Top.Mail.Ru
архив

Крысы в сознании

АМЕРИКА, как всегда, впереди. Иной раз она опережает всех на один шаг, а порой на целую милю. В этот раз в отрыв уходит Джордж Буш-младший. Вместе с командой своих советников и имиджмейкеров он заказал для своей избирательной кампании рекламный ролик, который, по мысли его создателей, должен был скомпрометировать соперника-демократа Эла Гора.

На первый взгляд в нем нет ничего особо оригинального или оскорбительного. Соперник обвиняется в том, что собирается доверить принятие будущих важных решений бюрократии. Ролик заканчивается тем, что на экране крупным планом появляется портрет сегодняшнего вице-президента США с подписью: "Все решают бюрократы". По-английски это выглядит так: bureaucrats decide.

Но дело в том, что на какое-то мгновение раньше появляются последние четыре буквы слова bureaucrats - rats, что значит "крысы". "Ну и что же?" - недоумевая, спросит читатель. Вот именно: ну и что? Никто бы никогда и не заметил этой детали, и никому бы не пришло в голову, что здесь кроется какая-то ловушка, угроза или злой умысел. Никому, кроме экспертов Эла Гора, которые, очевидно, привыкли дотошно анализировать все, что исходит из лагеря противника.

Вполне вероятно, что этот телевизионный ролик республиканцев они прокрутили в режиме замедленной съемки. Вот так "осел" - символ республиканской партии США - погорел на "крысе".

Рассматривая этот телевизионный ролик кадр за кадром, эксперты установили, что слово rats появляется на какие-то сотые доли секунды, неуловимые для человеческого глаза, прямо под портретом Эла Гора.

Разразился скандал. Демократы обвинили Буша-младшего в том, что в этом ролике использовано скрытое послание, способное воздействовать на подсознание избирателей (что строжайше запрещено законом). Республиканцы не медля сняли ролик (который к этому времени они вовсю крутили на дюжине телеканалов, затратив на это более 5 миллионов долларов), и заявили, что у них не было никакого злого умысла и что речь идет всего лишь о досадном "недоразумении".

Говорят они правду или лгут, сейчас трудно установить. Но сам по себе факт очень примечательный. Теперь мы совершенно точно знаем, как это делается. И что есть люди, готовые прибегнуть к таким недозволенным приемам. Действительно, зачем терять время на то, чтобы аргументированно доказать неправоту соперника, если благодаря технической уловке можно сделать так, что в подсознании избирателя тот будет ассоциироваться с крысой? На первый взгляд в эффективность такого воздействия трудно поверить. И все же вполне можно вообразить ситуацию, когда политик, обладающий симпатичной внешностью и убедительным голосом, вдруг начинает вызывать к себе недоверие только из-за того, что в подсознании телезрителя он ассоциируется с чем-то отталкивающим.

Никто конечно же не допускает и мысли о том, что его разум может оказаться слабее подсознания, тем более оказавшегося без его ведома под чьим-то влиянием. Но, к сожалению, именно так и происходит. Те, кто занимается рекламным бизнесом на телевидении, прекрасно об этом знают и всегда этим пользуются. Сегодня повсеместно в рекламе запрещено использовать так называемый 25-й кадр, но уже можно вполне обойтись и без него. Достаточно подобрать для главного объекта соответствующий фон, разместить его среди определенных предметов, создать специальную цветовую гамму, чтобы добиться у зрителя нужного впечатления. Сознание зрителя следит за главным действующим лицом, а в это время подсознание фиксирует все остальное.

Все это не новость. Новость состоит в том, что такие технологии теперь пришли и в политику. Одно дело, если тебе навязывают покупку мыльницы или зубной пасты, и совершенно другое, если тебя без твоего ведома заставляют "покупать" президента.

Еще по теме