы директор "Кристалла" убедился через пару месяцев, - вспоминает Николай Краюшенко. - После чего порекомендовал нас руководству Бадаевского пивзавода. Те, в свою очередь, - директору Москворецкого пивзавода. К концу 1990 года практически все водочные и пивоваренные предприятия Москвы находились под охраной наших сотрудников".

В 1991 году Краюшенко и его компаньоны уже без участия комсомола создали новую компанию - "Баярд". Николай Краюшенко, один из восьми учредителей, занял в ней должность директора по маркетингу, став фактически вторым лицом в фирме: он курировал всю коммерцию - от рекламы и ценовой политики до переговоров с клиентами. Генеральным директором "Баярда" стал Михаил Тимохов.

Сначала акционеры не планировали сосредоточиваться на услугах по охране. Заработанные деньги они вкладывали в самые разнообразные предприятия. "Баярд" купил брокерскую площадку на товарно-сырьевой бирже, открыл дочерние фирмы - транспортную, ритейловую (продукты питания) и консультационную. Доходы от этих фирм, в свою очередь, шли на развитие новых направлений в охранном бизнесе.

К 1992 году в Москве у "Баярда" появились десятки охранных агентств - конкурентов. Директора компании задумались о стратегии развития на несколько лет. "Своей целью мы назвали осваивание всех услуг, связанных с обеспечением безопасности", - говорит Николай Краюшенко.

В августе 1992 года "Баярд" открыл первую в России школу охраны. В том же году совместно с несколькими государственными предприятиями ??? создал фирму "Формула безопасности", которая продавала спецтехнику - от газовых баллончиков до систем видеонаблюдения. В структуре "Баярда" также появился издательский дом "Мир безопасности", выпускавший тематическую литературу.

Количество заказов у агентства росло такими темпами, что "Баярду" пришлось отказаться от набора сотрудников исключительно по рекомендациям и перейти к найму по объявлениям.

К концу 1993 года около 700 "баярдовцев" охраняли десятки объектов по Москве. "Моей настольной книгой в то время были "Основы маркетинга" Филипа Котлера, - вспоминает Николай Краюшенко. - Я усвоил, что для привлечения клиента ты должен по пунктам "разложить" ему, что и как собираешься делать".

Раздел имущества

В 1993 году "Баярд" полностью сосредоточился на охранном бизнесе. Трое учредителей компании, возглавлявших дочерние предприятия, решили отделиться и обменяли доли в охранном агентстве на акции своих фирм.

В результате бывшему главе "Баярда" Михаилу Тимохову досталась консалтинговая фирма, Михаилу Ильченко - транспортная, Олегу Ермакову - торговля продуктами питания.

Так Краюшенко стал гендиректором "Баярда". Из старых компаньонов по "Союзу" остался только Владимир Фокин, занявший пост директора по развитию. Два других партнера остались в компании консультантами: Елена Мазур - по финансовым вопросам, Сергей Головин - по юридическим.

В том же 1993 году "Баярду" пришлось расстаться и с "Формулой безопасности". "Наши специалисты отвечали там за организацию производства средств защиты, но компания фактически не занималась разработками, увлекшись торговлей, - рассказывает Николай Краюшенко. - Поэтому мы вышли из проекта и вскоре создали "Баярд-Арсенал", который производит бронежилеты и другие средства защиты".

В 1994 - 1995 годах из "Баярда" ушли еще несколько менеджеров, пожелавших создать собственные охранные предприятия, - начальник отдела кадров Юрий Танюхин, директор службы охраны Анатолий Горбачев, начальник группы личной охраны Валерий Секаев.

Вслед за структурными и кадровыми переменами изменился и состав клиентов "Баярда". Николай Краюшенко нашел новых крупных заказчиков в финансовых кругах. В их числе оказались банки "Эскадо", РИКК-Банк, Московский кредитный банк.

От прежних клиентов - водочных и пивоваренных заводов - "Баярд" к тому времени отказался. Их платежеспособность к середине 90-х оставляла желать лучшего.

Перестало агентство работать и со стройками. "Мы несколько лет охраняли более 20 объектов "Мосводоканалстроя", - рассказывает Николай Краюшенко. - Там у нас было занято около 150 сотрудников. По характеру своему эта работа не требовала особого мастерства, и в профессиональном плане наши люди не росли".

Сам себе хозяин

В 1995 году Николай Краюшенко решил изменить устройство своей компании. Вместо прежней "стратегии конкуренции" на вооружение была принята "стратегия персонала".

Гендиректор ввел в компании жесткую структуру с четко прописанными полномочиями и обязанностями сотрудников. В штате "Баярда" появился профессиональный психолог. При подборе охранников стали использовать профессиограммы - набор необходимых качеств сотрудника для дежурства на каждом конкретном посту. А работают сейчас в "Баярде" более 500 человек.

Одновременно Николай Краюшенко продолжал осваивать новые виды охранных услуг. В 1996 году "Баярд" открыл курсы подготовки сотрудников для личной охраны "важных персон". В августе 1997 года "Баярд" первым среди охранных предприятий заключил договор страхования ответственности перед клиентами. Поручителем агентства стал "Ингосстрах", сумма страховки - $1 млн. "Ингосстрах" и сегодня остается партнером "Баярда". "Сотрудники "Баярда" пока не допустили страховых случаев", - говорит Алексей Галахов, начальник отдела "Ингосстраха".

В 1997 году Николай Краюшенко выкупил акции "Баярда" у своих партнеров, фактически отошедших от управления, и стал единоличным собственником компании.

"Я говорил себе: "Ура, наконец-то это все твое!" - вспоминает президент "Баярда". - А через год понял, что эффективного управления не получается. Будучи единственным владельцем, ты так или иначе начинаешь сдерживать инициативы своих менеджеров".

Тогда Николай Краюшенко ввел в каждом подразделении корпорации должность исполнительного директора. Новые назначенцы получили большую свободу действий, а со временем Краюшенко планирует сделать их владельцами небольших пакетов акций компании. "Чувство собственника повышает ответственность топ-менеджера за свою работу, - говорит президент "Баярда". - Да, придется поделиться дивидендами, но для меня гораздо важнее эффективное управление компанией".