Кризис рекордов
В российской индустрии звукозаписи сложилась парадоксальная ситуация. Потребление компакт-дисков и кассет увеличивается, но участники рынка при этом жалуются на свое бедственное положение. Всему виной пиратство – застарелая болезнь, лекарства от которой в России пока не нашли. Кто-то призывает правительство к более жесткой борьбе с нарушением авторских прав, кто-то уповает на помощь Запада.
Россия не только самая читающая страна в мире, она входит в число лидеров по объему потребления еще одного вида интеллектуальной продукции – музыки. По количеству продаваемых только легальных копий CD и аудиокассет она занимает седьмое место, уступая лишь Франции, Индии, Великобритании, Германии, Японии и США. В прошлом году в России было реализовано около 113 млн легальных аудионосителей на сумму $257,5 млн, что на $24 млн больше чем в 2001 году. Но это только малая часть рынка. По подсчетам информационного агентства InterMedia, объем пиратских продаж составил около $300 млн. «Очевидно, что если бы все диски и кассеты у нас продавались по мировым ценам, то наш музыкальный рынок занимал бы второе место в денежном выражении», – говорит Александр Тихонов, главный эксперт InterMedia.
Несмотря на активный рост (как-никак более 10% за год), российская музыкальная индустрия по-прежнему остается довольно узким рынком. Как выразился один из собеседников «Ко», «здесь в течение многих лет действуют одни и те же люди, периодически меняя вывески своих компаний». По словам Алексея Лукинова, исполнительного директора «Продюсерского центра Игоря Матвиенко» (группы «Любэ», «Иванушки International»), в ближайшие год-два появления новых компаний на рынке ожидать не стоит. «Все говорит о том, что количество «старых» игроков уменьшится и возрастет роль российских фирм, существующих при средствах массовой информации (таких, как «Реал рекордс», аффилированной с «Нашим радио» и «Радио Ультра» или «Граммофон рекордс», входящей в «Русскую медиа-группу». – Прим. «Ко»)», – говорит Лукинов.
Помимо всего прочего, музыкальный бизнес почти на 100% сосредоточен в столице. Крупнейшие звукозаписывающие компании и владельцы розничных сетей, пробовавшие работать в других городах, очень быстро поняли, что, несмотря на огромный потенциал региональных рынков, заработать на них большие деньги пока невозможно.
«Чистые» города
Искать счастья за пределами Москвы пытались не только энтузиасты из числа российских компаний. В регионы идут и мейджоры – крупнейшие мировые корпорации, представленные в России, – BMG, Universal, Sony Music, EMI и Warner. По словам директора по маркетингу компании BMG Russia Тофика Садыхова, ситуация в музыкальной индустрии давно перестала устраивать крупные звукозаписывающие компании. «В погоне за рейтингами центральные радиостанции и музыкальные каналы выпускают в эфир только проверенные хиты, – рассказывает Садыхов. – Продвигать новых исполнителей становится все сложнее. Поэтому мы теперь чаще делаем ставку на работу не только с региональными радиостанциями, но и с дистрибуторами, активно занимающимися регионами». Партнеры BMG – «Мистерия Дистрибьюшн» (отвечает за распространение компакт-дисков) и «Мьюзик Трейд» (продажа аудиокассет) просто вынуждены идти в провинцию, поскольку им необходимо реализовывать установленные объемы продукции, а московский рынок уже переполнен.
Любопытно, что, выбирая рынок сбыта, мейджоры ориентируются не столько на количество жителей в том или ином городе, сколько на его «чистоту» (иначе говоря, долю легальной продукции). «Например, Петербург и вся Ленинградская область на 95% пиратский рынок, и, как бы ни была привлекательна питерская аудитория, мы туда не пойдем, – говорит Садыхов. – А, допустим, в Тольятти наблюдается положительная динамика роста продаж легальной продукции, хотя по численности населения этот город сильно уступает Питеру». По словам Садыхова, только при условии государственной поддержки борьбы с пиратами возможно увеличение роста продаж аудионосителей в регионах, а значит, и дальнейшее развитие рекорд-бизнеса.
Садыхова поддерживает и генеральный директор одной из крупнейших российских звукозаписывающих компаний Real Records Алена Михайлова. «Конечно, региональные рынки весьма перспективны, но, пока государство не борется с пиратами, отдачи от регионов не будет. Вот была я недавно в Казани – там просто огромный, двухзальный магазин, принадлежащий местной «Акбарс рекордс». Во всем магазине я не нашла ни одной легальной копии (Сама «Акбарс рекордс» утверждает, что продает только лицензионные продукты – Прим. «Ко»)», – возмущается Михайлова. По ее словам, рекорд-компаниям бороться в одиночку с пиратами – все равно что стрелять из пушки по воробьям.
Пираты вполне способны испортить жизнь рекорд-компаниям, устраивая «блокады» на рынках или снижая цены. «Выпустив в прошлом году альбом Земфиры*, мы впервые отказались от всяких сделок с пиратами, от сотрудничества с нашим почти постоянным партнером – компанией «Мистерия звука». Тогда они опустили цены на Земфиру так, что и сами остались почти без прибыли, и нам заработать не дали. Если государство не заинтересуется нашим еле выживающим бизнесом, не поймет, какие теряет деньги, из кризиса нам не выбраться», – рассказывает Михайлова.
Пытаясь вести ценовую войну с пиратами, мейджоры и российские рекорд-компании в 2002 году увеличили в несколько раз объем выпуска компакт-дисков с упрощенным оформлением (см. справку). Вопреки опасениям продажи фирменных дисков от этого не сократились, а даже увеличились. По словам Павла Житникова, финансового директора розничной сети «Узел развлечений», «упрощенные» компакт-диски российских и западных исполнителей в регионах пользуются особенно большим спросом, так как цена на них вполне сопоставима с пиратской продукцией. В 2002 году компания «Коббольт» (владелец сети «Узел развлечений») открыла два магазина в Петербурге и до конца 2003 планирует довести их количество до двадцати. Правда, Житников считает, что розничный музыкальный бизнес переживает период если не кризиса, то стагнации. «Основная проблема заключается в отсутствии культуры потребления. В России, и в особенности в Москве, существует довольно широкая группа населения с доходом, позволяющим приобретать лицензионные продукты, – говорит Житников. – Но, к сожалению, более половины их покупок – пиратские копии. Зачастую люди просто не понимают разницы или гонятся за несущественной для их доходов экономией».
Ни себе, ни людям
Нельзя сказать, что чиновники вообще не проявляют интереса к аудиорынку. Например, в июне 2002 года было принято новое положение о лицензировании деятельности по воспроизведению аудиовизуальных произведений и фонограмм. Алексей Лукинов из «ПЦ Игоря Матвиенко» возлагает большие надежды на этот документ, поскольку он подводит производителей нелицензионных аудионосителей под статью УК «Незаконное предпринимательство».
Впрочем, большинство участников рынка считают, что никакого эффекта нововведения пока не дали. «Мне не известен ни один случай приостановки действия лицензии, хотя все прекрасно знают, кто пиратствует, а кто нет, – говорит Алена Михайлова. – В том же Татарстане действует несколько пиратских заводов. Да и вообще у IFPI (Международной федерации производителей фонограмм) есть данные об изготовлении нелегальной продукции практически на каждом российском заводе, выпускающем аудионосители». Элементарный подсчет показывает, что работающие в России заводы не только удовлетворяют все потребности российских слушателей, но и «помогают» пиратам Европы. Только крупнейшие заводы (их порядка 30) выпускают по 10 млн DVD и CD в год, легально же продается всего порядка 300 млн копий (с учетом кассет) – понятно, что куда-то же эти диски должны деваться.
В последнее время интерес к российскому рекорд-бизнесу все чаще проявляют западные компании. Возможно, именно они помогут российскому правительству обратить внимание на «пиратов XXI века» – например, жестко увязав наведение порядка на российском музыкальном рынке со вступлением в ВТО. Первые шаги уже сделаны: месяц назад Международный альянс защиты интеллектуальной собственности (IIPA) обратился с призывом к торговому представителю США Роберту Зеллику с просьбой положить конец пиратству в зарубежных странах, которое сильно тормозит бизнес американских мейджоров. Среди стран, пираты которых наносят наибольший ущерб экономике США, упоминалась и Россия.
* признана в России иноагентом
Еще по теме









