Кругом шестнадцать
Президент Владимир Путин подписал указ о принципах поведения государственных служащих. Обеспечение доверия общества к государственным институтам укладывается в шестнадцать пунктов. Например, им рекомендуется не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным и социальным группам и быть независимыми от влияния различных организаций и отдельных граждан – просто на корню гибнет дело жизни Бориса Абрамовича с его девизом «Свой человек – лучшая капитализация». Или вот еще более трепетная норма, рекомендующая служащим воздерживаться от использования своего положения для решения вопросов в государственных органах в своих целях. Воздержаться, стало быть, ласточке от полета, а кремлевской администрации от хозяйственного и партийного строительства. Такой получается современный «моральный кодекс строителя коммунизма». Предположить, что именно двигало специалистами и красой и гордостью нашего времени – политтехнологами, подготовившими этот документ, – достаточно сложно. Вечные идеи вроде борьбы с коррупцией для поднятия рейтинга сегодня все же более эффективны на местном уровне, где могут хотя бы предположительно быть названы имена и фамилии коррупционеров. Что, конечно же, придает некоторую живость избирательному процессу. В нашем случае с выборами все в порядке и с необходимым рейтингом тоже. Как проба перед принятием закона о госслужбе – тоже мало похоже на сигнал чиновникам, чтобы успели перестроиться. Хотя бы потому, что и указующие и внимающие понимают, что делать этого никто не собирается. Следовательно, ни гражданам ни чиновникам особо переживать нечего, поскольку указом никаких специальных санкций за нехорошее поведение не предусмотрено, а на банальное законодательство наши (и не только наши) аппаратчики особого внимания не обращают. А значит, никаких последствий или изменений в ситуации этот документ не несет. Разве что напоминает, что про все это можно свободно написать – чиновникам велено хорошо вести себя со СМИ. Так что птица, выходит, такого высокого полета, что с земли не видно. Но и критиковать попытку тоже не следует. Просто существование бюрократических институтов подчиняется своим законам, которые за долгое время превратились из неписаных в объективные. Объективные потому, что, как выясняется, уже ни от чьей воли не зависят. И даже формулируются, как, например, у Сирила Норткота Паркинсона, в виде двух аксиом:
- чиновник множит подчиненных, но не соперников;
- чиновники работают друг на друга.
И в случае противоречия любого указа или документа этим или аналогичным аксиомам шансов на реализацию он практически не имеет. Поскольку, как уже указывалось выше, эти аксиомы вытекают из объективных законов.
Именно с этой точки зрения любопытно посмотреть на состоявшийся практически одновременно с подписанием указа приезд в Москву белорусского руководителя Александра Лукашенко. Очередной визит после очередного несовпадения по вопросу создания союза России и Белоруссии. Рабочая (то есть без подписания документов) встреча. Уже всем давно понятно, что у обоих государств есть взаимные интересы и столь же очевидная, как говорили раньше, историческая общность. Но и роль России как единственного устойчивого канала связи наших друзей и соседей с цивилизованным Западом в условиях действующего в Белоруссии режима, и совместные экономические, таможенные, военные и бог знает какие еще задачи вполне разрешимы на уровне межгосударственных договоров. А вот подай им союзный парламент, союзное правительство, и – вот будет забавно! – союзную администрацию. Конечно, разум подсказывает, что такого странного соединения двух неравнозначных государств в одно на паритетных началах, скорее всего, не произойдет. Однако правда и то, что эту идею совсем оставить в покое тоже не удается. И помимо группы политиков с обеих сторон в деле форсирования создания новых союзных органов власти активно участвует и аппарат, связанный с уже действующими совместными органами управления. Чиновники множат подчиненных, при этом многие, естественно, рассчитывают и на более высокое, а значит, и более сладкое место в иерархии нового союза. Получается, что на данном этапе в России бюрократия становится геополитическим фактором, в своих интересах пытаясь создать новое государственное образование. Так что в указ российского президента следовало бы ввести и семнадцатый пункт: чиновник не должен работать на смену государственного устройства в своих интересах. Даже если и признать аксиомой, что чиновники работают друг на друга.