Top.Mail.Ru
бизнес

Кто превращает Алтай в Альпы

Фото: Анна Орешкина Фото: Анна Орешкина

В минувшие выходные «Сбербанк» в тестовом режиме открыл трассы на горнолыжном курорте «Манжерок». Весной ковидного года Герман Греф и Олег Хорохордин договорились об инвестициях свыше 4 млрд руб. в развитие этого туркластера. О том, кто еще готов инвестировать в превращение Горного Алтая во всесезонный курорт, «Компании» рассказал министр экономического развития Республики Алтай Вячеслав Тупикин.

Вячеслав Валерьевич, туристической отрасли прочили спад из-за пандемии. Ваши прогнозы на конец года?

— Пандемия где-то сыграла в плюс: закрылись крупные иностранные направления, но люди всё равно хотели отдыхать. Фактически турсфера республики была закрыта примерно на месяц, но июль и август достаточно активно отработали. Смогли нарастить внутренний поток и полностью заместить иностранный поток. До пандемии, по официальным данным, порядка 100 тыс. иностранных туристов посещали регион при общем турпотоке свыше 2 млн человек. В январе–сентябре этого года регион посетили 1 млн 744 тыс. человек.

Особых потерь не будет, надеемся даже выйти с небольшим ростом. Сейчас началась подготовка к горнолыжному сезону. Задача — привлечь туриста и в зимний сезон.

Вячеслав ТупикинВячеслав Тупикин на круглом столе «Безопасная перепись — уверенность в будущем». Фото: Медиа-офис ВПН
Сколько стоит превращение Алтая в аналог Альп?

— Совокупный объем инвестиций в развитие туркластеров — 46,6 млрд руб. Индивидуальной программой развития региона предусмотрена господдержка в размере 0,6 млрд руб.

Кто готов вкладывать такие деньги?

— Сегодня на территории региона сформировались точки притяжения туристского потока. Например, всесезонный курорт «Манжерок». Этот проект реализует Сбербанк. У компании большие планы — на ближайшие четыре года «Манжерок» будет проинвестирован на сумму более 5 млрд руб.

Сформировался серьезный зимний кластер вокруг Телецкого озера. Там создана инфраструктура средств размещения, причем линейка абсолютно дифференцирована: есть эконом-класс и премиум-класс мирового уровня. Кластер изначально создавался силами небольшого бизнеса. Постепенно территория получила развитие, пришли мощные инвесторы. В сам горнолыжный курорт инвестирует Борихинский пивоваренный завод. На развитие зимнего курорта «Телецкий» и строительство новых средств размещения на всем туристско-рекреационном кластере «Золотое озеро» инвесторы планируют потратить 3,8 млрд руб.

Инвесторами анонсированы планы по развитию учебно-тренировочного центра сборных олимпийских команд по лыжам, биатлону «Семинский перевал», где сейчас есть небольшой бугельный подъемник. Горнолыжный курорт «Барсук» в Усть-Коксинском районе недавно получил статус инвестпроекта регионального значения. Интересен он тем, что относительно недалеко расположена высочайшая сибирская вершина — гора Белуха. Это магическое место, как говорят местные жители, поэтому очень надеемся, что курорт стартанет. Инвестор уже определен — группа компаний, рассматривается участие иностранного капитала. Сейчас идет предпроектная наработка. Объем инвестиций — более 10 млрд руб.

Курорт «Каракольские озера» тоже планируется к расширению. У проекта есть якорный инвестор — компания «Алтай Резорт». В этом ареале тоже будет создаваться полноценная горнолыжная инфраструктура. В итоге получаем во всем регионе «упакованный» горнолыжный кластер.

АлтайФото: Анна Орешкина
Выдержит ли существующий аэропорт такую нагрузку? Ведь уже за девять месяцев 2020 года в республику прилетели более 121 тыс. человек, в то время как за весь 2019-й — 102 тыс.

— Один из плюсов всех этих локаций — это близость к аэропорту Горно-Алтайска. Гость, который прилетел из центрального региона России или из зарубежья, может в течение 40 минут достигнуть курортов. Более того, мы сегодня открыли внутрирегиональные перевозки — у нас есть рейсы в Кош-Агачский район, на знаменитое плато Укок, в Усть-Коксинский район, куда можно долететь авиакомпанией «Сила». Загрузка рейсов у них 100-процентная. Мы будем увеличивать частоту полетов, создавать дополнительные полосы, модернизировать инфраструктуру.

На сегодняшний день есть договоренность с инвестором о развитии существующего пассажирского терминала, расширении его пропускной способности. Это будет происходить в рамках ГЧП. Партнеры определены — это собственник текущего аэропорта. Он готов инвестировать в расширение.

Следующая большая история — создание международного терминала. Сейчас идет согласование с компетентными органами. У нас это мероприятие прописано в индивидуальной программе развития региона, которая утверждена правительством Российской федерации. Надеемся, что в течение трех лет удастся его открыть.

По предварительным расчетам, модернизация потребует 1,5 млрд руб.

Серьезные инвесторы Алтаем интересовались прежде?

— Если вернуться к историческим основам формирования туризма в республике, то мы увидим, что он был самостийным. Это сезонный отдых, простые средства размещения. Постепенно культивировался бренд Алтая, надо признать, что он во многом создал себя сам. Со временем пошел крупный инвестор. Как следствие — начал подниматься уровень местного бизнеса: компании стали активнее инвестировать, увидев в туризме доходную отрасль.

Она, в свою очередь, подстегнула развитие сельского хозяйства, народно-художественных промыслов. В республике стали появляться сервисы каршеринга, агрегаторы такси. Сегодня вся инфраструктура, которая поддерживает туризм, начинает развиваться в режиме синергии.

АлтайФото: Анна Орешкина
Какой вклад туротрасли в бюджет сейчас?

— Туризм в валовом регионального продукте, по нашим оценкам, занимает около 8 %. Сегодня в отрасли примерно 8 тыс. занятых, создано более 350 коллективных мест размещения и, что примечательно, — более 800 «зеленых домов». То есть жители Республики Алтай в период активного турсезона сдают свои жилые дома или специальные выстроенные для аренды домики туристам — это позволяет зарабатывать и параллельно заниматься сельским хозяйством, знакомить гостей с нашей историей, айдентикой. Кстати, заметно вырос поток туристов, интересующихся этнокультурным направлением.

Насколько увеличится бюджетная отдача, если все будет реализовано?

Надеемся, что в ближайшую пятилетку туризм сможет обеспечить процентов пятнадцать в ВРП и станет катализатором для дальнейшего развития. В приоритете — углубленная переработка сельскохозяйственной продукции, развитие национальной кухни. Мы сегодня брендируем наименования, в рамках национального проекта защищаем место происхождения товаров и торговые марки — например, «мед Горного Алтая», «марал Горного Алтая», потому что уже сталкиваемся с появлением на прилавках продукции, которую выдают за алтайскую. Это важная история — брендирование региона, и в рамках национальных проектов мы поддерживаем наш бизнес, помогаем получать технические условия, участвуем в ярмарках, в том числе в московских и международных.

Еще по теме