Кремлевские обскуранты
Вот все говорят: Кремль, Кремль… А кто его видел, этот Кремль, где видел, в каком страшном сне, в каком замызганном комьями серой московской непогоды пейзаже? Свидетельств много, а веры им нет. Нет веры и столичной журналистке Елене Трегубовой, написавшей самую громкую политическую книжку сезона «Байки кремлевского диггера».
Она утверждает, что видела Кремль неоднократно, бывала в его чреве, впускающем и изрыгающем журналистов через отверстие Спасских ворот, но вышла, как Иона, целой и невредимой и даже умудренной совершенно новым знанием, которым она и поспешила поделиться с массовым читателем, окончательно покинув Кремль. Совсем вкратце это знание можно сформулировать следующим образом: все, кого проглатывает хищная зубчатая стена (речь не о туристах и музейных бабушках, а о сотрудниках Администрации президента РФ), рано или поздно оказываются пережеванными, все они недосчитываются на хребте нужных позвонков. Собственно, не люди они уже, а мутанты.
Схрумканные целиком, с переломанным позвоночником, под действием особых внутрикремлевских кислот (власть, деньги, трусость) они сохранили лишь внешний человеческий облик, но на самом деле давно мыслят и поступают вне всяких законов людской доброты и порядочности. Этот образ административных мутантов преследует Елену Трегубову по всем страницам книги, гонит ее от предисловия до последней главы под символическим номером 13, как в классическом киноужастике, как в каких-нибудь «Байках из склепа». Сам же автор предстает в роли диггера, периодически спускающегося хватануть кремлевских нечистот, чтобы потом вылезти на свежий воздух, выпить свежевыжатого апельсинового сока и описать все увиденное и услышанное в своих статьях.
Именно здесь, в этой смене вонючего кремлевского подполья, царства нечистых интриг на воздух, сок и томик Пруста заключена главная слабость книги. Кто сказал, что за годы, проведенные в ранге кремлевского обозревателя «Русского телеграфа», «Известий» и «Коммерсанта», сам автор не был инфицирован, не превратился (хоть отчасти) в мутанта? Что все эти обеды с Путиным, шушуканья с Волошиным и треп с пиарщиком Волиным, который предстает в книге Вергилием по кремлевским закоулкам, прошли для автора бесследно, смылись средствами элементарной человеческой гигиеной? Пожал руку мутанту, потом помыл ее бактерицидным мылом – и все дела. В это читатель имеет полное человеческое право не поверить. И будет не прав.
«Байки кремлевского диггера» – очень своевременная и очень девичья книга. Именно это девичество, романтизм, кокетство и даже вечное верчение перед зеркальцем (хороша ли?) и спасли журналистку Трегубову от инфекции. Именно это позволило ей прямо, не уворачиваясь, написать о том, что многие политические журналисты хорошо знают, да молчат. Именно сейчас, когда от независимой прессы в стране осталось несколько недогрызенных огрызков, все это надо было произнести вслух: про то, как и почему президент Путин оказался у власти, Березовский – в Лондоне, а Чубайс не прошел думский ценз. Кремлевские мутанты для Трегубовой не просто функционеры, а в первую очередь мужчины, которых она судит женским судом: умен ли, порядочен, честен, романтичен. Директор ФСБ Путин, назначающий в первой главе журналистке Трегубовой свидание в японском ресторане «Изуми», и президент страны Путин, изгоняющий автора из Кремля, к главе тринадцатой не оправдал авторских надежд, не прошел испытания. Говорил стране «люблю», а сам только приданое подсчитывал. А та и поверила, дуреха.