Крутится волчок
Все балерины счастливы по-разному, а несчастны совершенно одинаково, абсолютно одинаковым бабским несчастьем. Развод Анастасии Волочковой с Большим театром – тот же жанр, что и развод двух стремительно разлетающихся супругов: публичное битье тарелок да скорбный взгляд, направленный в лицо мирового судьи – вы же видите, товарищ судья, кто тут кроткий агнец, а кто волчина позорный.
Весь разводный репертуар был сыгран обеими сторонами при оживленнейшем аншлаге. Конечно же не сошлись характерами. Адвокаты Большого говорили о том, что манера Волочковой превращать каждый свой выход на сцену в бенефис для репортеров «7 дней», глубоко чужда классицизму главного театра страны. Адвокаты Волочковой настаивают на том, что гримерка талантливой балерины стала средоточием зависти и ревности ее коллег по танцевальному цеху – ей чуть ли не гадили под дверь (в фигуральном, надеюсь, смысле). Конечно же не поделили совместно нажитое имущество. То ли Большой выиграл от неравного брака с самой раскрученной балериной российской современности, то ли Волочкова, лишаясь статуса балерины Большого, становится зауряднейшей героиней светских хроник. Одно дело, когда твоя эффектная фотография сопровождается подписью: «Волочкова, знаменитая балерина», и совсем другое, когда редактор отдела сплетен и фуршетов не придумает ничего лучше, чем «Волочкова, светская львица». Или, того хуже, «прима-балерина «Единой России».
Будучи идеально далек от балета, я вполне себе средний россиянин, который твердо знает, что в Большой театр надо сходить один раз в жизни (я уже был), что в Большой театр по обязательной программе ходят жены президентов, пока их мужья трут про иракский кризис, а также ряженые в шапки-ушанки толпы рядовых иностранных туристов. Еще про Большой известно, что в нем поет Басков, а танцует Волочкова. Такой образный ряд, где, с одной стороны, пыль веков на обчиханных портьерах, а с другой – Басков с Волочковой на сцене, вряд ли может нравиться руководству театра. Слышали бы они, как моему коллеге пришлось объяснять итальянским журналистам, прослышавшим про главный трудовой конфликт в России, кто такие Волочкова с Басковым: «Это, амичи, как если бы Курникова танцевала на сцене Ла Скала, а Тотти там пел».
Изгнание Волочковой – совершенно понятное желание руководства Большого сделать театр собственно театром, а не просто культурным памятником, как Царь-пушка или Царь-колокол, которые хоть и впечатляют, но не палят и не звонят. Единственное, что мне непонятно, зачем надо было выдумывать хитропиарную версию про партнеров, которые падают штабелями перед тяжеловесной красотой Волочковой. Партнеры могут ведь и выступить с опровержениями (что и случилось), а гнусно-дотошные журналисты составить таблицу мер и весов балерин мира (что и было сделано). Сказали бы уж честно: мол, считаем, что по своим талантам место Волочковой не на сцене Большого, а на сцене Кремлевского Дворца съездов во время праздничного концерта в честь победы «Единой России» на думских выборах (Бабкина, Басков, Волочкова. Газманову – приготовиться). Честность всегда вызывает больше симпатий, чем юление-верчение вокруг запутанных контрактных дел.
А так, как ни крути, общественные симпатии остались на стороне покинутой, да еще и просто красивой женщины. А умение петь, танцевать или, к примеру, писать законы – это, знаете ли, занудство, мало кого интересующее. Кому нужны профессиональные зануды? Народу, как считается, необходим праздник, чтоб поярче да послаще. А мнение тех, кто не ходит на выборы и не смотрит телевизор, никем не учитывается. Рейтинги делают совершенно другие люди. Кто не верит – пусть сосчитает проценты: сколько человек проголосовало за Матвиенко, а сколько не проголосовало, сколько человек смотрит «Аншлаг», а сколько не смотрит никогда, ни при каких условиях.