Кредит доверия классике

07.09.199900:00

До последнего времени было принято считать, что качественное бизнес-образование можно получить только в школах Запада. Однако образование в хороших зарубежных школах бизнеса стоит от $25 тыс. до $40 тыс. - без учета стоимости проживания и поездок. Скопить такие средства, получить грант или банковский кредит удается немногим. Со своей стороны, отечественные школы, за редким исключением, не спешат заполнить нишу доступного, но полноценного MBA. Они предлагают либо вечернее обучение, либо нечто вроде краткосрочных курсов повышения квалификации. "Многие отечественные школы менеджмента и бизнеса были основаны людьми, отягощенными грузом советского политэкономического мышления, - считает ректор Классической бизнес-школы Дмитрий Михеев. - Этим людям не под силу охватить комплекс проблем, с которыми компания сталкивается в условиях конкуренции. Некоторые школы делают ставку на сотрудничество с зарубежными университетами, а точнее, на их "звучные" имена. Неизвестные на своей родине учебные заведения с названиями типа "Западный университет Северного берега" служат приманкой для российских бизнесменов, жаждущих получить магистерскую шапочку. Долгое время на российском рынке образования была свободна ниша для недорогой отечественной школы, которая по качеству преподавания соответствовала бы западным стандартам, но при этом давала знания, отвечающие особенностям России. Именно таковой, по замыслу ее основателей, должна была стать Классическая бизнес-школа.

"Как и некоторые европейские школы, мы решили сосредоточиться на одногодичной и исключительно дневной форме обучения, которая предполагает полное погружение в учебный процесс, - рассказывает г-н Михеев. - Программа, на которую в американских школах предусмотрено два года, у нас сжата до одного. Ведь мы российская школа, а в России год идет за три". Столь интенсивная форма обучения требует от студентов полной отдачи, и не всем подобные нагрузки по плечу. Поэтому отбирают абитуриентов тщательно и жестко. Некоторые отсеиваются еще на стадии первого телефонного звонка, другие ( до 30% абитуриентов) - на этапе рассмотрения резюме. На третьей стадии уровень подготовки проверяется с помощью интервью и тестов. Цель - не только отобрать самых способных, но и удостовериться в том, что человек в состоянии усваивать огромный объем знаний и выдерживать стрессы, присущие миру бизнеса. В трех проведенных наборах конкурс в Классической бизнес-школе равнялся четырем кандидатам на место.

Программа обучения в Классической бизнес-школе рассчитана на три семестра продолжительностью 16 недель каждый. Формы занятий самые различные: лекции, семинары, презентации, "кейсы". В третьем семестре студенты стажируются в таких крупных компаниях, как ЦВ "Протек", Росбанк, а также в российских представительствах Gedeon Richter, KPMG, Janssen-Sillag, Berlin-Chemie, WackenHut, Ameron Int., SearlePharma, Caterpillar. Для получения сертификата МВА в этой школе необходимо успешное завершение 20 основных курсов и 7 из предлагаемых 14 дополнительных курсов.

Методика преподавания в школе серьезно отличается от советской, но и не копирует слепо американскую. "Преподавание ведется преимущественно на русском языке, - подчеркивает ректор школы. - Мы считаем, что качественное усвоение науки бизнеса может быть только на родном языке". Однако знание английского для студентов является обязательным, поскольку некоторые спецкурсы во втором и третьем семестрах читаются на английском. Поэтому абитуриенты должны продемонстрировать знание английского, а интенсивная языковая подготовка с акцентом на business English продолжается на протяжении всего года.

В школе практикуется система рейтингов студентов и преподавателей. Это позволяет контролировать индивидуальные усилия и успехи студентов, а также поддерживать высокий качественный уровень образования. "Одним из главных условий требований к преподавателям является сочетание опыта научной и педагогической работы с практикой в российских или западных компаниях, - говорит Дмитрий Михеев. - Мы хотим, чтобы наши преподаватели были в курсе новейших достижений западной мысли в вопросах бизнес-образования. Поэтому мы всячески поощряем преподавателей к публикации статей, в том числе в нашем альманахе "Уроки бизнеса", и к участию в семинарах и международных конференциях.

Разработанные преподавателями школы авторские программы соответствуют программам западных школ бизнеса, в частности Columbia School of Business. Но у наших программ есть и немаловажное преимущество - они адаптированы к российским реалиям. Кроме того, в третьем семестре для чтения спецкурсов или одноразовых лекций мы приглашаем представителей других школ и компаний. Это позволяет студентам подготовиться к миру большого бизнеса и сориентироваться в выборе специализации".

Просуществовав на рынке бизнес-образования чуть больше года, Классическая бизнес-школа стала автором сенсации, объявив, что каждый абитуриент, прошедший конкурсный отбор, имеет право претендовать на банковский кредит. Стоимость программы эквивалентна $3 тыс. Кредит выдается на два года под 12% годовых и полностью покрывает стоимость обучения. Для получения кредита не требуется залога - достаточно подтверждения о поступлении в школу. Из 19 поступивших в этом году кредит получат 16 студентов. Минусом кредитования можно считать возрастные ограничения: кредит не может получить студент старше 35 лет. Кредит должен быть возвращен через год после окончания школы. По словам Дмитрия Михеева, кредитная программа стала возможной благодаря спонсорской поддержке фармацевтических концернов ЦВ "Протек" и Gedeon Richter.

В школе уверены, что студенты вернут все полученные кредиты, хотя гарантии возврата кредита носят этический характер. Дмитрий Михеев считает, что выпускники - это партнеры по будущему совместному бизнесу, а партнеры должны уважать друг друга. К тому же выпускник, забывший о кредите, автоматически исключает себя из клуба выпускников, а значит, теряет контакты в деловом мире. Начинать карьеру с провала - это противоречит всякой логике.

Конкуренты оценивают опыт Дмитрия Михеева и его школы неоднозначно.

"К подобному кредитованию я отношусь положительно, - говорит проректор по маркетингу Высшей коммерческой школы Игорь Знаменский, - но боюсь, что к нему отнесутся отрицательно налоговые органы. Особенно если кредит выдается без банковской

гарантии. После кризиса финансовое положение студентов бизнес-школ ухудшилось, но сейчас ситуация стала потихоньку выправляться: например, суммарный долг студентов ВКШ перед школой на сегодняшний день составляет $35 тыс., хотя совсем недавно достигал $110 тыс. Из-за своего ухудшившегося финансового положения одни студенты берут академический отпуск, другие пытаются решить проблему как-то иначе. В любом случае мы студентов не выгоняем, а даем им возможность учиться дальше. Наша школа может себе такое позволить, потому что мы зарабатываем деньги на нескольких программах. Хуже приходится школам с монопрограммой. Так что, пока у государства и банков не появится реальной заинтересованности в поддержке кредитования, ничего не получится".

"Пока о подобном кредитовании в нашей школе речи не было, - говорит менеджер по маркетингу школы "Мирбис" Людмила Чеснокова, - но идея эта мне знакома, и отношусь я к ней с интересом. На Западе компании кредитуют студентов школ MBA с условием, что выпускники будут работать в этих организациях. К таким кредитным программам подключаются банки, их поддерживает государство. В России условия иные, и приходится работать по предоплате".