Кризис грозит лишить Россию валютной выручки

Валентин Катасонов — экономист, профессор кафедры международных финансов МГИМО

10 июля Центробанк обнародовал предварительные данные о платежном балансе страны за первое полугодие 2020 года в разбивке по кварталам. Вирусно-экономический кризис, который стал разгораться в стране лишь в марте, когда был введен почти тотальный карантин, уже оставил свой отпечаток на показателях за первый квартал. А вот данные по второму кварталу сигнализируют о серьезных изменениях и по сравнению с первым кварталом текущего года, и по сравнению с аналогичным периодом 2019 года.

Если тенденции, обозначившиеся во втором квартале, сохранятся, то по итогам всего 2020 года картина может оказаться просто катастрофической. В платежном балансе может образоваться «дыра», коей Россия не видела за 28 лет своего существования.

Итак, по итогам первого квартала сальдо первого раздела платежного баланса, называемого «Текущими операциями», составило 21,7 млрд долларов, а во втором оно сократилось до 0,6 млрд долларов, то есть в 36 раз. В целом за полугодие 2020 года положительное сальдо текущих операций составило 22,3 млрд долларов, что почти в два раза меньше величины за первое полугодие прошлого года (43,4 млрд долларов). А я напомню, что в «тучные» годы положительное сальдо по итогам года иногда превышало 100 млрд долларов. Пока нет особой надежды на то, что в третьем и четвертом кварталах положительное сальдо сильно вырастет. Еще немного, и платежный баланс России может стать дефицитным (таковым называют платежный баланс, у которого сальдо текущих операций имеет отрицательное значение).

Основным источником валюты для страны является внешняя торговля товарами, которая на протяжении всех лет существования РФ характеризовалась ярко выраженным положительным сальдо (превышение экспорта над импортом).

В первом квартале 2020 года положительное сальдо по торговле товарами было равно 31,9 млрд долларов, а во втором квартале оно обвалилось более чем в два раза, составив лишь 14,3 млрд долларов. Если сравнивать второй квартал 2020 года с аналогичным периодом прошлого года (39,4 млрд долларов), то падение еще более внушительное — в 2,8 раза.

А ведь еще совсем недавно у России были торговые балансы с положительным сальдо, превышающим 200 млрд долларов в год. Например, в 2018 году сальдо составило 212 млрд долл. Среднеквартальный уровень положительного сальдо — более 50 млрд долларов!

Положительное сальдо по торговле товарами стало «сдуваться» не в результате того, что мы стали больше импортировать (во втором квартале импорт товаров даже несколько снизился — на 4,4 %), а в результате того, что стала быстро снижаться валютная выручка от экспорта товаров. В первом квартале она равнялась 88,1 млрд долларов, а во втором упала до 67,9 млрд долларов, то есть на 23 %. А по сравнению со вторым кварталом прошлого года (101,4 млрд долларов) она упала более чем на 30 %. Экспортные доходы российской экономики по итогам апреля — июня падали шестой квартал подряд и стали минимальными с 2005 года.

Наибольшее снижение валютной выручки от экспорта произошло по товарным группам углеводородов, являющихся, как известно, основой российского экспорта.

Экспорт товаров из РФ на квартальной основе (млрд долларов)
  1-й кв. 2020 2-й кв. 2020 2-й кв. 2019 2-й кв. 2020
к 1-му кв. 2020, %
2-й кв. 2020
ко 2-му кв. 2019, %
Сырая нефть 25,6 12,8 30,0 50 42,7
Нефтепродукты 16,3 9,5 16,5 58,3 57,6
Природный газ 7,0 3,5 9,1 50 38,5
Прочие товары 39,2 42,2 45,8 107,7 92,1
Всего 88,1 67,9 101,4 77,1 67,0

Как видно из таблицы 1, валютная выручка от экспорта сырой нефти во втором квартале 2020 года упала вдвое по сравнению с первым кварталом этого же года. А по сравнению со вторым кварталом прошлого года она упала на 57,3 %.

По нефтепродуктам падение валютной выручки в этом году на квартальной основе составило 41,7 %. А если сравнивать второй квартал этого года с аналогичным периодом прошлого года, то падение равняется 42,4 %.

Наконец, по природному газу падение валютной выручки в первой половине нынешнего года на квартальной основе было двукратным. А если сравнивать второй квартал этого года с аналогичным периодом прошлого года, то падение составляет 61,5 %. Период с марта по июль 2020 года, как сообщают российские СМИ, может стать самым «черным периодом» в истории «Газпрома» (по крайней мере, в XXI веке). Последний раз столь скромную валютную выручку «Газпром» имел в 2002 году. Впрочем, многие эксперты прочат, что «черный период» продолжится для «Газпрома» и во втором полугодии, причем в 3-м и 4-м кварталах он может стать еще более «черным».

Хорошо, что по остальным видам товаров экспортная выручка была более или менее стабильной (как при сравнении второго и первого кварталов этого года, так и при сравнении второго квартала этого года с аналогичным периодом прошлого года).

Положительное сальдо от торговли товарами во втором квартале 2020 года, равное 14,3 млрд долларов, почти полностью пошло на покрытие отрицательного сальдо по торговле услугами (2,1 млрд долларов) и покрытие отрицательного сальдо инвестиционных и некоторых других доходов (11,6 млрд долларов). Вот и остается мизерное положительное сальдо, которое, как я отметил выше, составило всего 0,6 млрд долларов.

Оно могло оказаться даже отрицательным. Но в силу пандемии COVID-19 неожиданно удалось достаточно радикально уменьшить традиционно большое отрицательное сальдо международной торговли услугами. Сальдо по итогам второго квартала составило всего лишь минус 2,1 млрд долларов против минус 6,7 млрд долларов в первом квартале и минус 9,0 млрд долларов во втором квартале прошлого года. Резко сократились валютные расходы на транспортные услуги, а также на зарубежные поездки и туризм. Во втором квартале расходы на поездки за рубеж и туризм составили рекордно низкую величину — всего 0,4 млрд долларов (против 5,5 млрд долларов в первом квартале 2020 года и 9,5 млрд долл. во втором квартале 2019 года).

И вот несмотря на то, что сальдо текущих операций стремится к нулю, второй раздел платежного баланса, отражающий международное движение капитала (он называется «Финансовый счет»), свидетельствует о том, что из России происходит масштабная утечка валюты в виде прямых и портфельных инвестиций, а также займов и кредитов. В первом квартале 2020 года чистый отток частного капитала из РФ составил 16,8 млрд долларов, во втором квартале — 12,1 млрд долларов.

Между прочим, Банк России давал в начале года прогноз, согласно которому чистый отток капитала за весь год составит около 30 млрд. Мы видим, что этот прогноз на целый год уже практически «выполнен» за первое полугодие.

Имеет место некоторое уменьшение чистого оттока капитала во втором квартале по сравнению с первым. Но в первом квартале такой отток мог подпитываться за счет положительного сальдо текущих операций (напомню, что оно равнялось 21,7 млрд долларов). А во втором квартале текущие операции не обеспечили экспортеров капитала необходимой валютой (положительное сальдо — всего 0,6 млрд долларов), поэтому экспорт капитала осуществлялся за счет «подкожных» накоплений (то есть за счет валюты, накопленной в предыдущие периоды).

Также следует обратить внимание на то, что накопление международных валютных резервов Российской Федерации, которое продолжалось достаточно долго (несколько предыдущих лет), прекратилось на рубеже первого и второго кварталов 2020 года. В первом квартале прирост валютных резервов еще продолжался и составил 5,0 млрд долларов. Максимального значения валютные резервы достигли на начало марта — 450,63 млрд долларов. По состоянию на 1 апреля 2020 году международные валютные резервы РФ были равны 443,64 млрд долларов. Во втором квартале было зафиксировано впервые за многие году снижение валютных резервов на квартальной основе — на 12,9 млрд долларов. Для сравнения отметим, что за аналогичный период прошлого года прирост валютных резервов составил 16,6 млрд долларов.

Такие ситуации, когда чистый отток капитала из страны превышает сальдо текущих операций, случались в истории РФ. Например, в четвертом квартале 2014 года под влиянием санкций и обвала цен на нефть положительное сальдо текущего счета сократилось до 14 млрд долларов, а из страны ушло 50 млрд долларов в виде чистого оттока частного капитала. Но такие ситуации были не частыми и не продолжались более одного квартала. Аномальная ситуация второго квартала 2020 года может повториться и в следующих двух кварталах текущего года. Во второй половине нынешнего года вряд ли положительное сальдо по товарной торговле удастся сильно нарастить (конъюнктура на мировых рынках углеводородов этому не способствует). С учетом этого можно предположить, что сальдо текущих операций будет находиться около нулевой отметки или даже может уйти в минус. Вместе с тем чистый отток частного капитала (фактически — бегство капитала) сохранится по крайней мере на уровне первого полугодия.

За счет чего он будет происходить? За счет внутренних «жировых» отложений. То есть международных валютных резервов РФ, а также валютных резервов, находящихся в банковской системе РФ. Кстати, запасы свободной валюты у банков также сокращаются (по оценкам аналитиков «Райффайзенбанка», по итогам мая запасы свободной валюты у банков упали почти на треть — с 9,6 до 6,8 млрд долларов). Пока еще валютные резервы России тают сравнительно незаметно. Они похожи на льдину, которую еще не успели разогреть лучи солнца. Стремительное таяние валютных резервов начнется тогда, когда мировой экономический кризис превратится в горячий костер.


Мнение автора может не совпадать с мнением редакции