Top.Mail.Ru
политика

Кто Милей Аргентине: самая европейская страна Латинской Америки выбирает анархо-капитализм

Фото: Florencia Martin / dpa / Global Look Press Фото: Florencia Martin / dpa / Global Look Press

Политический радикал Хавьер Милей, который уже успел наделать много шума своими заявлениями, стал президентом Аргентины. Это заставило напрячься все мировое сообщество. Но чего в действительности ожидать от этого президента — разбиралась «Компания». 

СМИ назвали новости из Аргентины «политическим землетрясением». И действительно, у наблюдателей результаты выборов вызвали ощущение, что Аргентину буквально подожгли. Милей уже пообещал заменить национальную валюту песо долларом США и упразднить Центральный банк. А еще — сократить затраты на бюрократию, закрыть, среди прочего, министерства культуры, по делам женщин, здравоохранения и образования, а также объявить масштабную приватизацию. Еще он хочет ослабить законы об оружии, отменить аборты и разрешить продажу и покупку человеческих органов. В России же наибольшую обеспокоенность вызвали намерения нового главы Аргентины порвать отношения с «коммунистическими» Россией и Китаем и выступления Милея против БРИКС.

Не стоит забывать, что Хавьер Милей выиграл выборы у соперника с заведомо плохой репутацией. Серхио Масса, лидер партии «Фронт обновления» и министр экономики с августа 2022 года, не смог остановить затяжной экономический кризис. При нем состояние аргентинской экономики продолжало ухудшаться, годовая инфляция выросла до 143%, а в состоянии бедности оказалось 40% населения. Но больше всего избирателей раздражало то, что риторика обновления, которую распространял Масса, в действительности не обернулась никакими изменениями. На предыдущих выборах он шел в качестве главы коалиции «Объединенные за новую альтернативу», но на последних — сменил риторику, возглавив коалицию «Союз за Родину», с идеологией социального государства. Но избиратели захотели радикальной новизны.

Возможно, левоцентристские силы, выдвинувшие Массу в кандидаты, не ожидали, что эпатажный Милей выиграет, поэтому не позаботились о другом сценарии. Теперь, многие уверены, что новый президент получил этот пост случайно, и за неимением политического опыта, он столкнется с большими проблемами. У нового президента недостаточно сторонников в Парламенте — 38 из 257 депутатов и всего 8 из 72 сенаторов. Это значит, что наиболее радикальные решения могут не пройти, столкнувшись с серьезным сопротивлением депутатов от конкурирующих партий. Тогда Аргентину ждет масштабный политический кризис, поскольку Милей получил серьезную поддержку избирателей — 56% в решающем туре.

Профессор МГИМО Борис Мартынов считает, что аргентинцы выбрали президента скорее эмоционально. «Народ эмоциональный, как эмоционально избрали, так же могут и скинуть. Остается надежда, что возобладает здравый смысл: эпатаж эпатажем, но всё-таки у нового президента кое-что за душой есть», — сказал Мартынов журналу «Компания»

Хотя судить о перспективах рано, добавляет эксперт. Многое будет зависеть от того, с какими силами Милей начнет договариваться и на каких условиях.

То что Милей не тот, кем кажется, отмечает доктор политических наук, руководитель Центра политических исследований Института Латинской Америки РАН Збигнев Ивановский. За эксцентричной манерой и всклокоченной шевелюрой скрывается совсем неглупый человек. Если внимательно посмотреть на его биографию, то станет ясно, что это серьезный ученый, экономист, автор более 50 научных работ. Он университетский профессор, специализирующийся на макроэкономике и экономике роста. Несколько лет был советником бизнес-направления «большой двадцатки». В прошлом — старший экономист банка HSBC (Аргентина), советник правительства Аргентины, сейчас — главный экономист Corporación América.

Послужной список не дает сомневаться в опыте этого человека. И профессор Ивановский отмечает, что его манеры — это скорее игра на публику, чтобы казаться своим у молодежи, которая достаточно активна в Аргентине. К тому же российских читателей не должна слишком уж обескураживать эмоциональность нового главы Аргентины. Политика в Латинской Америке, в принципе, отличается большей эпатажностью. Можно вспомнить борьбу бразильцев Болсонару и Лулы да Силва, которые не стеснялись поливать друг друга обвинениями.

Милей выступает против БРИКС, России и Китая, но считать его мейнстримным западным кандидатом нельзя, он выступает против общепринятой западной повестки, объявляя всестороннее половое воспитание в школах формой «промывания мозгов». Он также был против вакцин от Covid-19 и абортов. Милей, в целом, против неолиберальных тенденций, хотя и поддерживал Украину. 

Российскому бизнесу рано беспокоится, считают эксперты. Во-первых, Аргентина не может обойтись без российских удобрений, если хочет оставаться крупнейшим экспортером продовольствия в мире. Сейчас страна 60% удобрений импортирует, четверть этого объема поступает из России.

Во-вторых, Милей выступает за свободу предпринимательства, и в этом случае аргентинскому бизнесу выгодно иметь дело с Россией, в рынке которой заинтересованы местные компании. Ивановский напомнил, что когда в Бразилии к власти пришел Болсонару, тогда тоже думали, что отношения ухудшатся, но ничего этого не произошло. С Бразилией и Китаем Аргентине тоже нет смысла ссориться — это крупнейшие рынки сбыта для страны.

 «Уже во втором туре Хавьер Милей начал смягчать риторику, потому что должен учитывать внутреннюю и внешнюю политическую ситуацию. У него есть экономическая база. И как любой экономист, он всё-таки прагматик. Торгово-экономические отношения с Россией и Китаем у Аргентины сохранятся, хотя считать её стратегическим партнером, вряд ли получится», — сказал Ивановский журналу «Компания».

Отдельно можно рассматривать перспективы добывающих отраслей страны. В этой сфере сейчас сохраняется интрига. Не так давно в Аргентине начались попытки занять ведущее в мире положение в сфере производства лития, так необходимого в батареях электрокаров, в атомной и космической промышленности. В 2022 году мировое производство лития выросло на 21,5% — примерно до 130 тысяч тонн. И скорее всего продолжит расти. И возможно, это шанс для Аргентины выйти за рамки своих традиционных экспортных предложений: соевые бобы, зерно, говядина.

В Аргентине имеется 19 млн метрических тонн запасов лития, что вдвое больше, чем в Чили, на сегодняшний день крупнейшем поставщике в мире. «Без участия Аргентины было бы почти невозможно обеспечить рынок литием в достаточных объемах», — считает Майкл Видмер, глава отдела исследований металлов в Bank of America. Будучи экспертом Corporación América, Милей это прекрасно понимает. И кому он отдаст первенство в разработках этого металла, пока не ясно. Тем более, что в Аргентине до сегодняшнего дня доминировала идея не продавать сырой литий, а перейти от добычи сырья к производству продукции с более высокой стоимостью.

В настоящий момент за аргентинский литий конкурируют несколько крупных игроков, включая австралийско-британский концерн RioTinto Group и китайскую Zijin Mining Group Co. Также Илон Маск дал понять, что добычей полезных ископаемых в Аргентине может заняться Tesla. 

Данный сектор экономики Аргентины сегодня, наверное, вызывает наибольший интерес, в контексте глобального блокового противостояния. Но для России схватка в этом секторе не критична. В феврале 2023 года, после 25-летнего перерыва, Россия возобновила собственную добычу лития, чем занимается совместное предприятие «Норникеля» и «Росатома». И хотя для полного закрытия потребностей России в литии с помощью внутренних ресурсов понадобится еще 6 лет, аргентинскому литию сейчас пока можно найти замену.