Top.Mail.Ru
архив

Кризис роскоши

Не знаю, как обстоят дела в ваших бутиках, а у нас в Риме вчера, как, впрочем, и в предшествующие дни, знаменитые Виа Фраттина, Виа Кондотти, в общем, все улочки, ведущие от Пьяцца д’Эспанья к Виа дель Корсо, были пустынны. Продавцы фирменных магазинов «Армани» и «Гуччи», «Дольче & Габбана», «Ив Сен Лоран» и «Кристиан Диор», «Прада» и «Булгари» неприкаянно слонялись между полками и шкафами под защитой кондиционеров, которые еще как-то спасают от ужасной жары этого ненормального лета.

Покупателей нет и в помине. Должно быть, это из-за роста евро, который подавляет экспорт. Это из-за него почти исчезли американские и японские туристы, наводнявшие Виа Кондотти и любили фотографироваться на фоне бутиков, а также и набивать там покупками свои сумки, когда доллар рос до небес. Сейчас о временах, когда бутики были пастбищем для «жирных коров», остались лишь воспоминания. Наступил кризис. Стало совершенно очевидно, что только снижать налоги для богатых с тем, чтобы они  приобретали больше товаров класса люкс, явно недостаточно. В данном случае не срабатывает. Как в Соединенных Штатах, так и в Италии. По данным Итальянской конфедерации торговли, опубликованным недавно, потребители – как богатые, так и не очень, – стали меньше тратить: на 0,7% снизились продажи одежды, на 1,1% – обуви, на 2,1% – мебели, на 2,8% – автомобилей.

Но вряд ли статистика отражает истинное положение вещей. Одна из моих знакомых, которая занимается оптовыми поставками одежды из Франции, рассказала мне о том, что за последний месяц ей удалось продать нарядов на четверть меньше, чем в прошлом году. По ее словам, все владельцы магазинов в один голос заявляют, что для них сейчас самое главное – разделаться с товаром, оставшимся с прошлого года. И сделать это как можно скорее, поскольку в противном случае не будет денег на закупку новых партий. Порочный круг замыкается. В банк кредитов просить не пойдешь, потому что нет надежд на увеличение спроса. Даже сейчас, когда курс евро по отношению к доллару несколько снизился, идти на риск мало охотников. И магазины закрываются. У нас предварительная продажа со скидкой категорически запрещена, но в ход идут  рекламные буклеты с предложениями, которые сформулированы так: «гарантируем учесть ваши пожелания». Такой рассылкой занимаются все магазины, торгующие одеждой, обувью, бельем.

Есть и другие удручающие статистические данные: в итальянской текстильной промышленности сокращено 350 000 рабочих мест. Впечатляющая цифра – выходит, что ликвидирована треть всех рабочих мест в отрасли.

Наш, прежде фантастический по объему, экспорт одежды и обуви начинает по-рачьи пятиться – он снизился на 0,3% (есть подозрение, что и эта цифра несколько занижена, чтобы не вызвать паники на международных биржах).

Кто виноват в сложившейся ситуации? Как всегда, все и никто. Но очевидно, что у истоков нынешнего положения – экономический кризис в США. За последние двадцать лет американский средний потребитель приобрел товаров на $20  млрд долларов больше, чем реально заплатил. В общем, в долгах по самую макушку. А теперь Соединенные Штаты девальвируют доллар, чтобы не возвращать эти долги. Надо отметить, не очень достойный способ. Те, кто рассчитывал на развитие экономики за счет расширения потребления, сегодня аннулируют часть своих долгов. Свои экономические трудности они перекладывают и на наши плечи.

Еще по теме