Криптовалюте пообещали новых адептов

На прошлой неделе одна из крупнейших в мире консалтинговых компаний в сфере менеджмента и информационных технологий Capgemini опубликовала амбициозный прогноз. Аналитики пришли к выводу, что меньше чем через два года каждый второй потребитель будет проводить платежи в цифровой валюте. Журнал «Компания» поговорил с криптоаналитиками и экспертами в сфере инвестиций и выяснил, насколько такой сценарий реалистичен и что может помешать биткоину и «эфиру» резко увеличить свою популярность.

В рамках исследования аналитики Capgemini опросили 6300 клиентов и 210 руководителей платежных систем. Опрос проводился в 44 различных регионах мира. Также эксперты изучили данные Всемирного банка, центральных банков, Международного фонда (МВФ) и Банка международных расчетов.

В Capgemini считают, что к 2023 году доля потребителей, проводящих платежи в «крипте», достигнет 45%. Для сравнения: сейчас таких людей всего 10%. Драйвером популяризации таких активов, как утверждается, станет рост спроса на трансграничные платежи и отказ людей платить высокие транзакционные сборы.

Аналитики также указали, что бизнес ― в частности, Coca-Cola и Yum Brands ― стал принимать криптовалюты к оплате. В то же время кредитные карты на базе цифровых активов лидируют среди других инструментов по скорости распространения.

Тем не менее эксперты назвали перспективы развития стейблкоинов и криптовалют неопределенными. На них сильно сказывается «неоднозначная реакция властей по всему миру».

Новый конкурент доллара

«Я глубоко убежден, что это (переход на расчеты в биткоинах ― прим. ред.) ― наше будущее. Не уверен, что все произойдет за два года, но лет через пять-десять это вполне вероятно. Интернету чтобы покорить мир потребовалось 50 лет. Криптовалюте наверняка потребуется меньше», ― заявил основатель Amir Capital Group Марат Мынбаев.

Эксперт признал, что пока «крипта» не внедряется повсеместно из-за нестабильности курса и неопределенности правовой базы, однако в будущем ситуация будет иной. Несмотря на волатильность цифровых денег, мир придет к тому, что доллар будет меняться вокруг биткоина, а не наоборот.

«Когда сообщество примет решение, что деньгами будет криптовалюта, тогда мы и будем влиять на ее курс. Сообщество может принять решение, что цены будут зафиксированы в биткоинах или какой-либо другой криптовалюте, а не в долларах. Рынок всегда справедлив и рано или поздно мы придем к этому», ― считает эксперт.

По словам Мынбаева, если ситуация будет развиваться по нынешнему сценарию, то к концу года курс биткоина может подскочить до 150 тысяч долларов. Для сравнения: на момент написания статьи он составлял 60,8 тысячи долларов.

Чуть менее радикальную позицию занял эксперт криптобиржи StormGain Мартин Петков. Он напомнил, что биткоин, хоть и признан самой популярной цифровой валютой, хуже других подходит для проведения платежей. Например, он не способен проводить более семи транзакций в секунду.

«Эта криптовалюта отлично подходит как ценный нематериальный актив, и ее все чаще называют “цифровым золотом”, но для прикладных задач есть другие, более шустрые сети. Если говорить о криптоплатежах в целом, то нужно определить, включаются ли сюда официальные цифровые монеты (CBDC), основанные на блокчейн-технологии. Если да, то вышеозвученный прогноз имеет право на жизнь», ― отметил эксперт.

Все транзакции ― через государство

Большую роль в возросшем значении криптоплатежей сыграло их признание на уровне государства, заявил специалист по сопровождению криптопроектов Георгий Рахаев. В июне Сальвадор стал первой страной, решившей использовать биткоин в качестве законного платежного средства. Однако большинство стран относятся к «крипте» резко негативно. В частности, такую позицию занимают ряд государств Персидского залива.

Выходом из этой ситуации могут стать национальные криптовалюты. «Большинство государств не рассматривают непосредственно биткоин как потенциальное платежное средство, но, согласно данным Всемирного банка, около 20% центробанков планируют к 2026 году разработать собственные криптовалюты (CBDC). Большинство из них имеют следующие особенности: возвратность платежей, идентификация получателей и отправителей, контроль регулятора, централизованное управление», ― заявил эксперт.

Российский закон «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» запрещает расчеты с применением цифровых валют для российских лиц. Тем не менее термин «цифровые валюты» не включает в себя централизованно выпущенные криптоактивы (например, USDT).

В то же время биткоин, эфириум, monero и прочие криптовалюты, выпускаемые децентрализованно, подпадают под понятие «цифровые валюты». Таким образом, законодательного запрета на применение централизованно выпущенных активов в качестве платежа в России нет, отметил Рахаев.

прочитать весь текст

Пока тренд на использование криптовалют в мире отсутствует, считает руководитель отдела анализа данных CEX.IO Broker Юрий Мазур. Люди только присматриваются к этой форме платежа из-за имеющихся рисков. Тренд может возникнуть, когда государства начнут использовать CBDC, согласился эксперт. В таком случае с потребителей снимут регуляторный риск, а также риск ценовой нестабильности.

«Если мы говорим о CBDC, как о разновидности криптовалюты, то здесь происходит сшивка между наличным и безналичным расчетом. Если у вас нет наличных и нет доступа к интернету, но есть смартфон, на который установлен кошелек с CBDC ― вы имеете возможность расплатиться за товары и услуги. При этом все транзакции будут прозрачными, как для потребителя, так и для регулятора», ― пояснил он.

Криптовалюты против фиатных денег

Так или иначе противников у прогноза Capgemini оказалось не мало. В частности, против него высказался Валерий Петров, вице-президент по развитию и регулированию рынка Российской ассоциации криптоэкономики, искусственного интеллекта и блокчейна (РАКИБ).

«Учитывая те законодательные ограничения, которые вводит Китай, ввела Индия, будет вводить Россия и многие другие страны, которые по количеству населения являются одними из мировых лидеров, давать такие смелые прогнозы я бы не решился. Потому что такой рост реальных расчетов без законодательно проведенных условий реализации этих расчетов маловероятен», ― считает он.

Эксперт напомнил, что биткоин по своей сути является «исключительно спекулятивным активом». Поэтому финансовые власти всех стран со временем будут контролировать его все больше. Кроме того, оплата товаров цифровыми деньгами там, где это возможно, сопровождается множеством накладных расходов, а сама сделка ограничена по объемам.

«Если пользователь хочет использовать стабильную монету USDT, нужно платить блокчейну Ethereum за использование платформы. Также нужно завести кошелек или купить холодное хранилище и постоянно заботиться о безопасности своего баланса, что для подавляющего большинства людей абсолютно нежеланный опыт использования. Получается, что на каждом этапе транзакция обрастает комиссиями», ― подтвердил ведущий аналитик международной инвестиционной компании FxPro Александр Купцикевич.

В некоторых странах цифровые деньги уже конкурируют с привычными способами оплаты, однако процесс создания доверия к деньгам занимает немало времени, и такой путь криптовалюты должны пройти, отметил аналитик ФГ «ФИНАМ» Сергей Переход. Он напомнил, что основным преимуществом криптовалют являются спекулятивные «бури», однако именно они вредят развитию платежных функций актива.

Что касается полной замены фиатных денег биткоином, то она вряд ли возможна, считает Петров. Прежде всего потому, что это дискредитирует национальные валюты, а это «никому не нужно».

«Понятно, что при той волатильности, что есть на рынке криптовалют, рассматривать их как средство платежа, мягко говоря, рискованно до уровня возможных потерь если не всего капитала, то значительной его части. Так как это понимает каждый разумный человек, то и средства в биткоине и других криптовалютах держатся ровно в том объеме, который нужен для проведения спекулятивных операций, которые иногда по недоразумению называют инвестиционными», ― заключили в РАКИБ.