Кто на новенького?

15.12.199800:00

На московском PR-рынке оживление. «РК» (см. №2) уже писала о наметившейся с началом кризиса тенденции перехода рекламодателей к недорогим, но эффективным методам продвижения своих брэндов при помощи BTL (sales promotions, marketing events и проч.) и PR.

В общем это соответствует мировой тенденции, по которой рост объема расходов на BTL превышает рост объема расходов на рекламу в СМИ. Из всех средств, ассигнованных на рекламно-информационную деятельность, на рекламу в средствах массовой информации в мире тратится не более 35%, в то время как мероприятия вне СМИ, имеющие целью стимулировать конечных потребителей, поглощают свыше 40%.

Тем не менее когда на этот раз мы решили обозреть этот рынок, то пришли в изумление от количества вновь созданных за последние три-четыре месяца агентств, ориентированных на работу с маркетинговыми бюджетами. Новички рынка чрезвычайно разномастны: одни создавались «почкованием» от уже действующих на рынке рекламных агентств полного цикла, другие – что называется, на пустом месте. Судя по всему, большинство новых агентств будут практиковать так называемый коммерческий PR, то есть работать над конкретными проектами продвижения тех или иных марок (вероятно, на подрядах у сетевых агентств и прямых рекламодателей). Впрочем, у некоторых агентств есть намерения заниматься корпоративным PR (то есть планомерным формированием имиджа заказчика) и даже политконсультированием. Ниже мы постарались представить максимально полную картину их позиционирования.

«Три КИТа» («Консалтинг, информации, технологии»). Директор – Вячеслав Степанов. Дочерняя структура сетевого агентства Young & Rubicam, откуда в «Три КИТа» перешли все его восемь сотрудников. Решение о создании агентства было принято еще летом, когда в Young & Rubicam задумали заняться реструктуризацией работы своего московского офиса и разделением его на несколько новых подразделений. При головном агентстве создали компанию Media Age, которая занимается медиа-байингом, а также фирму «Форсайт», предназначенную для обслуживания офисных нужд. В задачу «КИТов» входит комплексное обслуживание клиентов – проведение практически всего спектра акций по BTL. Клиентская база частично унаследована от Young & Rubicam (Pirelli, Danone, Colgate), частично набрана самостоятельно (хорватская марка мороженых овощей Podrаvka, российский Тэмбр-банк). Вячеслав Степанов возлагает большие надежды на ожидаемый в будущем году всплеск заказов на политконсалтинг. Более года нынешний директор агентства проработал в Нижнем Новгороде, раскручивая тогдашнего губернатора Бориса Немцова. Юридическая независимость партнера иностранного рекламного агентства позволит фирме вполне легально работать над реализацией политических заказов.

Activa Marketing. Создано в июле группой британских и российских специалистов. Исполнительный директор – Ники Шерман, ранее работала директором специализированной в области BTL лондонской компании IMC. Агентство начало работать в разгар кризиса и в период сокращения бюджетов, поэтому особое внимание Шерман уделяет такому направлению, как partner promotion, когда в рамках одной акции консолидируются интересы и бюджеты нескольких компаний, что позволяет резко сократить затраты каждой из них. В этой области сейчас разрабатывается несколько проектов. Примером типичной кампании рartner рromotion является, вероятно, самая широкомасштабная в настоящее время на рынке BTL акция, направленная на стимуляцию сбыта автомобилей Chevrolet Blazer. Каждый, кто купит автомобиль этой модели в период с 21 ноября по 31 декабря 1998 года, получит пластиковую карточку, по которой он будет обеспечиваться бесплатным бензином в течение года (около 3 тыс. л). Партнерами Activa Marketing выступают процессинговая компания «Элтоп» и шесть московских сетей бензоколонок (около 30 АЗС). Для информационного обеспечения акции задействованы несколько десятков поверхностей наружной рекламы (перетяжек и щитов размером 3х6 м), споты на радиостанциях «Европа Плюс», «Открытое радио», «Русское радио», листовки и плакаты на АЗС и у дилеров Chevrolet Blazer, реклама в еженедельнике «Профиль».

Второе направление деятельности Activa Marketing – это PR. В составе агентства действует PR-департамент, который на постоянной основе сотрудничает с компаниями Scania, Canon и BIC.

Третье направление – подготовка собственных эксклюзивных акций для различных товарных групп и услуг. В частности, в январе пройдет подготовленный агентством турнир по боулингу среди звезд российской эстрады, спонсорами которого выступают ряд компаний – производителей и дистрибуторов табачных изделий, спиртных напитков и бытовой техники. В подобных случаях изначально прорабатываются идея и содержание мероприятия, под которые затем подбираются спонсоры.

Предполагаемый оборот Activa Marketing в 1999 году, по прогнозам Ники Шерман, составит не менее $2 млн.

Pravda-PR. Директор – 30-летний англичанин Лоуренс Макдонелл. Агентство отпочковалось от рекламной группы AMG Propaganda. «Я семь лет проработал в России, и у меня, как ни у кого другого, налажены здесь отличные связи», – говорит Макдонелл, который был шефом бюро ряда английских телекомпаний, в частности ВВС в Москве. Pravda-PR займется пропагандой туризма в Великобританию (контракт с английскими государственными туристическими структурами), а также будет обслуживать строительную компанию «Мосэнка» и шведский табачный брэнд Blend. На сегодняшний день оборот агентства, по словам Макдонелла, составляет $50 тыс. в месяц.

Центр коммуникативных технологий «PRoпаганда» (никакого отношения к близкому по названию AMG Propaganda не имеет). Костяк агентства составили выходцы из группы «ИМА-пресс». Генеральный директор – Дмитрий Гнатюк. Основной упор компания делает на политическое консультирование. Ее специалисты уже начали работу над проектами выборов в местные органы власти в Омске, Тюмени и Волгограде (последние должны были состояться 13 декабря). Существует ряд проектов коммерческого PR, в частности поддержка открытия в Москве гостиницы Swiss Diamond, которую построила швейцарская компания Mobitex. PRопаганда ведет переговоры о создании консорциума с агентством «Третья точка». Сейчас в агентстве работают 15 сотрудников, ежемесячный оборот составляет порядка $60 тыс.

PR-Technologies. Агентство создано в сентябре. Руководитель – Арсен Ревазов, одновременно являющийся генеральным директором материнской структуры – ARS-Communications. По словам Ревазова, заключены договоры на постоянное PR-сопровождение с Альфа-банком, МДМ-банком, Parex-банком. Агентство также обслуживает пейджинговую компанию «ВессоЛинк» и подписало контракты с Ульяновским и Серпуховским автомобильными заводами, на которых собирается автомобиль «Ока». В начале кризиса агентство занималось заказами на кризисный PR и активно размещало статьи о финансовых институтах в периодических изданиях. Оборот, по данным генерального директора, составляет около $30 тыс. в месяц.

В новом году как самостоятельное агентство по развитию PR в шоу-бизнесе начнет работать отдел по связям с общественностью компании «РАЙС-ЛИС’с». Формирование агентства еще не завершено, и у него пока нет названия. По словам руководителя отдела Андрея Фомина, идея создать новую структуру в рамках крупного музыкального холдинга возникла давно. Фомин считает, что PR в области шоу-бизнеса практически не представлен и рыночная ниша свободна. (На этом рынке сейчас работают агентства «Артефакт» и «Интермедиа».)

Ранее Фомин был пресс-агентом в компании «РАЙС-ЛИС’с». Вместе с шестью сотрудниками Фомин организовывал пресс-обслуживание туров Аллы Пугачевой и выпуска альбома группы «Агаты Кристи» «Чудеса». Забавной акцией, проведенной Фоминым, стал прием в посольстве Исландии в честь Маши Макаровой, солистки группы «Маша и медведи». Над заказами «со стороны» агентство Фомина начнет работать с 1999 года.