Кто на Почту?


В начале февраля чешский национальный почтовый оператор объявил о том, что намерен создать сеть "почтоматов" - специальных устройств наподобие банкоматов, которые будут выдавать посылки. Аппараты предполагается установить на вокзалах и в крупных торговых центрах. Как рассказал начальник отдела коммуникаций чешской почты Иво Мравинац, новшество планируется ввести в эксплуатацию во второй половине лета текущего года. О том, что ему пришла посылка, адресат узнает посредством электронной почты или SMS-сообщения. Кроме указания автомата, где клиента ожидает посылка, в сообщении обязательно будет указываться и код, который позволит эту посылку получить. В Германии, Дании и Швеции классические почтовые марки постепенно становятся историей: теперь отправку письма или бандероли можно оплатить через SMS с мобильного телефона. Не отстает от передовых технологий и "Почта России": за последние несколько лет она превратилась из слабого в техническом смысле предприятия в одного из крупнейших операторов не только почтового рынка, но и рынка денежных переводов. Только за прошлый год новый продукт "Почты России" - срочные денежные переводы "Форсаж" - продемонстрировал трехкратный рост объемов. Вместе с увеличением объемов и количества новых услуг стабильно растет и прибыль почты. Уже третий год подряд отечественный оператор заканчивает с прибылью. "Основным драйвером роста выручки остается положительная динамика сегмента почтовых услуг и сегмента финансовых услуг, направление экспресс-доставки ожидаемо демонстрирует наиболее сильные результаты. На наш взгляд, дальнейшее развитие конкурентоспособных, высокорентабельных направлений, оптимизация бизнес-процессов, инвестиции в инфраструктуру и автоматизацию будут положительно отражаться на ключевых финансовых показателях компании", - подтверждает аналитик УК "Финам Менеджмент" Анна Зайцева. "По сути "Почта России" стала бенефициаром роста потребительской активности граждан и роста деловой активности... Одной из самых популярных услуг "Почты России", помимо доставки посылок из-за рубежа, остается почтовый перевод денежных средств", - добавляет председатель правления финансовой группы "Лайф" Александр Железняк. Напомним, что в настоящее время первые строчки мирового рейтинга почтовых служб занимают национальные организации США (USPS), Японии (Japan Post Service) и Кореи (Korea Post). Кстати, буквально на днях была опубликована информация о том, что "Почта России" также вошла в первую десятку. Большие надежды подает почта Бразилии. В рамках БРИК наша страна занимает второе после Бразилии место по скорости развития и позитивных перемен. Специалисты прогнозируют смещение США с первой строчки в связи с финансовыми проблемами. USPS уже много лет терпит убытки и теперь вынуждена радикально сокращать расходы, в том числе за счет увольнения значительного количества сотрудников и закрытия отделений. "Европейские почтовые службы страдают из-за сокращения государственного финансирования, и это в том числе дает возможность "Почте России" вырваться вперед", - заключает Александр Железняк. Но аналитик департамента аналитики и риск-менеджмента UFS Investment Company Илья Балакирев не согласен с подобной точкой зрения и уверен, что "Почте России" удалось вырваться вперед прежде всего за счет расширения спектра предоставляемых услуг и роста оборота. "Это следствие модернизации аппаратной базы, инвестиций в логистику, инфраструктуру", - подчеркивает Илья Балакирев.

Бизнес-потенциал "Почты России" весьма внушителен, однако в полной мере реализовать его мешает ряд застарелых проблем. В первую очередь это низкое качество сервиса в почтовых отделениях, уже ставшее притчей во языцех и вызывающее, пожалуй, главные претензии со стороны потребителей услуг предприятия. Вторая проблема, в значительной мере обусловливающая первую, - низкий уровень мотивации персонала на местах. Зарплаты почтовых работников все еще существенно ниже средних по регионам. В городах-миллионниках, где уровень доходов населения выше, этот разрыв наиболее ощутим. Кстати, там у предприятия наблюдаются наибольшие проблемы с качеством сервиса.

Очевидно, что разом поднять до необходимого уровня зарплаты своей трехсоттысячной "армии" сотрудников "Почта России" физически не может. Это колоссальный рост расходов, а компании требуются деньги на модернизацию изношенной инфраструктуры.


Инвестиции в скорость

"Почта России" действительно много денег вкладывает в модернизацию сети и логистику. По предварительным данным, инвестиционные расходы предприятия по итогам 2011 г. составят около 8 млрд руб. Причем на модернизацию почтовой логистики и объектов почтовой связи направлено 62% инвестбюджета. Одним из приоритетов 2011 г. для "Почты России" стало повышение качества услуг. "В прошлом году мы сосредоточились на ускорении доставки отправлений из-за рубежа российским адресатам. В этой связи мы провели целый ряд мероприятий", - рассказывает генеральный директор "Почты России" Александр Киселев. Было открыто четыре новых места международного почтового обмена (ММПО) - в Пулково, во Владикавказе, в Оренбурге, а также в Шереметьево. Благодаря этому производственные площади ММПО увеличились более чем в 1,5 раза. Все ММПО оснащены дополнительным оборудованием, инвестиции в это направление выросли по сравнению с 2010 г. почти на 125%, до 155,6 млн руб. Была оптимизирована логистика, децентрализованы потоки входящей из-за рубежа почты. "В результате мы не только впервые за последние годы прошли пиковый новогодний период без серьезных сбоев и замедлений, но и в принципе ускорили доставку почты из-за рубежа российским получателям. Как свидетельствуют данные Всемирного почтового союза и результаты нашего собственного анализа, в 2011 г. сроки доставки международных отправлений от момента приема корреспонденции за рубежом до вручения получателю на территории РФ сократились почти на неделю", - подчеркивает Александр Киселев. В новом, 2012 г. оператор намерен сконцентрировать усилия на повышении скорости и качества доставки корреспонденции по стране. В первую очередь речь идет о крупных городах, таких как Москва и Санкт-Петербург. "Там наиболее сложная обстановка в плане почтовых перевозок и кадрового обеспечения "последней мили", а также наиболее высокие требования клиентов к потребительским свойствам услуг почтовой связи, - поясняет Александр Киселев. - В течение года мы планируем привести сроки доставки отправлений в этих городах в соответствие с нормативами. Кроме того, в текущем году мы будем уделять особое внимание повышению потребительских свойств услуг нашего филиала по экспресс-доставке EMS Russian Post". При этом, как упомянул Илья Балакирев, у почты имеются рудименты советского наследия. Речь идет о значительной социальной нагрузке, которая лежит на "Почте России". Это выплата пенсий, пособий, оформление подписки на печатные СМИ и многое другое. "Государство дало "Почте России" четкую установку на коммерциализацию услуг, при этом деятельность большинства почтовых отделений, особенно в отдаленных районах, убыточна, - рассказывает Александр Железняк. - При правильном подходе именно эти отделения могут послужить форпостом для новых услуг и продуктов "Почты России". Но пока государство старается сохранить все социальные, регулируемые услуги "Почты России", которые постепенно будут компенсироваться новыми, нерегулируемыми услугами. Очевидно, что этот процесс идет крайне медленно. "Почта России" - важный элемент инфраструктуры, и при правильном подходе это обстоятельство становится выигрышным преимуществом. Достаточно вспомнить пример почты Германии, как из государственного почтового оператора она превратилась в крупнейшую в мире логистическую компанию.


Банк - как шанс

Почта России

Предварительные данные 2011 года

Операционные доходы

120 млрд рублей (+14%)

Чистая прибыль

700 млн рублей

Структура доходов

Почтовые услуги

45,00%

Финансовые услуги

38,00%

Прочие товары и услуги

17,00%

Согласно данным Национального агентства финансовых исследований, через "Почту России" осуществляют регулярные платежи 42% опрошенных, притом что еще в апреле 2011 года этот показатель составлял 33%. По популярности среди всех платежных каналов почта менее чем за год поднялась с 4-го места на 2-е место.

"При этом сегодня мы подошли к тому рубежу, когда путь экстенсивного развития для нас более неприемлем. Да, мы и дальше можем реконструировать по тысяче отделений в год. Но у нас более 40 000 фронт-офисов. Нетрудно посчитать, сколько нам потребуется времени, чтобы модернизировать всю сеть", - рассуждает Александр Киселев. Стране нужна современная, оперативная и качественная почтовая служба, построением которой сейчас и занят менеджмент компании. Но получить совершенно новую, современную почту можно только путем обеспечения взрывного объема инвестиций. Своими силами почта зарабатывает на инвестиции 8-15 млрд руб. в год. При этом, по оценкам ведущих мировых консультантов, ей требуется примерно 200 млрд руб., причем в ближайшие пять лет. При условии реализации необходимых инвестпроектов к концу десятилетия Россия получит одну из лучших почтовых служб в мире. Одним из выходов из этой ситуации, если не брать в расчет финансирование из госбюджета, может стать создание Почтового банка. В тех странах, где почтовики активно развивали финансовый сегмент, удается обойтись почти без госдотаций на модернизацию сети и логистики. "Вероятность создания Почтового банка высокая, учитывая широкую сеть отделений "Почты России" и большой потенциал для развития финансовых услуг. На рынке уже есть успешный опыт "нанизывания" банка на действующую сеть, ведущую иную деятельность. Например, одноименные банки теперь есть у "Связного" и у "Росгосстраха". Создание Почтового банка - продолжение этой тенденции на более масштабном уровне", - отмечает вице-президент банка "Стройкредит" Сергей Шлейко. Почтово-банковская деятельность представлена практически на всей территории Европы и в ряде государств Азии. В одних странах почта самостоятельно оказывает финансовые услуги и сотрудничает с банками, выступая в роли их агента и предоставляя услуги банков за определенный процент. К таким странам можно отнести Италию, Швейцарию, до недавнего времени Японию и др. В других государствах почтово-банковские услуги предоставляются и контролируются не почтой, а специально созданным почтовым банком. Система почтовых банков характерна для Германии, Великобритании, Нидерландов, Скандинавских стран. Так, голландский ING Post Bank действует уже более ста лет и в качестве самостоятельного универсального банка входит в состав транснациональной финансовой группы ING. В настоящее время почтовый банк осуществляет свыше 50% всех внутренних платежей в стране, а его розничная клиентская база превышает 7 млн человек. Через почтовую сеть он реализует полноценный спектр услуг, включая ипотечное кредитование, обслуживание карточных "программ лояльности", трастовые, пенсионные и консалтинговые услуги. "Если судить о целесообразности создания почтового банка (в России. - Прим. "Ко"), то стоит отметить, что на данный момент существует значительная неудовлетворенность потребителя в рынке банковских услуг, особенно в регионах. И даже при наличии такого крупного федерального игрока, как Сбербанк, Почтовый банк, скорее всего, займет свою нишу", - считает директор департамента продаж и продуктов Росгосстрах Банка Вилен Ли. Напомним, что идея создания федерального Почтового банка на базе "Почты России" и Связьбанка была одобрена еще в 2009 г. С тех пор она периодически привлекает внимание общественности, но существенно не продвинулась. Потенциальные участники проекта менялись, но прорыва в этом направлении так и не случилось. "Безусловно, многим крупным коммерческим банкам было бы интересно поучаствовать в проекте, однако в текущих условиях, вероятно, это будет преимущественно или целиком государственный проект", - полагает Илья Балакирев.


Лакомый кусок

Частные компании действительно крайне заинтересованы в том, чтобы поучаствовать в создании Почтового банка. Банк "Русский стандарт" и Альфа-банк уже давно ратуют за скорейшую приватизацию предприятия. "Почта России" - колоссально недооцененный актив. Он может быть интересен многим инвесторам. При правильном подходе его можно превратить в аналог немецкого Postbank, крупнейшего игрока на банковском рынке, и побороться за лидерство со Сбербанком", - полагает Александр Железняк. "Заинтересованы могут быть как крупные логистические и курьерские компании, еще не вышедшие на российский рынок, так и компании, желающие укрепить свои позиции в России, крупные отечественные банки, такие как Сбербанк и ВТБ-24. Главное преимущество "Почты России" - сеть отделений, которая по праву может считаться одной из самых больших в мире", - соглашается эксперт ФГ "БКС" Богдан Зыков. В приватизации "Почты России" заинтересовано и государство. Если появится инвестор, способный модернизировать работу почты и повысить скорость и надежность ее услуг, - это окажет мультипликативный эффект на экономику всей страны, улучшится экономическое взаимодействие регионов. Достаточно вспомнить, что почта стала первым ФГУП, которое без правительственных гарантий, самостоятельно сумело заключить контракты на предоставление кредитов от крупнейших европейских и российских банков. Это говорит об инвестиционной привлекательности "Почты России" лучше, чем любые экспертные мнения. Почтовый банк, ради которого и затевается процесс акционирования "Почты России", очень нужен ВЭБу и банкам-партнерам. Создаваемый Почтовый банк при правильном управлении станет единственным реальным конкурентом Сбербанка. Финансовый директор банка "Стройкредит" Алексей Стишковский не согласен с мнением своих коллег. "Приватизацию "Почты России" вряд ли можно было бы считать целесообразным шагом. Во-первых, "Почта России" является стратегическим предприятием страны, выполняющим в том числе социальные функции. Кроме того, нужно учитывать глубину проблем, которые решает почта, масштаб требуемых инвестиций и тот факт, что ряд услуг неизбежно дотируются государством", - рассуждает Алексей Стишковский. При этом те активы, которыми располагает "Почта России", по его словам, позволяют даже в рамках государственного управления существенно улучшить качество сервиса, снизить издержки и повысить удовлетворенность клиентов почтовыми и сопутствующими услугами.


Председатель правления финансовой группы "Лайф" Александр Железняк:

"Письма и посылки всегда были популярны и всегда будут. Учитывая повышающийся уровень услуг, эти направления вероятнее всего продолжат рост. Отправления 1-го класса наверняка наиболее полезны для целей бизнеса. Очевидно, "Почта России" делает большие успехи в обеспечении своевременности доставки и сохранности таких отправлений, и поэтому клиенты все чаще отдают национальной почте предпочтение перед частными курьерскими службами. Финансовые услуги растут, скорее всего, в связи с доступностью, отделения "Почты России" являются удобной альтернативой тому же Сбербанку. Международные отправления все более популярны в связи с развитием мировой интернет-торговли и ее растущей доступностью для российских потребителей. Клиенты все еще сомневаются, стоит ли доверять "Почте России" дорогостоящие товары, однако при совершении малых и средних покупок в зарубежных интернет-магазинах "Почта России" оптимальный вариант как по цене, так и по качеству".


Аналитик УК "Финам Менеджмент" Анна Зайцева:

"В целом мы положительно относимся к идее акционирования "Почты России". Теоретически реорганизация путем акционирования позволит привлечь существенные дополнительные средства и повысить эффективность компании. Мы полагаем, что в рамках реорганизации могут быть осуществлены изменения организационной структуры, модернизация и оптимизация бизнес-процессов. Мы ожидаем, что в среднесрочной перспективе "Почта России" в результате акционирования сможет сохранить лидерство на почтовом рынке, укрепить ведущие позиции в сегменте экспресс-доставки, повысить финансовую эффективность (в том числе за счет избавления от непрофильных функций и нерентабельных направлений, снижения социальной нагрузки), а также в 5-6 раз увеличить капитализацию, сохранив контрольную долю государства в акционерном капитале".

Убытки от оказания общедоступных услуг почтовой связи

За 2009 год - 3,5 млрд руб.

в том числе от оказания общедос-тупных услуг почтовой связи по ОПС Крайнего Севера

2,8 млрд руб.

Субсидии из ФБ РФ выделены в размере

146 млн руб.

За 2010 год 3,5 млрд руб.

в том числе от оказания общедос-тупных услуг почтовой связи по ОПС Крайнего Севера

2,2 млрд руб.

Субсидии из ФБ РФ выделены в размере

127,539 млн руб.

За 2011 год - 4,5 млрд руб. (по оперативным данным)

в том числе от оказания общедос-тупных услуг почтовой связи по ОПС Крайнего Севера

2,5 млрд руб.

Субсидии из ФБ РФ выделены в размере

133,858 млн руб.

В 2011 году убытки Почты России от оказания регулируемых услуг почтовой связи, по предварительным данным, выросли по сравнению с 2010 годом почти на 30% - до 4,5 млрд рублей. При этом рост доходов от нерегулируемых услуг почтовой связи составил 22%. В целом темпы роста доходов от основной деятельности - оказания почтовых услуг - стали выше темпов роста общей выручки по всем направлениям бизнеса федерального почтового оператора.