Крестовый поход «Детей»
Экономия на детях
По данным исследовательской компании Step By Step, объем общероссийского рынка детских товаров в 2009 г. составил всего $14,5 млрд, притом что годом ранее он оценивался в $16,3 млрд. «Прошлый, 2009 г. оказался для детской отрасли очень тяжелым, вместо ожидаемого роста в 17 – 20% рынок «просел» на 11%», – отмечается в исследовании компании. В то же время в предыдущие годы рынок демонстрировал весьма существенный рост. Например, в 2008 г. по отношению к 2007-му он вырос на 19%, а в 2007 г. по отношению к 2006-му – на 23,4%. Впрочем, эксперты утверждают, что данные по объему рынка довольно приблизительны. Например, Ассоциация индустрии детских товаров (АИДТ) оценивает отечественный рынок товаров для детей в $12,5 млрд и утверждает, что его ежегодный рост варьируется от 15 до 30%. Кроме того, рынок довольно закрыт, в частности, импорт из Китая по преимуществу проходит по «серым» схемам, хотя, по словам экспертов, иногда точно такими же бывают поставки брендированной одежды из Италии.
«Более-менее адекватная оценка рынка есть в сегментах детского питания и подгузников, они серьезно мониторятся исследователями. Просто в России пока нет сильных игроков среди поставщиков-производителей, которые заказывали бы подобные исследования. По нашим ощущениям, сейчас рынок детских товаров не сильно растет, в рублевом выражении рост идет на уровне инфляции, в пределах 10%. Больше всего растет детское питание и подгузники, что связано с подъемом цен на эти товары», – говорит Владимир Чирахов, исполнительный директор компании «Кораблик-Р», развивающей сеть детских магазинов «Кораблик». По его словам, на рынке детских товаров наименьший рост наблюдается в сегментах детской мебели, колясок и прочих крупногабаритных товаров. «Потребители предпочитают передавать из рук в руки или покупать подержанные товары. Покупательский спрос снизился. По крайней мере, такие тенденции мы наблюдаем в Москве, а это основной регион присутствия нашей сети», – объясняет эксперт. Между тем, как говорит старший консультант «Магазина магазинов» в ассоциации с CB Richard Ellis Нормина Горина, по сравнению с другими потребительскими секторами, рынок детских товаров пострадал не очень сильно. «Все-таки дети растут, к примеру, одежду им все равно покупать приходится часто. И в основном сложности сетей на рынке были все-таки обусловлены субъективными проблемами», – отмечает эксперт.
Игрушечный передел
В 2008 г. компания Step By Step так оценивала доли игроков в сетевой специализированной рознице: «Детский мир» – 46%, «Банана-мама» – 26%, Mothercare – 12%, «Кораблик» – 8%, «Здоровый малыш» – 8%. Между тем игрок номер два – сеть «Банана-мама», развивавшая гипермаркеты детских товаров в экономсегменте, с рынка ушла. В 2006 г. после активного старта она обещала стать лидером рынка, однако ритейлер не смог управиться с долгами перед поставщиками, составившими 788 млн руб., а также не погасил два выпуска облигаций общим объемом 2,5 млрд руб. Сеть принадлежала братьям Олегу и Игорю Яковлевым, которые на тот момент являлись совладельцами «Эльдорадо». Изначально к «Банана-маме» присматривалась X5 Retail Group, однако в итоге сеть просто закрылась. «Уход был связан с некомпетентным руководством сетью и проблемами владельца, связанного с другим бизнесом», – комментирует ситуацию президент Ассоциации индустрии детских товаров Антонина Цицулина. Дело в том, что братьям Яковлевым в 2008 г. пришлось серьезно озаботиться проблемами своего основного бизнеса – сети «Эльдорадо». В 2008 г. по результатам проверки деятельности оптовой фирмы «Эльдорадо» инспекция Федеральной налоговой службы предъявила ей претензии почти на 15 млрд руб. Тогда же банки потребовали от компании досрочно погасить кредиты на $400 млн. «По всей видимости, Игорю Яковлеву пришлось искать деньги и, в частности, обескровить свой бизнес по торговле детскими товарами», – предполагает один из бывших сотрудников сети «Кенгуру». В итоге «Эльдорадо» спасла чешская PPF Group, которой также предлагали купить «Банана-маму». Однако чешских инвесторов она не заинтересовала.
«Детский мир» – 129 магазино«Здоровый малыш» (ЗАО «Спецобслуживание») – 57 магазинов
«Дети» (ООО «Дети») – 41 магазин
«Кораблик» – 40 магазинов
«Дочки & сыночки» – около 30 магазинов
Источник: АИДТ, данные компаний
Пьер Буаст
Недетский мир
Компании «Детский мир» действительно есть чего опасаться: кризис заморозил стратегию ее развития. Сеть сейчас включает 129 магазинов – столько же, сколько и в 2008-м. Более того, источник «Ко» в руководстве одной из ведущих специализированных сетей детских товаров сообщил, что не исключена продажа «Детского мира», так как это «один из самых неудачных проектов АФК «Система». Неясным остается и статус здания флагмана сети на Лубянской площади: вслед за большинством активов «Системы-Галс» оно отошло ВТБ, который завесил магазин собственным рекламным баннером и вслед за этим сменил руководство фирмы «Лубянка-Девелопмент», на балансе которой находится это строение. Будет ли начата реконструкция магазина и когда именно, до сих пор непонятно: ведь теперь сеть «Детский мир» и здание на Лубянке принадлежат разным владельцам. Кроме того, за 9 месяцев 2009-го выручка «Детского мира» составила 13,11 млрд руб., а чистый убыток – 1,99 млрд руб. На начало октября 2009-го краткосрочная кредиторская задолженность сети достигла 9,607 млрд руб. «Проблемы «Детского мира» были связаны с активным развитием до кризиса. В кризис сеть вошла с большим количеством новых «точек», которые еще не успели стать рентабельными», – полагает Нормина Горина. Из-за растущего убытка сети недавно в «Детском мире» сменилась команда: место бывшего генерального директора Максима Ентякова занял экс-президент «Евросети» Алексей Чуйкин. «Одной из причин проблем «Детского мира» стала не совсем верная ценовая политика. Менеджмент, по всей видимости, все время уповал на известность марки, и цены в магазинах сети были выше, чем у всех других игроков в среднем ценовом сегменте», – рассказал «Ко» на условиях анонимности гендиректор одной из сетей детских товаров. Как новый менеджмент будет исправлять ситуацию, пока неизвестно. В пресс-службе компании на запрос «Ко» об интервью с руководством «Детского мира» не ответили. Впрочем, видимо, у «Детского мира» есть план спасения. В конце 2009-го вице-президент АФК «Система» Феликс Евтушенков заявил, что корпорация обсуждает вариант создания совместного предприятия с иностранными ритейлерами – американской Toys R Us и греческой Jumbo.
заморозил стратегию ее развития. Сеть сейчас включает 129 магазинов –
столько же, сколько и в 2008-м