Top.Mail.Ru
архив

Кто рвется в «облака»

29.06.201600:00

Посмотрите на небо – облака самых замысловатых форм и неповторимых оттенков несут в себе миллиарды капель воды и ледяных кристаллов. Похожую картину, невидимую для простых обывателей, можно наблюдать и в бизнесе: зетабайты данных используются сотнями тысяч систем и приложений, и все чаще их предпочитают хранить и обрабатывать с помощью «облачных» вычислений (англ. cloud computing) или, по уже сложившейся терминологии, в «облаках». 

Что же изменилось за последний год и почему не ослабевает интерес к «облакам»? Мы постарались разобраться в этих вопросах, обратившись ко всем участникам рынка: владельцам московских дата-центров (ЦОДов), которые предоставляют площадки и вычислительные ресурсы; крупнейшим разработчикам и поставщикам «облачных» решений; cервис-провайдерам и компаниям, чьи бизнес-процессы уже немыслимы без «облачных» технологий.

Особняк или коммуналка?

Концепции проектов, которые можно считать прародителями привычных нам «облачных» сервисов, появились в 70-е годы прошлого века. Именно тогда разработчики программного обеспечения предложили такую модель использования информационных технологий, когда все вычисления и обработка данных осуществляются не на компьютере пользователя, а на удаленных серверах, при этом доступ к ресурсам и программному обеспечению пользователи будут получать из сети – в виде услуги по подписке. Глобальной сети Интернет в то время не существовало, поэтому первые идеи «облаков» оказались труднореализуемыми. 

Новая волна интереса к этой теме возникла лишь в 2006 г., когда компания Amazon представила своим клиентам разветвленную систему web-сервисов. Принципиальное отличие новой инфраструктуры было в том, что пользователи получали в распоряжение не только хостинг для хранения данных, но и вычислительные мощности серверов, принадлежащих Amazon. Вскоре аналогичные услуги стали предлагать и другие локомотивы IT-индустрии: Google, Sun, IBM и Microsoft, которая предложила пользователям целую операционную систему, созданную на базе «облаков».

Сегодня «облачные» технологии могут быть представлены в виде трех бизнес-моделей: инфраструктура как услуга (IaaS), платформа как услуга (PaaS) и программное обеспечение как услуга (SaaS). Кроме того, существуют различные варианты развертывания «облачных» технологий: частное «облако» (инфраструктура используется только одной компанией), публичное «облако» (инфраструктура предоставляется одновременно целому ряду компаний) и гибридное «облако» (комбинация различных моделей развертывания «облачной» инфраструктуры).

Чтобы почувствовать разницу, достаточно лишь представить жизнь в коммунальной квартире или особняке с охраняемой территорией, которые вы можете либо снимать, либо построить по собственному проекту. В первом случае форма «облачные» услуги предоставляется по подписке (или как сервис), а во втором – IT-инфраструктура строится под индивидуальные пожелания заказчика. При этом какими бы разнообразными ни были «облачные» среды, их объединяет несколько общих свойств, которые и определяют столь широкую популярность – масштабируемость, эластичность и оплата по принципу pay as you go, что позволяет переводить часть капитальных издержек в операционные. Иначе говоря, компания сама выбирает объем и форму потребления вычислительных мощностей и, не прибегая к капитальным затратам, получает их по подписке, оплачивая ровно те мощности, которые были задействованы. 

 

Погода в доме

Безусловно, существенный разброс в формах и моделях предоставления «облачных» услуг затрудняет объективную оценку. Причем отклонения в оценках касаются как объема рынка (последние несколько лет он исчисляется в 6–20 млрд руб.), так и его структуры. Например, Orange Business Services декларирует соотношение IaaS и SaaS как 70% и 30% cоответственно, а J’Son & Partners Consulting, наоборот, оценивает долю SaaS приблизительно в 70%, а IaaS – в 30%. 

Прийти к общему знаменателю и пониманию реальной ситуации, а также выделить ключевые тренды нам помогли ответы экспертов и примеры существующих «облачных» проектов.

Во-первых, ни для кого не секрет, что предоставление ресурсов для размещения частных, гибридных и публичных «облаков» начинает играть все более значимую роль в совокупной выручке дата-центров и в ближайшие годы будет являться ключевой зоной роста: по данным IDC, продажи решений для «облачных» инфраструктур в мире выросли на 23% (оцениваются результаты III квартала 2015 г.) по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. и составили $7,6 млрд. Основными покупателями этих решений являются как раз коммерческие провайдеры. Несмотря на общее падение мирового IT-рынка, объем продаж публичных «облачных» сервисов, по данным компании «Сервионика», в 2015 г. вырос на 13,7% до $175 млрд. 

Егор Ганин, руководитель направления «облачных» и бизнес-сервисов Mail.ru Group, добавляет: «В целом этот рынок, несмотря на сложные времена, по разным оценкам, растет от 30% до 130% в год и будет расти еще несколько лет. Кстати, эту же тенденцию мы, как аудиторный лидер Рунета, наблюдаем и на рынке «облачных» решений для конечных пользователей. Люди не просто начинают понимать, что такое «облака» и доверять им, они испытывают в них потребность, потому что это действительно проще и удобнее».

Дьявол, однако, как всегда, кроется в деталях. И здесь хочется отметить замедление роста бизнеса в сегменте дата-центров, которые непосредственно предоставляют технические площадки. «На рынке дата-центров последнее время наблюдалось некоторое насыщение, существовали невостребованные мощности, введенные в эксплуатацию в 2012–2014 гг., – считает Евгений Горохов, исполнительный директор Stack Group, в активе которой несколько собственных дата-центров, объединенных в единую сеть. – Cейчас постепенно эти объемы заканчиваются, и многие игроки снова задумались о расширении бизнеса». 

«Можно однозначно сказать, что период крупных проектов завершился: как правило, они связаны с долгосрочными контрактами, крупные заказчики уже выбрали провайдеров и работают с ними, – констатирует директор дата-центра «ТрастИнфо» (под управлением компании «Сервионика», ГК «Ай-Теко») Михаил Луковников. – Новые проекты сейчас, как правило, включают не более 10 стоек. Среди факторов мотивации новых клиентов к переходу в коммерческий дата-центр можно выделить повышение стоимости закупки оборудования и снижение его доступности из-за санкций, снижение инвестиционных возможностей на модернизацию IT-инфраструктуры и непрофильные активы в целом, новые требования законодательства (например, неоднократно упоминающийся закон о персональных данных), необходимость оперативно решить вопросы, связанные с развитием IT-инфраструктуры или созданием тестовых сред, при дефиците времени и собственных ресурсов». Главное же, отмечает Михаил Луковников, это резкий сдвиг спроса от услуг, связанных с физическим оборудованием, к виртуальным ресурсам.

Еще одна тенденция – смещение интереса в сторону предоставления именно сервисов (SaaS), а не инфраструктуры (IaaS), что подтверждается аналитиками iKS-Consulting, которые в 2015 г. обнародовали результаты исследования российского «облачного» рынка. По их оценкам, его объем вырос более чем на треть, а крупнейшим сегментом остается SaaS. Клиентов, заинтересованных в получении «облачных» услуг, становится все больше, и они рассчитывают на полный комплекс услуг, способных решить их бизнес-задачу в «облаке», а не получать лишь технологию и мощности. 

«Заказчики наконец начинают понимать все преимущества готового софта из «облака», им не нужно обеспечивать доступность стандартного ПО из «облачной» инфраструктуры и чистоту его лицензирования (вопрос бывает совсем не простым), а всего лишь оплачивать подписку на интересующий их продукт, – говорит Олег Коновалов, руководитель направления «облачных» услуг компании «Онланта». – Количество запросов на SaaS выросло на 15–20% относительно прошлого года. Помимо этого, очень большой интерес вызывает предоставление ресурсов из нашего защищенного контура. Заказчики не хотят тратить средства и время на организацию и сертификацию своих решений по ФЗ №152. Гораздо проще развернуть сервис в уже аттестованной инфраструктуре».

Но есть и другие мнения. Так, Артем Гениев, архитектор бизнес-решений компании VMware – крупнейшего американского разработчика программного обеспечения в сфере «облачных» технологий, отмечает, исходя из собственных наблюдений и обратной связи от партнеров (сервис-провайдеров) в 2015 г., наоборот, заметный рост спроса на услуги IaaS. Причины этого роста во многом были связаны с увеличением разрыва в стоимости собственной и «облачной» инфраструктур. Многие провайдеры IaaS инвестировали в собственные мощности еще в докризисный период и индексировали стоимость своих услуг в 2015 г. меньшими темпами по сравнению с падением курса рубля по отношению к доллару США. Тем самым выгода от использования IaaS становилась еще более очевидной, особенно на фоне глобального снижения инвестиций в основные средства и падающих IT-бюджетов. «Надо понимать, что падение инвестиций в IT не снимает с IT-отделов задач поддержания и развития бизнеса, а накапливать «технологический долг» дольше одного-двух лет невозможно, – говорит Артем Гениев. – Вторым драйвером роста рынка IaaS в прошлом году стал закон ФЗ №242 «Обработка и хранение персональных данных в РФ», многие международные компании стали активно потреблять услуги российских провайдеров IaaS для размещения приложений, обрабатывающих персональные данные россиян. По нашим оценкам, в 2015 г. общий рост рынка IaaS в России составил порядка 30% в рублевом выражении, при этом некоторые наши партнеры, предоставляющие услуги «облачной» инфраструктуры на основе технологий VMware, отмечают 2–3-кратный рост бизнеса в 2015 г.».

 

Государство как главный «облачный» трендсеттер

Так сложилось, что рынок информационных технологий в России своим становлением обязан государству, а оно, в силу ряда обстоятельств, задает вектор развития всем участникам рынка различными законодательными актами, вокруг которых создаются горячие темы и которые, конечно же, оказывают влияние на структуру IT-бюджетов и IT-стратегию всех крупных коммерческих структур и госкомпаний в РФ. Законы «О защите персональных данных» от 2006 г., «Обработка и хранение персональных данных в РФ» от 2014 г., а также приказ «Об утверждении плана импортозамещения программного обеспечения» от 2015 г. – ключевые факторы, оказавшие влияние и на рынок «облачных» услуг. 

Как считает руководитель направления исследований «облачных» услуг компании «IDC Россия и СНГ» Дмитрий Гаврилов, инициативы, которые сейчас исходят от государства, дают толчок именно к развитию «облачных технологий. «Создание системы межведомственного электронного взаимодействия, которая позволяет федеральным, региональным и местным органам власти, кредитным организациям, негосударственным пенсионным фондам, управляющим компаниям обмениваться данными, необходимыми для оказания государственных услуг гражданам и организациям, в электронном виде, а также проект устранения цифрового неравенства, который предполагает строительство 200 000 км оптоволокна к 14 000 малых поселений и установку в них точек доступа в Интернет – это не что иное, как ставка на развитие «облаков», – считает Дмитрий Гаврилов. По мнению эксперта, «облака» позволят выйти на сокращение бюджетных средств и полностью автоматизировать федеральные органы. Еще одно подтверждение этому – концепция создания сети дата-центров для госструктур, которая позволит сократить расходы на хранение госданных (минимум на 10%) и благодаря централизованному управлению минимизировать риски в области безопасности. 

 

Выход один – «облака»

Кто же рвется в облака»? В первую очередь интерес к «облачным» услугам проявляет средний и малый бизнес (СМБ), прежде всего молодые компании, заинтересованные в быстром запуске проектов. Они чаще всего выбирают публичные «облака» и размещают там некритичные данные, так как это позволяет минимизировать риски, связанные с капитальными затратами на IT, при сценарии слабо прогнозируемого поведения бизнеса. Компания Softline, специализирующаяся на предоставлении «облачных» сервисов для СМБ, в этом году регистрирует высокий спрос на Microsoft Office 365. «Затем идут виртуальные мощности (четыре собственные площадки Softline, а также Azure и Amazon Web Services), на третьем месте – «оборудование как сервис», причем в прошлом году было только серверное оборудование, а сейчас мы запускаем еще и аренду ноутбуков и рабочих станций», – пояснил руководитель направления «облачной» инфраструктуры компании Softline Леонид Аникин. 

Популярность «облаков» в нише СМБ подкрепляется простой арифметикой от компании «Ростелеком», запустившей Национальную «облачную» платформу, на основе которой функционирует целая линейка востребованных отраслевых решений для госучреждений и бизнес-структур. 

Другой пул «облачных» пользователей представлен крупным корпоративным сегментом с достаточно зрелой инфраструктурой. Максим Березин, руководитель виртуального дата-центра «Крок», отмечает, что последние несколько лет его основными клиентами были финансовые организации и банки, но в этом году на лидерские позиции выходят ритейлеры (треть заказчиков) и разработчики программных решений (те же 30%). На финансовый сектор сейчас приходится порядка 15%. Остальные доли представлены компаниями сферы услуг, логистическими, образовательными и медицинскими организациями. Похожие данные и у «облачного» проекта «Mail.Ru для бизнеса»: большинство пользователей сервиса работают в области торговли (23,3%), строительства (11,2%) и промышленности (10,9%).

Как сообщили в пресс-службе «Ростелекома», спрос на «облачные» решения в России по сравнению с мировой отраслью растет опережающими темпами. И на фоне этого роста, как показали интервью с экспертами, можно, пожалуй, выделить несколько новых тенденций. 

Cтрах перед «облаками» отступает. Парадокс, но с ростом предложений на рынке заказчики становятся не только более требовательными, но и больше готовы доверять данные «облаку», что еще пару лет назад казалось проблематичным. По словам Олега Коновалова из компании «Онланта», три года назад никто и подумать не мог, что крупные заказчики с госучастием будут хранить продуктивные базы данных в «облаке», не говоря уже о персональных данных. «Сегодня у нас уже работают CRM-системы, хранятся персональные данные нескольких крупных коммерческих заказчиков, работают продуктивные системы. Чаще всего заказчики этих систем долго покупали у нас сервис под тестовые среды своих разработчиков или размещали не самые бизнес-критичные системы. С течением времени, убедившись в надежности сервиса, клиенты начинают доверять нам значительно больше», – говорит эксперт. 

Доверие появилось не только у бизнесменов. Алексей Харитонов, руководитель отдела продвижения экономических программ «1С», привел пример самого крупного «облачного» проекта компании – единой «облачной» системы на платформе «1С: Предприятие 8» в департаменте информационных технологий г. Москвы. Используя «облака», эта система обеспечивает финансово-хозяйственную деятельность более 1400 учреждений города, расчет зарплаты более 280 000 сотрудников и одновременную работу более 10 000 пользователей. 

Требования к удобству для пользователей и интерфейсам повышаются. Аскар Рахимбердиев, генеральный директор и сооснователь облачного сервиса для управления торговлей «МойСклад» поделился своим наблюдением, как меняются предпочтения клиентов: «Клиенты становятся более требовательными к юзабилити IT-продуктов, так как привыкли к софту с «человеческим лицом». Если в крупном бизнесе руководитель может на неделю посадить человека изучать продукт, то в СМБ такие затраты недопустимы, и никто не будет этого делать – уж лучше вообще ничего не использовать, поэтому интерфейсы здесь всегда простые и дружественные. На «облачном» рынке сейчас большая конкуренция, и планку качества подняли именно «облачные» сервисы. Обычный, традиционный софт никто переделывать не будет – он навсегда останется сложным. А все новое, удобное и красивое сейчас создается только в «облаках».

Тем не менее предложение превышает спрос. По данным компании Startpack, занимающейся поиском и подбором «облачных» сервисов (которых сегодня насчитывается 1165) под конкретные задачи, каждый десятый «облачный» сервис представляет собой CRM-систему, и по этому направлению разворачивается основная конкуренция. В 2015 г. сравнивали сервисы свыше 1 млн пользователей, преимущественно из компаний СМБ с оборотом от 20 млн до 1 млрд руб. в год (именно благодаря бурному росту спроса в этом секторе на «облачные» сервисы продажи Startpack выросли в четыре раза). При этом, по наблюдениям Startpack, клиенты чаще всего размещают в «облаке» списки задач, проекты, базы клиентов, документы и файлы. Меньше всего бизнес-пользователи заинтересованы работать в «облаке» с бухгалтерией, неохотно отдают финансовые данные и конфиденциальные материалы. Сами же «облачные» продукты только начинают переходить в конкретные сферы бизнеса: туристический, автомобильный или строительный. Слабо развиты сервисы управления финансами и бизнес-аналитикой, но у этих сервисов, как и у SaaS-продуктов для управления мобильными и выездными сотрудниками, считают в Startpack, большое будущее.

 

Прогноз погоды

Ситуация в российской экономике стала своего рода попутным ветром, создавшим благоприятные условия для перехода к «облачным» технологиям как для крупного, так и для мелкого бизнеса, не став исключением даже для госсектора. По словам Дмитрия Гаврилова, повысить эффективность IT как непрофильного актива для бизнеса в несколько раз с помощью «облаков» – это, пожалуй, единственно разумный способ. Причем он одинаково хорошо применим как для компаний с большой территориально-распределенной инфраструктурой, потребляющей типовые сервисы, так и для организаций, которые используют «облака» для хранения большого массива данных. В последующие пять лет потребление «облачных» услуг и сервисов должно увеличиться, по крайней мере, в два раза, и эта тенденция будет сопровождаться снижением цен – прежде всего в сегменте публичных «облаков». Что касается частных «облаков», то здесь существенного роста за счет уже имеющихся резервов мы не увидим. Этот сегмент «облаков» в большей мере затронут технологические процессы, cвязанные с проникновением свободного программного обеспечения (оpen source), которое уже сейчас начинает использоваться бизнесом. Показательный пример в данном случае – отказ компании Apple от использования VMware и переход на оpen source. 

Еще по теме