Кризис подкрался незаметно

06.10.201400:00

Сторонники теории заговоров неоднократно говорили, что Советский Союз Вашингтону помогла развалить Саудовская Аравия, обрушившая нефтяные котировки на мировом рынке. Правда это или нет, но в 1980-х действительно наблюдался резкий спад цен на «черное золото», который и привел к невозможности финансирования раздутых оборонных расходов Москвы.

Сейчас ситуация иная, но с точки зрения экономической модели развития Россия все сильнее напоминает период СССР. «Ручное» управление, поддержка государственных и окологосударственных компаний, банков и бизнесменов, монополизировавших рынок, западные санкции, закрывающие для страны внешние рынки, падающая в цене нефть, резко дешевеющий рубль и рост инфляции.

На проходившем на прошлой неделе форуме «Россия зовет!» глава Сбербанка Герман Греф был единственным, кто жестко раскритиковал проводимую в настоящее время экономическую политику. По его мнению, одна из главных причин тяжелого экономического положения — отсутствие четкого понимания того, что происходит. «Это потрясающая некомпетентность советского руководства, и в первую очередь — в области экономики. (...) Советский Союз 50% потребляемого зерна ввозил, всю нефть продавали за то, чтобы купить зерно в США и завезти его обратно. Мы сегодня завозим, пардон, почти все», — провел паралели с СССР Герман Греф. А главное, что на протяжении последних лет деньги тратятся в никуда. «Почему Силуанов (министр финансов. — Прим. «Ко») трясется над бюджетом, говорит: «Не надо больше»? У нас 5 трлн руб. тратится на федеральные целевые программы. Давайте открыто спросим — чего эти целевые программы за пять лет достигли? И в этом ключевая проблема. (...) В том, что никто не верит, что будет создано нечто эффективное».

Еще несколько лет назад стало понятно, что бюджет не резиновый и необходимы новые источники доходов. Приватизация? Но после продажи нескольких пакетов решили ее приостановить: слишком дешево отдавать жалко. Налоги? Повысили налог на малый бизнес (крупный отстоял свои проценты). В результате 30% малого бизнеса в течение года было «убито», часть ушла в тень. Одновременно с сокращением поступления денег в бюджет «схлопываются» и социальные программы. Сначала для нужд казны была заморожена накопительная часть пенсий, потом объявлено о возможном сворачивании программы материнского капитала.

Санкции уже вовсю работают против российского бизнеса. И речь не только об ограничении в кредитах и рефинансировании на Западе. Полиция и прокуратура Румынии провели обыски в офисе нефтеперерабатывающего завода «Лукойла» в Плоешти. Обыски прошли в рамках расследования уголовного дела об уклонении от уплаты налогов и отмывании денег. В результате этих нарушений Румынии был причинен ущерб на сумму 230 млн евро. У Аркадия Ротенберга в Италии арестовали недвижимость. Европейские санкции в действии.

Президент Владимир Путин заявил, что компании поддержат, но в первую очередь государственные. Помогут и близким к государству бизнесменам. А таким, как «Лукойл», придется выкручиваться самим. Как это было в период кризиса 2008 г., их отпустят в «свободное плавание», исходя из принципа: выплывут — хорошо, а нет — так акции, как и в прошлый раз, смогут по дешевке скупить близкие к власти инвесторы.

Что касается населения, то ему предложено затянуть пояса, а это в конечном счете приведет к масштабному обвалу платежеспособного спроса.

Не исключено, что США действуют по уже обкатанному в 1980-е сценарию и сейчас. Начало снижения цен на нефть удивительным образом совпало с визитом президента США Барака Обамы в Саудовскую Аравию в марте 2014 г. По официальной версии, во время визита обсуждался в числе прочего и украинский кризис. Но подробности переговоров обнародованы не были. Незадолго до этого было принято решение США снять запрет на экспорт собственного «»черного золота«» и ослабление санкций в отношении Ирана.

На этом фоне нефть на мировых рынках обвалилась на $20 — со $115 в апреле до $94. Именно проседание котировок «черного золота» сильнее всего ударило по нашей экономике. Поток нефтедолларов в казну иссякает, и все ближе цифра $90 за баррель, которую в правительстве рассматривали в качестве наиболее негативного сценария развития событий для российского бюджета. Хотя эксперты говорят, что и про ОПЕК забывать не стоит: как только цены уйдут ниже отметки $90 за баррель, картель вмешается в ситуацию. Тем более, когда цены упадут ниже локальных минимумов за последнее время, нефтедобытчики активизируют свою деятельность по защите цен. Но это в теории, на практике же мы вполне можем скатиться ниже этой психологически важной планки. В этом случае курс доллара на уровне 40 руб. уже не будет казаться таким завышенным, как представляется многим.

Наталья Шилова, главный аналитик Бинбанка:

— В корне переломить негативные тенденции сможет только формирование «пула» «длинных» денег внутри страны. Основной причиной высокой внешней задолженности российских компаний и банков является возможность привлекать достаточно «длинные» ресурсы под низкие ставки. В рублях это пока невозможно. Попытка формирования «пенсионных» денег была шагом именно в этом направлении. Банк России уже заявил о готовности участия в процессах рефинансирования иностранных кредитов за счет валютного РЕПО с ЦБ. То есть российские заемщики смогут выпускать бумаги в иностранной валюте, российские же участники будут покупать данные бумаги, чтобы в последующем получать валютную ликвидность от ЦБ. Данный инструмент был презентован на форуме «Россия зовет!». Однако это тоже скорее «пожарная» мера. Чтобы переломить долгосрочный тренд, ничего лучше, кроме как формировать низкие ставки в рублях, предварительно стабилизировав инфляцию, и вернуться к идее формирования «длинных» пенсионных средств при поддержке инвестиций через госфонды, пока нет. Однако успех реализации данных мер можно будет увидеть лишь через три-пять лет при условии реализации такой политики.

Антон Сороко, аналитик инвестиционного холдинга «Финам»:

— Как показывает практика, только монетарные методы стимулирования экономики имеют весьма ограниченный эффект для реального сектора, так как для бизнеса главное — прогнозируемость будущих денежных потоков от своих инвестпроектов, а достичь этого возможно лишь структурными реформами как в сфере налоговой политики государства, так и созданием прозрачных административных требований к собственникам. Также важна судебная власть, являющаяся важным элементом современного общества. Правильная денежно-кредитная политика является только одной из частей стимулирующей политики, но отнюдь не главной. Далеко за примерами ходить не надо: в ЕС мягкая денежно-кредитная политика продолжается уже который год, а выхода из кризиса пока не видно. Сейчас мы видим попытки государства секвестировать бюджетные расходы, но при этом сохранить расходы на ВПК и не допустить роста госдолга, который на текущий момент у нашей страны и так находится на низком уровне. Кстати, здесь кроется неплохой потенциал для будущего развития: развитие экономики может на первых порах пойти за счет эмиссии долга.