Криптоискусство: что такое NFT и кто на этом зарабатывает
Предметы искусства в виде NFT, от музыкальных произведений до виртуальных котиков, уходят с молотка за миллионы долларов, по всему миру создаются специализированные галереи и аукционные дома, а Эрмитаж планирует провести первую в истории музея NFT-выставку. Что это — хайп или революция в сфере искусства — в колонке для журнала «Компания» объясняет финансовый аналитик инвестиционной платформы DotBig Марго Пажинская.
Разбираемся в том, что такое NFT-токены, для чего они нужны и почему криптоискусство стоит так дорого.
Что такое NFT
Токены, из которых состоит блокчейн-сеть, равны друг другу, как, например, один рубль равен другому, их легко можно поменять между собой. NFT-токены, напротив, невзаимозаменяемые, каждый из них обладает уникальными характеристиками и кодом. Информация о создателе, владельце и сделках с токеном записана на блокчейн-платформе, ее также невозможно стереть или исправить. Поэтому такая технология идеально подходит для закрепления права владения уникальным объектом.
Можно сказать, что NFT-токен — это цифровой сертификат, закрепляющий право владения цифровым активом (артефактом): картиной, гифкой, аудиозаписью, видеороликом и так далее. После продажи NFT остается в свободном доступе в Сети: скачать его может кто угодно, но владелец у произведения только один.
Возникает логичный вопрос — зачем покупать NFT, если каждый может скачать изображение в интернете? Здесь все как в случае с традиционным искусством — репродукций может быть много, но права на оригинал принадлежат только одному человеку (или организации). Невзаимозаменяемые токены позволили, по сути, создать право на владение цифровым искусством, которое раньше не имело владельца или, другими словами, принадлежало всем.
Что продают в виде NFT
Основная сфера применения NFT — искусство. В марте 2021 художник Beeple на аукционе Christieʼs получил 69,35 млн долларов за коллаж из 5000 рисунков в виде NFT-токена. На данный момент это рекорд в области продажи цифрового искусства.
Фактически в невзаимозаменяемые токены можно преобразовать буквально все: зрелищные моменты спортивных трансляций, картины, программные коды, музыкальные произведения, твиты, виртуальную недвижимость, коммерческие тайны и ноу-хау, технические схемы и так далее.
Создатель Twitter Джек Дорси получил за свой первый твит в виде NFT $2,9 миллиона, а один из основателей Всемирной паутины Тим Берненс-Ли продал NFT-токен исходного кода интернета за $5,43 млн.
Самый дорогой дом, в котором никто не сможет жить, был продан в виде NTF-токена. Mars House, созданный Кристой Ким, ушел с аукциона за полмиллиона долларов. Его можно загрузить в виртуальное онлайн-пространство, а пройтись по нему получится только с помощью технологии дополненной реальности.
Такие пространства, созданные на основе блокчейн-платформ, называются метавселенные. В них можно покупать виртуальную землю, недвижимость, добавлять NFT-токены. Самая развитая метавселенная — Decentraland. В апреле 2021 года участок на ней был продан за $572 тыс.
С виртуальными пространствами тесно связано еще одно перспективное NFT-направление — онлайн-игры. Например, невзаимозаменяемые токены активно используется в CryptoKitties. Стоимость уникального виртуального котика из этой игры может превышать $100 тысяч. В земной жизни на такую сумму можно было бы купить, пожалуй, целый зоопарк.
Геймеры со всего мира очень ждут появления игр, в которые можно будет прийти с персонажами и артефактами, «прокачанными» в других играх. Токенизация — реальный способ это реализовать. Преобразованный в NFT игровой арсенал станет уникальным, сразу появится рынок по обмену и прокачке артефактов, персонажей и т. д.
Развитие NFT в России
Российские художники, дизайнеры, музыканты стараются не отставать от западных коллег и активно осваивают NFT-технологию. Лидерами российского NFT-рынка считаются московский 3D-художник Никита Реплянский, Brickspacer (Степан Христофоров), Эдуард Михайлов, Martisha, свои аудио продает известный исполнитель Элджей. Есть авторы и из традиционного арт-рынка — стрит-артеры Покрас Лампас (ранее «Компания» взяла у него большое интервью про искусство и NFT-рынок) и Миша Мост. В марте 2021 Покрас Лампас продал полотно Transition, спроецированное на стену Чирекейской ГЭС, в виде NFT-токена за $28,7 тыс.
Этим летом в России прошла первая ярмарка цифрового искусства Disartive при участии более пятидесяти художников, которые работают с NTF-технологией. За три дня было продано десять работ на сумму около $30 тыс.
Кроме авторов и частных коллекционеров, NFT-токены интересны музеям. В марте 2021 года Эрмитаж заявил о намерении провести первую в России выставку NFT-токенов в сфере искусства. Кроме того, музей ведет переговоры с Binance о выпуске и реализации NFT на произведения искусства из его коллекции. Это будут цифровые воспроизведения картин с автографом директора Эрмитажа, поставленным в конкретную минуту в определенный день. Средства от продажи NFT-токенов планируется потратить на реставрацию музейной коллекции.
Зачем, где и как покупать NFT
Преимущество крипто-арта в том, что он доступен каждому, как профессионалам, так и начинающим художникам, музыкантам, дизайнерам, это также возможность выйти на международный рынок и заработать на продаже своих произведений.
NFT приобретают прежде всего коллекционеры и те, кто рассматривает данный инструмент как инвестиции. В отличие от владения классическим произведением искусства, цифровые работы не приносят роялти от их использования, но зато также дорожают в цене и, по прогнозам, в будущем будут стоить в разы дороже.
Купить и продать NFT-токены можно на специализированных площадках. Самые известные: OpenSea, SuperRare, Nifty Gateway, Foundation, NFT ShowRoom. Некоторые из них работают как маркетплейсы, другие — только для определенных категорий: онлайн-игры, искусство, спорт и так далее.
Расчеты, как правило, производятся в криптовалюте, чаще в Эфире, поэтому для покупки потребуется приобрести цифровые деньги. Продаются токены за фиксированную стоимость или на аукционе. Цены варьируются от нескольких центов до миллионов долларов — все зависит от популярности автора, а также ценности и уникальности объекта.
Проблема правового статуса NFT-токенов
Основная проблема, которая есть у продавцов и покупателей NFT, — это отсутствие правового регулирования. Статус невзаимозаменяемых токенов только начинает формироваться и пока очень сильно отличается в разных странах.
В США NFT-токены рассматриваются как ценные бумаги, а комиссия по ценным бумагам и биржам в Таиланде, наоборот, запретила криптобиржам использовать ряд токенов, в том числе NFT.
В России есть законы о цифровых финансовых активах и краудфандинге, но NFT — это не криптовалюта, так как оплатить покупку с ее помощью не получится. Понятие NFT в российском законодательстве пока не закреплено.
В какой юрисдикции находится договор продажи NFT, если покупатель и продавец живут в разных странах? Ответа на этот и другие юридические вопросы на данный момент нет.
NFT-рынок, несмотря на высокую перспективность, сталкивается с похожей проблемой, что и криптовалюта, — интерес аудитории, но отсутствие законодательного регулирования и поддержки со стороны государственных систем. Очевидно одно: в NFT кроется еще много возможностей, он активно будет развиваться и дальше. Всем заинтересованным остается надеяться, что правовые аспекты будут решены в ближайшее время.