Top.Mail.Ru
архив

Крушение "Вселенной"

Всего за тридцать лет Daewoo Group превратилась из небольшой компании с начальным капиталом $10 тыс. в мультинациональный концерн с годовым оборотом в десятки миллиардов долларов. Похоже, что эта славная история завершается. Daewoo находится, мягко говоря, на грани банкротства. В августе руководство концерна объявило о плане реструктуризации, после которой он вновь станет рядовой корейской компанией.

В Корее о крахе второго по величине концерна страны говорят так: случилось то, во что невозможно было поверить. Информация о финансовом положении в корейских chaebol (местный вариант финансово-промышленных групп) традиционно закрыта для общественности. А то, что было на поверхности, вроде бы свидетельствовало об огромном потенциале концерна.

Daewoo Group входила во вторую десятку крупнейших компаний мира. Годовой оборот был равен 10% ВНП Кореи. Сравнение с российским ВНП будет вообще не в нашу пользу.

Концерну пока еще принадлежат 33 предприятия в Корее и около 400 филиалов в 18 странах мира. Сферы бизнеса - торговля, финансовые услуги, судостроение, гражданское строительство, гостиничный бизнес, производство промышленного оборудования, автомобилей, электроники и бытовой техники, телекоммуникационного оборудования.

Основатель и председатель Daewoo Group Ким Ву Чун для корейского общества был кем-то вроде Ли Якокки. В мае 1997 года он горделиво заявил после присуждения ему в Бостонском университете очередной почетной докторской степени: "Daewoo - компания, которая всегда смотрела дальше завтрашнего дня. С первого же дня в своем развитии мы одновременно ориентировались на будущее и на мировой рынок. Мы изменили менеджмент корейских компаний, которые были слишком зависимы от внутреннего рынка, и сейчас пишем новую главу в мировую корпоративную историю".

Через два года обнаружилось, что та глава была одной из последних. Daewoo Group задолжала $50 млрд, и концерн вынужден объявить о собственной распродаже, чтобы расплатиться с кредиторами.

Похоже, что Daewoo Group погубили именно самоуверенность и глобальные планы ее руководителя, для реализации которых концерн в последние годы занимал и тратил гораздо больше денег, чем мог заработать.

Ким ву чун - звезда индустриализации

Основатель Daewoo Group при всех своих менеджерских способностях отнюдь не self-made man. Ким Ву Чун происходит из влиятельной корейской семьи, окончил престижный Университет Йонсей и в 1960 году получил хорошую должность в правительственном совете по экономическому развитию. Через год он перешел в частную Hansung Industrial Company, где вскоре вырос до директорской должности (а исполнилось ему на этот момент всего 29 лет).

В 1967 году Ким Ву Чун решил уйти из компании и открыть собственное дело. У него было уже достаточно связей в деловых и правительственных кругах, чтобы рассчитывать на успех своего предприятия. Ким Ву Чун вложил деньги в текстильное производство и создал экспортную компанию Daewoo Industrial. Название daewoo в переводе означает "большой мир", "Вселенная") помимо традиционной для Востока любви к образности отражало и амбиции основателя компании.

В 1967 году Daewoo Industrial экспортировала продукции на $580 тыс., компания открыла свои первые иностранные филиалы - в Сиднее и Франкфурте. Через пять лет экспорт вырос почти в 70 (!) раз - до $40 млн.

Эти результаты можно было бы назвать фантастическим успехом компании, если бы только она добивалась их без посторонней помощи.

Дело в том, что начиная с 1962 года правительство Кореи уделяло особое внимание компаниям, производящим продукцию на экспорт. Экспортоориентированная индустриализация была главной задачей первых пятилетних планов корейского экономического развития. Таким компаниям предоставлялись субсидии, льготы, помощь в получении кредитов (в том числе от более состоятельных иностранных банкиров). Владельцу Daewoo Industrial при всех его связях не составляло особого труда попасть под протекционистскую длань государства. А дешевая рабочая сила (в конце 60-х годов простой кореец зарабатывал около $100 в год) позволяла устанавливать низкие цены на экспортируемые товары.

Страна восходящих долгов

В 1973 году Ким Ву Чун решил акционировать свою компанию - ему понадобились капиталы для развития бизнеса "вширь". Daewoo стала заниматься также строительством, финансовыми услугами, производством одежды и товаров из кожи. К 1975 году компания владела 18 предприятиями в Корее и 16 филиалами за границей. Объем экспорта составил $172 млн.

"Вселенная" Ким Ву Чуна продолжала расти, а взаимодействие компании с государством приобретало новые формы. В 1976 году Daewoo покупает у государства убыточное предприятие по производству промышленного оборудования, а в 1978 году - недостроенную верфь.Так появились Daewoo Heavy Industries и Daewoo Shipbuilding.

Надо отдать должное менеджменту Ким Ву Чуна. В первом случае Daewoo за несколько месяцев расплатилась с долгами предприятия и даже получила некоторую прибыль. Во втором - верфь через год приняла первый заказ, а в 1981 году ее компания-владелец приступила к строительству новой верфи.

В 1978 году Daewoo приобрела у корейского банка развития 50-процентный пакет акций автомобильной компании Saehan Motor. Вторым собственником компании была могущественная General Motors.

В 80-е годы основные инвестиции концерна (все свои компании Ким Ву Чун в 1982 году объединил в Daewoo Group) пошли на развитие производства электроники, телекоммуникационного оборудования, бытовой техники. Для Daewoo техноемкая продукция стала главным способом завоевания мирового рынка.

В 1992 году концерн выкупил у General Motors вторую половину акций Saehan Motor и создал компанию Daewoo Motor. С этого времени автомобильная отрасль "в фаворе" у руководства концерна. Daewoo не только активно вкладывала средства в национальное производство, но и открыла предприятия в Китае, странах Восточной Европы, Индии, Узбекистане.

В 1995 году компания продала более 630 тысяч автомобилей, и вскоре Ким Ву Чун объявил о суперзадаче - в 1998 году производство должно вырасти до 2 млн машин. Таких темпов роста производства не предполагал даже Соичиро Хонда, когда завоевывал в 70 - 80-е годы мировой автомобильный рынок.

Казалось, для Daewoo нет ничего невозможного. Обороты концерна стремительно росли - от $57 млрд в 1995 году до $72 млрд в 1997-м. В 1995 году у Daewoo было 110 зарубежных предприятий и филиалов, в 1997-м - 370. "Мы будем наращивать долгосрочные инвестиции на рынках с высоким потенциалом, используя сравнительные преимущества тех регионов, где мы работаем", - заявлял Ким Ву Чун.

Но и задолженность корпорации кредиторам к концу 1997 года составила около $35 млрд. Но руководство Daewoo, похоже, не воспринимало это как что-то критическое. Многомиллиардные кредиты "на развитие" давно вошли в практику корейских концернов. В конце 1997 года долги четверки лидеров - Hyundai, Daewoo, Samsung и LG в пять раз превышали их активы. Но если в следующем году после прокатившейся по Юго-Восточной Азии волны финансовых кризисов Samsung и LG постарались реструктурировать свои задолженности и пересмотреть политику заимствований, то Hyundai и Daewoo "тратились" все больше.

Вселенская распродажа

В финансовом отношении 1998 год для Daewoo был очень неудачным. Обороты корпорации упали до $51 млрд, а чистые убытки составили $458 млн. Несмотря на то что уже в первой половине года можно было прогнозировать эти неутешительные итоги, руководство Daewoo сочло необходимым потратиться на 14 новых фирм и предприятий. Разумеется, за счет кредитов. Таким образом, долги корпорации выросли до астрономической суммы $50 млрд.

Со стороны могло показаться, что Daewoo соревнуется с Hyundai - своим главным соперником в Корее. Hyundai тоже прикупала новые владения для своей империи. Когда фирма приобрела автомобильную Kia Motors, Daewoo стала собственником Ssangyong Motors, на которой висели убытки в $417 млн.

В результате Daewoo стала национальным (а может, и мировым) лидером по размерам своих долгов. И это не могло не обеспокоить высших чиновников из корейского министерства экономики.

Неплатежеспособность корпорации казалась очевидной - прежде всего по краткосрочным кредитам. Все это грозило сильнейшим кризисом национальной банковской системы - 60 корейским банкам Daewoo задолжала $40 млрд. К тому же заволновались иностранные кредиторы корпорации, а это могло повлиять на отношения Кореи с мировым экономическим сообществом. Возможное банкротство корпорации привело бы к ликвидации многих предприятий и массовым увольнениям, а на Daewoo работают более 200 тысяч человек. Чем все это грозило для экономики и общественной стабильности, пояснять не надо.

В декабре 1998 года правительственные чиновники провели первые переговоры с руководством Daewoo Group о необходимости реструктуризации концерна. Переговоры вяло продолжались до июля 1999 года. Чтобы найти деньги, в апреле 1999 года Daewoo Group объявило о продаже своего судостроительного подразделения, но на него никто не польстился. В конце концов Ким Ву Чун решился предложить кредиторам концерна в качестве залога недвижимость и акции на $8,5 млрд. К этому он был готов добавить половину из своего личного состояния в $2 млрд, а взамен просил рассрочку по долгам и обещал уйти от руководства концерном, если за оставшиеся полгода ему не удастся изменить к лучшему финансовое состояние Daewoo. Но такой вариант не устроил ни кредиторов, ни правительство.

16 августа 1999 года был объявлен окончательный вариант реструктуризации, а фактически "демонтирования" Daewoo Group. До конца года концерн обязан продать 16 из 22 своих компаний. В оставшихся, которые входят в подразделения Daewoo Motors, Daewoo Corporation, Daewoo Heavy Industries и Daewoo Telecom, бывшему концерну будут принадлежать пакеты акций менее контрольных. Таким образом, могущественный концерн превратится в обычную компанию, руководству которой останется только вспоминать о былом величии.

Американский инвестиционный фонд Walid Alomar&Associates уже объявил о своем намерении приобрести за $3,2 млрд контрольный пакет акций Daewoo Electronics. Покупателем контрольного пакета Daewoo Motors ($3,5 млрд), скорее всего, станет General Motors. Хотя компания не спешит с переговорами по сделке - у Daewoo Motors осталось несколько недостроенных предприятий, в которые нужно инвестировать сотни миллионов долларов.

История с крахом одного из крупнейших концернов Кореи далеко еще не закончилась, и все ее последствия пока еще трудно оценить. Но многие специалисты-аналитики считают, что "демонтаж" Daewoo Group может на деле благоприятно сказаться на корейской экономике. "Это должно подтолкнуть нас к движению от ориентации на объемы производства к ориентации на качественный менеджмент, - высказал свое мнение Ким Кун Шин, директор департамента по управлению рисками фондовой компании Daeyu Regent Securities. - И это также покончит со старой практикой монстров использовать национальные банки как свои собственные кошельки".

Иностранные аналитики тем временем прикидывают, кто из корейских гигантов может полететь в тартарары вслед за Daewoo. Неужели Hyundai?

Еще по теме