Кто будет диктовать условия на рынке труда
Компании и соискатели в этом году отложили летний отдых до лучших времен: после нескольких месяцев изоляции всех от всех, неопределенности — самое время искать работу и нанимать новых сотрудников. Все это кардинально изменит баланс сил на рынке труда в будущем.
Традиционно лето для бизнеса — «мертвый сезон». Но не в этом году. После пандемии активизировались и работодатели, и соискатели. Согласно данным Работа.ру, по итогам июня 2020 количество работодателей на сервисе по сравнению с маем того же года выросло в 1,5 раза. Больше всего — в Москве и Московской области, где количество работодателей возросло в 1,6 раз, а вакансий – на 13%. Столичный регион больше всего пострадал от изоляции и сейчас наиболее активно старается выйти из кризиса.Кто выжил
Этим летом активно растет сфера образования – вакансий для преподавателей и воспитателей стало на 81,9% больше — в начале лета детские сады и образовательные центры стали постепенно возвращаться к привычному графику. На 23,8% стали чаще искать работу представители административного персонала. В сфере IT также заметно оживление. Там количество вакансий увеличилось на 15,7%. На 13% выросло число предложений в области производства и агропромышленного комплекса.
Оживление заметно и в сфере здоровья и красоты (10%), где работодатели возобновили найм сотрудников, которых не удалось сохранить во время закрытия салонов на карантин. Положительная динамика видна и в сфере туризма и услуг, по которой коронакризис ударил первым — 8%.
Значительно выросло количество резюме в сфере транспорта и логистики — на 6%, что в первую очередь было вызвано повышенным спросом на службы доставки во время режима самоизоляции. Также выросло количество резюме в сфере торговли, финансах и страхования.
И традиционно летом на рынке труда, в том числе в Москве и Московской области, становится больше молодых кадров – выпускников школ и высших учебных заведений. На 20% увеличилось количество резюме начинающих специалистов в возрасте от 16 до 23 лет. Активнее искать работу стали и соискатели старше 23 лет (20%). Примечательно, что девушки искали работу в 2 раза более активно, чем соискатели того же возраста (16-23 лет). Кроме того, доля резюме молодых людей снизилась на 11% в сравнении с маем этого года.
Удаленная работа не для всех
Ожидаемо за время карантина выросла популярность удаленной работы. Особенно активно стали искать подработку и работу с удаленным графиком жители столицы – в Москве и Подмосковье были введены едва ли не самые жесткие ограничения в связи с коронавирусом. Соискатели стали откликаться на предложения с возможностью работать удаленно в 7,2 раза чаще. А желание работать полный рабочий день убавилось у каждого третьего жителя, ищущего работу. Больше всего выросло количество откликов на вакансии операторов колл-центров, курьеров и HR-менеджеров в первую очередь с удаленной занятостью.
Но со стороны работодателей энтузиазма полностью перейти к формату дистанционной работы пока незаметно – рост вакансий с удаленным графиком пока не так ощутим. Вероятно, работодателей беспокоит эффективность работы сотрудников на «удаленке». Согласно нашему весеннему опросу, 31% респондентов среди соискателей сами признавались, что их эффективность за время удаленной работы снизилась. И только 20% респондентов хотели бы продолжить работать в таком формате и после окончания карантина.
Впрочем, работодатели готовы идти на уступки работников с точки зрения графика – за время карантина вакансий со свободным графиком стало на 39% больше.
Удаленная работа подходит не всем
50% респондентов отметили, что по окончании карантина хотели бы вернуться в привычный режим работы из офиса;
30% опрошенных готовы чередовать работу из офиса с удаленным режимом работы;
20% довольны «удаленкой» и согласны продолжить работу в таком формате.
Эффективность работы из домашнего офиса
59% отметили, что такая форма занятости никак не повлияла на эффективность их работы;
32% участников опроса стали менее эффективно справляться с задачами дистанционно;
9% респондентов считают, что из дома им удается работать более плодотворно.
Источник: исследование Работа.ру, май 2020 года
Приостановка или закрытие предприятий и сокращение числа вакансий неизбежно привело к тому, что рынок труда становится «работодательским». Если до пандемии компания приходилось конкурировать за сотрудников – они были вынуждены заниматься привлекательностью HR-бренда и улучшением условий труда для работников, то после выхода из самоизоляции конкурируют за возможность работать уже сами сотрудники. Ситуация позволяет работодателям диктовать свои правила работы рынка.
После карантина компании начали усиленно возобновлять работу и вернулись к найму. С ростом числа вакансий растет и пользовательский интерес к рекрутинговым платформам. Это, в свою очередь, привело к обострению конкуренции среди job-бордов в России.
Платформы для поиска работы и кадров активно запускают новые продукты, чтобы привлечь работодателей. Например, мы открыли отдельный проект doma.rabota.ru, где соискатели могут найти подходящие вакансии с удаленной занятостью. Также Работа.ру совместно со Сбербанком с началом эпидемии запустили новый сервис для обмена сотрудниками beremnarabotu.ru. Любая компания, столкнувшаяся с кризисом и невозможностью продолжить работу, могла с помощью сервиса найти своим высвободившимся сотрудникам временную занятость. Сервисом воспользовались более 425 компаний, более 430 других компаний временно трудоустроили более 5200 специалистов.
Кто-то из лидеров рынка решил компенсировать кризисные явления повышением цен в несколько раз на все тарифы с доступом к базе резюме российских соискателей. Мы же уверены, что сейчас как никогда важно обеспечить бизнесу доступность подбора сотрудников, поэтому увеличили лимит просмотра контактов соискателей для месячных тарифов. Сама стоимость на тарифы останется неизменной.
Тренды рынка труда на ближайшие годы
· Все больше людей хотят работать ближе к дому. Во всех сферах человеческой жизни растет значимость комфорта и ощущения безопасности и рынок труда не исключение.
· Все больше компаний сфокусировались на локальном найме. Сокращение числа мигрантов и иностранцев, которым пришлось уехать из-за пандемии, вынуждает работодателей подыскивать местных работников.
· Небольшие компании с численностью сотрудников от 20 до 100 человек стали нанимать активнее, чем представители крупного бизнеса. Главная причина — отраслевая структура предприятий. В крупном и среднем бизнесе очень велика доля гостиниц, сетевых ресторанов, предприятий культуры и спорта, в которых наблюдалось максимальное падение доходов.