Top.Mail.Ru
архив

Кризис не для всех

Объемы рынка финансовой аренды сократились почти на 25%. Многие игроки, не имеющие доступа к дешевому финансированию, оказались в затруднительном положении. Но все далеко не так плохо, как кажется на первый взгляд: кризис позволяет наиболее финансово устойчивым лизингодателям опережающими темпами увеличивать долю рынка.

   Последствием кризиса стало резкое сокращение объемов лизингового рынка, констатируется в исследовании, представленном Российской ассоциацией лизинговых компаний. Рынок с начала кризиса уменьшился почти на четверть. Такое падение, по мнению экспертов, произошло прежде всего из-за отказа компаний от обновления основных фондов. Напомним, что до последнего времени одним из основных инструментов для перевооружения производства как раз и являлся лизинг. Несмотря на то, что объемы рынка упали, количество как заключенных договоров, так и лизингополучателей увеличилось на 13,5 и 13,3% соответственно. Также на 18,2% вырос суммарный портфель лизинговых сделок компаний. По мнению аналитиков, это свидетельствует об уменьшении средней стоимости контракта. Иными словами, произошла переориентация лизинговой отрасли на более ликвидные и более дешевые объекты.
   Неудивительно, что локомотивом роста по-прежнему остается лизинг автотранспорта, на долю которого приходится около 32% объема рынка. Это единственный крупный сегмент, показавший положительную динамику в кризисные месяцы. Он подрос на 6,25%, при этом число контрактов увеличилось на 20%. Второе место по объему рынка занимает лизинг оборудования (28%), его доля сократилась на 11,29%. "Кризис в меньшей степени затронул нашу компанию, чем лизинговую отрасль в целом. Специализация группы IKB Leasing практически исключительно на лизинге промышленного оборудования в сочетании с взвешенным подходом к оценке и минимизации рисков послужили своеобразным "щитом" и позволили избежать значительных неплатежей, расторгнутых договоров, возвратов и ремаркетинга предметов лизинга, тем более судебных процессов", - рассказывает генеральный директор ЗАО "ИКБ Лизинг" Сергей Иванов. Такое состояние лизингового портфеля позволило компании сохранить оптимальные условия финансирования и создать предпосылки для дальнейшей деятельности. Конечно, кризис сказался на процессе формирования портфеля ЗАО "ИКБ Лизинг". Наблюдается спад инвестиционного спроса на промышленное оборудование и машины, ухудшение рыночных позиций и финансовых показателей предприятий, сужение рынков нового и подержанного оборудования, учащение случаев мошенничества, признает Сергей Иванов.

ДОЛГ ПЛАТЕЖОМ КРАСЕН

   В кризис очень многие лизингодатели столкнулись с проблемой недобросовестности или финансовой несостоятельности клиентов. Один из последних примеров: руководитель ООО "Уралгазтрейд" оформил договор лизинга в ООО "ЛизингПромХолд" на покупку 9 единиц строительной спецтехники у компании "УралСибТранс". В залог были оставлены "липовые", как утверждает следствие, документы на технику. Полученные 47,15 млн руб. мошенник потратил по своему усмотрению. Еще один случай произошел в Астрахани, где два гендиректора коммерческих структур - ООО "Горизонт" и ООО "Лада-Инвест" - заключили с московской фирмой договор на лизинг деревообрабатывающего оборудования. Лизинговая компания перечислила астраханским бизнесменам порядка 45 млн руб. Деньги аферисты тут же перевели на счета сторонней фирмы, а затем потратили на личные нужды. Таких примеров в последнее время становится все больше. Но чаще всего лизингодатели сталкиваются не с мошенниками, а с компаниями, которые переоценили свои финансовые возможности. "В начале 2009 года мы разработали специальное предложение, ориентированное исключительно на лизинговые компании, которые сейчас повсеместно столкнулись с проблемой неплатежей", - рассказывает руководитель одного из коллекторских агентств. Хотя далеко не все лизингодатели прибегают к практике "выбивания" долгов. "Мы стремимся всесторонне анализировать сложности, которые возникают у наших партнеров, и, по возможности, находить не только финансовые, но и иные решения с целью усилить их позиции на рынке", - говорит генеральный директор ЗАО "ИКБ Лизинг".

ДОРОГИЕ И НЕДОСТУПНЫЕ

   Еще одной причиной "проседания" рынка лизинга считается сжатие объемов банковского кредитования. Как показало исследование Российской ассоциации лизинговых компаний, эта отрасль преимущественно финансировалась за счет банковских займов (на 62,6%). Рост стоимости заемных средств и отказ банков кредитовать лизинговые структуры оставили последних практически без внешнего финансирования, что незамедлительно сказалось на объемах бизнеса. Согласно статистическим данным, еще в конце прошлого года произошли серьезные изменения в структуре финансирования лизинговых фирм, в которой на 3% увеличилась доля аванса и доля кредитов российских банков, на 2% уменьшилась доля займов зарубежных банков и с 11,3 до 7,3% снизилась доля собственных средств компаний. Все это свидетельствует о том, что лизингополучатели находятся в крайне затруднительном финансовом положении: дешевые западные кредиты многим недоступны, российские займы, даже если их удается получить, крайне дороги, собственных средств остается все меньше. "Основным источником финансирования отечественных лизинговых компаний традиционно являлись банковские кредиты. В условиях кризиса ликвидности и ухудшения положения в банковском секторе возможности этого способа финансирования резко сократились", - подтверждает Сергей Иванов. Кроме того, такие факторы, как недокапитализация лизинговых компаний, качество и структура лизинговых портфелей, снижение рыночной стоимости лизинговых активов, рост просроченной задолженности, не говоря уже о проблемах с реализацией подержанного оборудования, переводят лизинговые фирмы в категорию заемщиков с высоким риском. Предоставляемые банками кредиты отличаются жесткими условиями и высокими процентными ставками. "К сожалению, реализуемые российскими игроками лизингового рынка бизнес-модели исключают использование альтернативных способов финансирования универсального характера, - констатирует глава ЗАО "ИКБ Лизинг". - Привлекаемое лизинговыми компаниями финансирование будет индивидуальным, базирующимся на специфике взаимоотношений конкретных кредитора и заемщика".

ПОД КРЫЛО ГОСУДАРСТВА

   О необходимости помощи лизинговой отрасли со стороны государства чиновники говорят еще с конца прошлого года. Выделяются госсредства для поддержания этого направления в автомобилестроении, авиационной индустрии и сельском хозяйстве. Однако до сих пор никто не указал на то, что лизинговые сделки являются одним из основных способов модернизации производственной базы и обновления фондов. Без поддержки лизинга могут оказаться в крайне затруднительном положении многие крупные предприятия, не говоря уже о среднем и мелком бизнесе. Тем не менее власти пока предпочитают помогать лизингодателям "выборочно" - в зависимости от отраслей и схем работы с лизингополучателями. "Помощь государства могла бы заключаться скорее не в каких-либо преференциях, а в совершенствовании законодательного и нормативного регулирования хозяйственной деятельности, которое, во-первых, было бы экономически адекватным и, во-вторых, исключало бы угрозу финансовых потерь лизинговых компаний по причинам, от них не зависящим", - считает Сергей Иванов. В частности, в российских стандартах бухгалтерского учета до сих пор нет положения, аналогичного МСФО "Аренда", а действующая методика отражения в учете лизинговых операций и отдельные положения по бухучету приводят к значительным диспропорциям в структуре бухгалтерского баланса в случаях резкого колебания курса валюты, в которой лизинговая компания привлекает финансирование, либо имеет кредиторскую задолженность перед поставщиками лизингового оборудования. Другая больная тема для всех участников рынка - возврат НДС. Механизм возврата построен так, что любое предприятие, заявляющее НДС к возмещению из бюджета, становится, по сути, зависимым от действий третьих лиц - поставщиков товаров, работ, услуг, от того, насколько правильно те оформляют документы, в полном ли объеме уплачивают налоги.

ЗАКАЛЯЕМСЯ

   Говорить о том, что кризис "убивает" отечественную лизинговую отрасль, было бы неправильно. Да, многие компании испытывают трудности и некоторые из них уже в самое ближайшее время могут покинуть рынок. Но те, кто выживет, станут значительно более конкурентоспособными и клиентоориентированными, уверены эксперты. "Процесс селекции участников рынка набирает темпы, и основными критериями выступают профессиональная зрелость компаний, качество и структура лизинговых портфелей, гибкость, адекватность оценки и реакции на новое положение дел", - подтверждает генеральный директор ЗАО "ИКБ Лизинг". Те, кому удастся подстроить свой бизнес под вновь сложившиеся условия, смогут в значительной степени упрочить позиции в отрасли. Таким образом, несмотря на общий спад на рынке лизинговых услуг, есть целый ряд компаний, которые чувствуют себя достаточно уверенно и используют "затишье" для подготовки к посткризисному периоду. Есть и те, кто получил определенную фору по сравнению с конкурентами. К этим "счастливчикам" можно отнести лизинговые фирмы с государственным участием и тех, кто работает с крупными автопроизводителями. Также в весьма комфортных условиях находятся дочерние компании иностранных корпораций, не испытывающие проблем с финансированием. И те, и другие в результате кризиса лишь укрепят свое положение на рынке, уверены эксперты.

   Лизинговая отрасль переориентировалась на более ликвидные и дешевые объекты

   Власти пока предпочитают помогать лизингодателям "выборочно" - в зависимости от отраслей и схем работы с лизингополучателями

   Недокапитализация лизинговых компаний, качество и структура лизинговых портфелей переводят фирмы в категорию заемщиков с высоким риском