Крутой подъем: Россия намерена самостоятельно оснащать свою горнолыжную отрасль

08.08.202409:57

Наполнить российский горнолыжный рынок отечественными канатными подъемниками страна сможет уже через два года: такой план озвучил на ПМЭФ-2024 года первый заместитель главы Минпромторга Василий Осьмаков, назвав его «авантюрным, но выполнимым». Утопия это или реальность? Сможет ли российская промышленность обеспечить спрос курортов на канатные дороги и другое оборудование? Разбираемся вместе с экспертами рынка. 

В России запустится новый федеральный проект «Производство отечественной продукции для туристской индустрии», он войдет в обновленный нацпроект «Туризм и индустрия гостеприимства». Задача — дать толчок развитию производства для туротрасли: планируется выдать на рынок силами отечественных производителей более 290 единиц канатных дорог, свыше 300 ратраков и более 1,2 тысяч единиц систем для искусственного снегообразования.

Россия показывает высокие темпы развития и расширения всесезонных горнолыжных курортов, строятся новые объекты, замечает Игорь Ковшель, главный инженер компании «Росинжиниринг», а инвесторами и управляющими компаниями предъявляются высокие требования к создаваемой инфраструктуре, технологиям и эффективности принимаемых решений. Всё это невозможно без применения современных материалов и оборудования. Но европейские бренды из России ушли. Надо искать новые решения.

«Мы видим невероятную работу, которую проделали отечественные компании за последние годы в части разработки и создания материалов и оборудования, по своим характеристикам не уступающим зарубежным аналогам», — подчеркивает Игорь Ковшель.

Страна делает ставку на отечественное производство — с учетом задач импортозамещения и суверенитета экономики, поставленных Президентом РФ Владимиром Путиным. Но нужны мощности и средства. А еще — поддержка промышленности, на фоне экспансии продукции из Китая в различных секторах российского рынка.

«Пока производство оборудования для канатных дорог для промышленников и их мотивации — дело не первостепенной важности, но что-то уже меняется. Например, Госдума в первом чтении уже приняла законопроект о расширении государственно-частного партнерства в промышленности. Главная идея — поддерживать те проекты, которые создают новые производства или которые выводят на рынок аналоги тех зарубежных продуктов, которые у нас ранее не производились. И это подпадает под приоритеты задач технологического суверенитета. Так что надеюсь, что Россия сможет справиться сама», — отмечает Никита Масленников, руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития.

Фото: Aleksey Smyshlyaev / Global Look Press

Китай: за и против

При этом китайские предложения не всегда качественные, и на прошедшей недавно главной промышленной выставке страны ИННОПРОМ-2024 специалисты туротрасли заявили о том, что пора защищать рынок. Например, Светлана Данилина, заместитель председателя правления Ассоциации горнолыжных курортов, территорий и сервиса, отмечала, что, во-первых, необходимо внедрять в работу Центры компетенций, которые могли бы тестировать снеговые пушки, ратраки, канатные дороги, во-вторых, использовать заградительные меры: «В Россию идет много китайского, все очень разнокачественное. Надо это максимально чистить, мы должны отследить качество, которое к нам доходит. Потому что люди будут рисковать: нет никакого сервиса, дальнейшего сопровождения этих проектов».

У председателя правления Ассоциации горнолыжных комплексов, территорий и сервиса Григория Ариевича к китайцам двойственное отношение: «С одной стороны, когда-то они скопировали западные марки машин, но качество — погремушка. Но потом они начали делать автомобили в премиум-сегменте, и хорошие. Да, у них горные лыжи начались, по нашим понятиям, только «вчера», когда они начали готовиться к своей Олимпиаде. Но если раньше они покупали Doppelmayr, то потом давно научились копировать и делать свои».

Китай постепенно учится. Но ратраки и снеговые пушки они делать не научились, и сами же китайские курорты закупают такое оборудование в Европе. Но подъемники свои у себя ставят. Наши курорты посматривают в сторону Китая. К примеру, горнолыжный курорт «Солнечная Долина» в Челябинской области начал в 2022 году взаимодействовать с Китаем и решил поставить у себя китайский подъемник. «Каждый проект канатной дороги проходит госэкспертизу, это работа специалистов. Если проект прошел нашу госэкспертизу, мы не можем заявлять, что там что-то не так, — поясняет Олег Сиротин, собственник курорта «Солнечная Долина». — К тому же стоимость российских канатных дорог пока дороже китайских предложений». А в Шерегеше стоит китайский траволатор. Отметим при этом, что в России пока нет сертификации канатных дорог, ее планируют ввести до конца 2024 года, и, по словам экспертов рынка, жесткие российские требования по безопасности будут сложны для Китая.

«Китайские канатные дороги — это как с сумочками или машинами: эта продукция — копия европейской, то есть это бывшие Doppelmayr  или Bartholet. Китай все перенял, скопировал и теперь реализует под собственными марками, при этом Китай — это копия Европы 10-летней давности», — замечает Роман Киранчук, генеральный директор АО «Управляющая компания «Архыз».

Еще одна проблема — запчасти. Тот же Doppelmayr старается все еще выполнять свои обязательства по поставкам запчастей, но это стало сложно, говорят курорты. Какие-то детали вообще невозможно достать. А китайские поставщики чаще обещают, но на деле обеспечить поставки не могут, не получается. Вот опыт Фанпарка «Бобровый лог» (был создан Норникелем в рамках социальной миссии в Красноярском крае), который использует 90% европейского оборудования. «Благодаря работе с производителями и поставщиками российским курортам удается обеспечить основную часть запчастей для канатных дорог. Часть позиций есть на складах в России. В то же время остаются сложности с поставками зажимов и электроники (контроллеры и другие элементы системы управления), — рассказывает Константин Нестеров, руководитель Фанпарка «Бобровый лог». — Несмотря на заверения китайских производителей о готовности к поставке, зажимы остаются дефицитной позицией, а предполагаемые ранее сценарии поставки более недоступны».

«Архыз» тоже столкнулся с проблемой поставки запчастей с уходом с российского рынка европейских производителей канатных дорог, поэтому оперативно начал искать альтернативу: «Сейчас на нашем курорте эксплуатируются 8 канатных дорог, из них 7 — французского производителя POMA и 1 — итальянского LEITNER. Цена на запчасти выросла на 600- 800 процентов, и это не шутки. Пока доставляем запчасти параллельным импортом, при этом в разы увеличилось и время доставки запчастей, — рассказывает Роман Киранчук. — Мы проводили анализ рынка, конкурс. А также изучали опыт коллег Корпорации «Кавказ.РФ», знаем, что сейчас, при поддержке Минпромторга, активно развивается потенциал отечественного производителя, в лице компании «РУСЛЕТ». Кроме того, самая комфортная ценовая политика была у «РУСЛЕТа», к тому же нам важно качество, поэтому мы остановили выбор на данной компании».

«Ситуация критичная не из-за того, что запчастей нет, а из-за их высокой стоимости, — подтверждает горнолыжный журналист Георгий Дубенецкий. — В итоге что-то везется по серому импорту, что-то делается чуть ли не в своих цехах-гаражах. Но российские производители уже включились в работу, да и Китай никуда не делся. Но Китай — это все же продукция непонятного качества, и разная. Их машины — действительно низкого качества, а вот смартфоны очень даже приличные. Что касается китайских канатных дорог, я склонен доверять мнениям экспертов, высказанных на ИННОПРОМЕ-2024, об их невысоком качестве. Но и шапкозакидательские настроения тут тоже вредны: России еще надо серьезно поднимать свои возможности после того, как собственная индустрия производства горнолыжного оборудования вымерла после периода СССР».

При этом, замечает Георгий Дубенецкий, если для горнолыжника как пользователя бренд производителя канатного подъемника не важен, то для курорта может иметь значение: «Если китайские подъемники не пройдут наши требования по сертификации, значит, у нас просто не будет китайских дорог. Сертификация и будет решающим моментом с точки зрения защиты от низкого качества. Ведь те, кто решат принять в эксплуатацию китайские дороги, не захотят, чтобы их посадили за несчастный случай. Понятно, что курорт будет ставить у себя надежное оборудование».

«Позиция курортов понятна, да, есть Китай и качественный, но есть и низкое качество. Плюс привлекает цена — Китай демпингует. Это и влияет на выбор. Но значит, силами властей, господдержки нужно сделать такую цену на российское оборудование, чтобы покупали его. По крайней мере, это гарантирует качество, ведь в Китае можно попасть и на плохое качество. Даже у китайского производителя BMHRI были сбои и неполадки с их подъемниками, о чем сообщалось в публичных источниках. Кроме того, у Китая свои расчеты по срокам эксплуатации и износу, по своим правилам, в России требования строже. Так что дешево хорошо не бывает, а это уже риски для бизнеса», — говорит Владимир Постнов, экономист, финансовый аналитик. Кроме того, напоминает эксперт, еще одна проблема с Китаем — провал в дальнейшем сервисном обслуживании. Это наблюдалось уже и в автопроме: пошли нарекания на качество, да и оказалось, что запчасти к китайским авто нужно долго ждать. «Гарантии Китая на сервисное обслуживание довольно неустойчивые. Но для канатной дороги такие риски невозможны, подъемник везет сотни людей. Для курорта остановка канатки в случае поломки — это потери миллионов рублей из-за простоя», — отмечает Владимир Постнов.


Да, Китай выигрывает за счет больших объемов и цены. Но это дело времени, считают эксперты рынка, — спрос в РФ на горнолыжное оборудование будет расти, а значит, вырастет и производство. К тому же если будут хорошо развиваться малые курорты — будут востребованы малые ратраки или малые канатные дороги. «Когда решающим моментом станет не цена, а качество, думаю, курорты будут делать выбор в пользу российских производителей. К тому же Китай — это империя копий. Страна научилась копировать технологии. Но зато Россия умеет создавать свое, генерировать идеи, у нас великолепные инженерные и научные кадры. И это наше сильное преимущество», — убежден Владимир Постнов.

Российские прорывы

Григорий Ариевич напоминает, что в СССР разработки ратраков шли на Челябинском тракторном заводе, заводах в Тольятти, в Петрозаводске, во Львове. Это было лет 40 назад. Но в серийное производство те машины не пошли. А канатные дороги в СССР делали всего 2 завода: самарский завод подъемно-транспортных механизмов (например, они делали подъемники для Эльбруса и Домбая) и завод в Алма-Ате. Но большого спроса не было — в стране было лишь несколько крупных курортов.

Но уже тогда было важно делать свое. «Например, в 90х годах мы закупили для Федерации горнолыжного спорта 3 немецких подъемника. И я говорил: «Ребята, ну не стыдно ли? Разве мы не можем сделать сами?». Было обидно, что все это не российское. И уже на следующий год к конгрессу горнолыжной индустрии воронежская и челябинская фирмы сделали отечественные подъемники — беби-лифты».

Что касается отечественной продукции, то важно, чтобы наши она могла быть конкурентоспособна по цене, и Минпромторг уже серьезно с этим работает, развиваются субсидии. А производители успешно показывают себя. Скажем, бугельные подъемники у нас делают компании «Кадор» в Воронежской области, «Топ Роад» в Кемеровской области. Еще один прорыв — производство ратраков, компания «Синара» начала над этим работать. «В России уже созданы машины для подготовки трасс для лыжных гонок, а для горнолыжных курортов под контролем Минпромторга работают предприятия Челябинской области и Белоруссии. Первые машины для тестовой работы на склонах объектов Кавказ.РФ, Манжерок и других пилотных полигонах ожидаются в 2025-2026 годах, — рассказывает Константин Нестеров. — При этом производители Китая по состоянию на 2024 год не создали конкурентоспособной техники в сравнении с Европой, так что для российских производителей ратраков есть потенциал работы на рынке». Нужно делать и российские системы снегообразования, в этом направлении пока работа несистемна.

А в производстве крупных канатных подъемников лидером выступает компания «РУСЛЕТ», она же взяла на себя и обеспечение курортов запчастями. Ее производственная площадка «ТверьКанатДор» уже в следующем году запустит выпуск полностью локализованных канатных дорог (из отечественных комплектующих, в общую работу включено более 150 различных российских поставщиков) — современных, с отцепляемым зажимом. «РУСЛЕТ» уже работает с такими крупными игроками горнолыжной сферы как ПАО Сбербанк, Кавказ.РФ, ПАО «ФосАгро», ГЛК «Роза Хутор», НАО «Красная поляна», ООО «Московские канатные дороги», ГТЦ «Газпром».

«Ситуация не может не радовать, потому что последние годы мы использовали в основном зарубежное оборудование и материалы», — замечает Игорь Ковшель. «Росинжиниринг» уже ведет работы с «РУСЛЕТ» в Москве на Воробьевых горах, на курортах Красной Поляны, Архыза. На Воробьевых горах, где «Росинжиниринг» являлся генеральным проектировщиком, компания познакомилась с опытом и специалистами «РУСЛЕТа» и увидела на практике их профессионализм и знания. Как отмечает Игорь Ковшель, канатные дороги «РУСЛЕТа» конкурентоспособны, по своим характеристикам не уступают своим аналогам из Европы: российские производители сейчас работают над технологиями, которые имеют наибольший спрос, это кресельные и гондольные пассажирские подвесные канатные дороги с кольцевым движением и отцепляемым зажимом. При этом потенциал рынка хороший, в среднем нашему рынку необходимо по 15 канатных дорог такого типа в год, отмечают в «Росинжиниринге. И есть еще размах для творчества, например, можно делать такие типы дорог, как фунитель или 3S, это позволило бы осваивать отдаленные и сложные территории. Как рассказывает Игорь Ковшель, эти типы подъемников умеют работать в сложном рельефе и климате, на большой высоте, с большим расстоянием между опорами. Также в них используется редундантная система, когда все узлы задублированы (в случае выхода из строя одной из составляющих эксплуатация продолжается за счёт резервной).

Фото: Роман Денисов / Global Look Press

Курорт «Архыз» тоже заключил с «РУСЛЕТом» контракт на 2 канатных дороги — это будут шестикресельные подъемники с отцепляемыми зажимами. Компания «Росинжиниринг» уже готовит проектную документацию, в 2025 году начнется строительство. «Планируем и далее расширять сотрудничество. Например, на курорт «Эльбрус» уже пришли первые отечественные запчасти «РУСЛЕТа» для канатных дорог, и это удобно, мы планируем также пользоваться такой возможностью. И будем тем самым стараться выходить на комфортное ценообразование и адекватные сроки доставки», — говорит Роман Киранчук.

Важен также перевод канатных дорог на российских курортах на отечественное ПО: курорты уже столкнулись с проблемой в работе европейских «мозгов» подъемников в минувшем сезоне. Роман Киранчук приводит пример: «На нашей итальянской дороге вышел из строя частотный преобразователь, а это фактически мозги подъемника. Канатная дорога простаивала, мы полгода решали эту проблему. В итоге удалось реанимировать управление подъемником только в январе, через параллельный импорт смогли достать нужный частотный преобразователь, но ему нужно было еще задать новые коды, адаптировать под наш подъемник, то есть еще и пусконаладочные работы заняли много времени. Пик новогодних праздников мы прошли без одной зоны катания, очень востребованной для гостей нашего курорта».

Опыт перевода канаток на отечественное ПО уже есть: «РУСЛЕТ» установил российское управление на австрийской дороге курорта «Роза Хутор» и сейчас переоснащает другие подъемники. «Архыз» планирует также поставить российское ПО силами «РУСЛЕТа» на свои дороги: это поможет минимизировать риски простоя.

«Это важно, во-первых, с точки зрения безопасности, это гарантия, что подъемник не встанет надолго из-за невозможности оперативного устранения сбоя ПО. А во-вторых, с дорогами на отечественных решениях курорт будет иметь возможность обновления и поддержки от разработчика ПО. Всё это даёт возможность минимизации рисков для управляющих компаний и служб эксплуатации, которые актуальны сегодня в связи с уходом разработчиков импортного ПО», — говорит Игорь Ковшель.

«Что касается функционирования АСУ и ПО, разработанного для курорта компанией «РУСЛЕТ», то оно полностью соответствует требованиям законодательства, позволяет осуществлять полноценную и безопасную эксплуатацию канатных дорог согласно требованиям руководства по эксплуатации и ФНП. Нареканий по этому поводу у нас нет», — рассказал заместитель генерального директора горного курорта «Роза Хутор по эксплуатации ГЛК Сергей Чернов.

В целом рынок горнолыжной индустрии в России сильно изменился за последние годы, выросли компетенции проектных и строительно-монтажных организаций, служб эксплуатации. «Мы видим, что специалисты непрерывно обучаются, получают новые знания и компетенции в соответствии с требованиями рынка. А представители отечественных компаний, которые разрабатывают технологические пакеты канатных дорог, профессионально подходят к делу. Все понимают высокую ответственность принятия решений, начиная от мастер-плана, инженерных изысканий и заканчивая пуско-наладочными работами, — говорит Игорь Ковшель. — А от курортов мы видим большой оптимизм в части появления российского оборудования. Инвесторы ждут запуска первых пилотных проектов, чтобы на практике подтвердились эксплуатационные характеристики оборудования в различных климатических условиях. Своевременный переход на отечественное оборудование важен и на фоне роста привлекательности горнолыжного спорта и туризма в стране».

Отметим, что к 2030 году в России планируется создать и запустить еще 34 новых горнолыжных курорта разного масштаба, так что мощности наших заводов вполне будут наполнены заказами. «Если наша промышленность в состоянии изготовить лучшие в мире образцы технологичных вещей, и сейчас мы их видим в разных сферах, то, конечно, мы справимся с разработкой и канатных дорог, и ратраков. Но нужны серьезные затраты и серьезные усилия больших коллективов», — говорит Георгий Дубенецкий.

Что мешает и что поможет российскому производству

Что ж, получается, что задача оснастить российские склоны собственным оборудованием — вовсе не авантюра, а вполне выполнима. Но при определенных условиях. Курорты понимают, что импортозамещение жизненно важно. По словам Сергея Чернова, — не только для развития российских горных курортов и функционирования уже созданной инфраструктуры: «Это вопрос национального суверенитета России, ее самостоятельности и независимости в промышленности, возможности развития согласно утвержденных стратегии и планов. Импортозамещение решает множество вопросов, от создания рабочих мест, развития новых компетенций до оптимизация финансовой нагрузки на туристическую отрасль, связанную с удорожанием логистических цепочек поставок запасных частей и оборудования, а также изменения курса валют».

Константин Нестеров считает, что в целом результативность импортозамещения поможет создавать и развивать горнолыжные комплексы и на домашних склонах вблизи крупных городов, что сделает объекты доступнее и даст импульс для развития навыка катания на горных лыжах и сноуборде. «При активном развитии малых курортов Россия сможет в 3 раза увеличить аудиторию горного зимнего туризма. Пока только 3% россиян катаются на горных лыжах или сноуборде (источник: исследования Lauren Vanat). Доля россиян ниже, чем в регионах Балканского полуострова — Болгарии (5%), Румынии (4%). И в 4 раза ниже показателей Польши и Канады (12-13%). Для динамичного развития горнолыжной отрасли важна господдержка», — отмечает эксперт.

Но для развития промышленности нужно массовое производство, а для него нужен спрос. К тому же вся общая картина — небольшой спрос, параллельный импорт — влияет на рост цены на наши подъемники, поясняет Григорий Ариевич. Минпромторг помогает промышленникам. В том числе и кредитами, и средствами на ОКР. Но, отмечает Ариевич, надо поддержать еще и сами курорты, потому что пока курорты стоят перед дилеммой — купить ли канатную дорогу у «РУСЛЕТа» либо купить подъемник или траволатор в Китае: они сравнивают цену. А пока Китай дешевле на 50%. Маленькие курорты не могут себе позволить купить качественное, но дорогое российское оборудование, в итоге смотрят на китайские варианты. Так что курорты вынуждены, как угодно, но обеспечить катание.

Фото: Aleksey Smyshlyaev / Global Look Press

Олег Сиротин называет маленькие курорты «капиллярами, которые наполняют кровью артерии — крупные курорты», на местных горнолыжных склонах люди учатся кататься, чтобы потом выезжать на большие горы. И небольшой курорт не может себе позволить дорогое оборудование, потому что тогда вынужден будет поднимать цену на катание. «Ежедневный скипасс на нашем курорте "Солнечная Долина" стоит 2 тысячи рублей. Семье из 4 человек надо за день заплатить 8 тысяч рублей, и это 10% от средней зарплаты члена семьи. А в Европе сегодня покататься на один день стоит 65 евро, то есть в 3 раза дороже, чем у нас. Но если я у себя поставлю цену в 3 раза дороже, туристы не смогут себе этого позволить. Точно также, как я не могу позволить себе купить канатную дорогу по европейской цене и при этом продавать услугу в 3 раза дешевле». Но все же курорт смотрит на российские предложения. «Я бы хотел поставить российскую канатную дорогу от "РУСЛЕТа", если бы цена была соизмерима с китайской ценой, — говорит Олег Сиротин. — Я рад, что отечественные компании выходят на рынок. Но меры поддержки этих компаний надо расширять, нужно поддерживать российских производителей, давать преференции». Только не вводить заградительные меры в отношении китайской продукции, это задушит небольшие курорты, которые не могут покупать дорогое оборудование, поясняет Сиротин.

Надо, чтобы государство покрыло ценовую разницу, чтобы курорты не теряли деньги, считает Григорий Ариевич: «И мы с удовольствием будем покупать российские канатные дороги. Я, как истинный патриот, верю в возможности российской промышленности. Мы же смогли сделать в "Канте" первые российские беби-лифты, они несложные и недорогие, сами инициировали эти работы, потому что было неловко, что СССР закупает простое оборудование за рубежом».

Конечно, европейский рынок ушел далеко вперед, а России пока предстоит пройти период восстановления того, что было утрачено. «Но потенциал есть, и есть активная поддержка государства. Однако российского производителя нужно поддержать, например, субсидированными кредитами с льготной процентной ставкой и налоговыми льготами. Тяжело развивать производство, не имея таких возможностей», — говорит Роман Киранчук. А Константин Нестеров предлагает также расширить программу 141 Постановления Правительства РФ (о льготах и субсидиях в сфере туризма. — Прим. ред.) с фокусом на развитие тяжёлой инфраструктуры со сроком окупаемости более 15-20 лет (горнолыжные объекты, аквапарки), провести ревизию утвержденных после введения санкций ЕС мер поддержки отрасли и доработать их.

Ассоциация горнолыжных комплексов уже обращалась в Минпромторг и Минэкономразвития с просьбой дать курортам субсидированный кредит или субсидированный лизинг, чтобы поддерживать не только производителей, но и покупателя — то есть курорт. И продолжает работать в этом направлении.

По мнению Никиты Масленникова, оптимизма добавляет и то, что потенциал туристической отрасли еще до конца не выбран: «Вклад туристической сферы в динамику развития экономики может быть серьезно повышен. Но тут важна комплексная поддержка сектора. Не только в направлении развития производства канатных дорог, важна еще и сопутствующая и окружающая инфраструктура курортов». Экономист — за комплексные решения и за поддержку государства в виде различных преференций: «Надо будет смотреть первые ориентиры бюджета на 2025 год и финансовых планов до 2027 года, ситуация будет понятнее ближе к сентябрю».

При этом, если продукция российских заводов для горнолыжной индустрии действительно нужна и будет расти, то, безусловно, нужно дать отечественным производителям широкие возможности развития, ограничив закупки у Китая, убежден Никита Масленников. И это вполне возможно, используя механизмы таможенной защиты, если позиционировать ситуацию как развитие национальной туристической отрасли, которая опирается на национальное же российское производство. Эксперт напоминает, что у России уже хватает проблем с Китаем с точки зрения развития торговых отношений с КНР: «Это и демпинг, и их активная экспансия на российский рынок, в том числе в автопроме, и это сложности в платежах и расчетах, преодолеваемые буквально в ручном режиме. 85% российских платежей в китайских юанях застревают, а это для нас дополнительные издержки, и китайцы постоянно усиливают комплаенс по платежам, ссылаясь на риски вторичных санкций. А риски эти присутствуют. Так что тут, кроме экономической целесообразности, еще одно домашнее задание для наших дипломатов, торговых и внешнеполитических».