Кто с "трубой" к нам придет...
Любой крупный оператор мобильной связи, наблюдая за роумингом своих абонентов, может составить картину поездок своих клиентов. Московские операторы сотовой связи говорят, что чаще всего жители столицы ездят в Европу.
НАШ ДОМ - РОССИЯ
Располагая приходящими счетами от роумеров, оператор мобильной связи может составить достаточно точную картину перемещений своих абонентов - людей со средним и высоким уровнем достатка.
По данным директора службы роуминга компании МТС Андрея Кудрявцева, спрос на роуминг резко повышается в период отпусков. "Количество деловых поездок примерно одинаково в течение всего года. Оно несколько уменьшается в дни праздников и во время летних отпусков, но в целом больших колебаний здесь нет. Зато в отпускное время мы имеем настоящие всплески спроса на услуги роуминга", - говорит он.
В свою очередь, в "Вымпелкоме" говорят, что всплески роуминга вызывают Олимпийские игры, футбольные чемпионаты и другие события, привлекающие к себе зрителей из разных стран. Кроме того, по роуминговым звонкам в "Вымпелкоме" наблюдают работу "Аэрофлота": если одновременно раздалось 20 звонков из Парижа, значит, там только что сел российский самолет.
Сезонных всплесков в роуминге три: на Рождество, на майские праздники и - самый продолжительный - в сезон летних отпусков. При этом рождественские поездки россиян начинаются как минимум за неделю до Рождества католического и продолжаются до середины января. Существуют и другие небольшие всплески: они приходятся на ноябрьские праздники, 8 Марта и другие праздники, но здесь многое зависит от того, как "разложатся" нерабочие дни.
В географических предпочтениях россиян, согласно данным трех московских операторов - МТС, "Вымпелкома" и МСС, на первое место выходят внутрироссийские поездки. У "Вымпелкома" использование услуг роуминга абонентами внутри России составляет около 50% от всего объема роуминговых услуг. Аналогичные показатели и у МТС. Два самых посещаемых москвичами города - Санкт-Петербург (оператор "Северо-Западный GSM") и "летняя столица России" Сочи (оператор "Кубань GSM"). Посещаемость северной столицы относительно равномерна в течение всего года, а всплеск поездок в Сочи традиционно приходится на отпускное время. Разумеется, основной поток поездок в Сочи приходится на лето, но и в рождественские каникулы там тоже немало гостей из столицы. Виктор Береговой, начальник отдела роуминга GSM компании "Вымпелком", утверждает: "Главная тенденция уходящего года - резкое сокращение поездок на Украину и необычайное увеличение числа поездок в Сочи. Такого наплыва мы никак не ожидали, но с возросшим трафиком успевали справляться". Данные Виктора Берегового подтверждает и Андрей Кудрявцев.
В другие города России москвичи ездят реже. Среди регионов на первом месте крупные центры - Нижний Новгород, Екатеринбург, города Поволжья. Кроме того, с весны по осень наблюдается большая миграция москвичей в соседние области: абоненты разъезжаются по дачам. Эта тенденция отчетливо прослеживается среди абонентов МТС и МСС. Клиенты МТС чаще всего едут в Тверскую область - главным образом в Завидово и на озера (Валдай, Селигер). Клиенты МСС, по словам Татьяны Юровской, ведущего специалиста-эксперта компании, предпочитают области к югу от Москвы - Воронежскую, Калужскую, Курскую.
ГОСТИ ЕВРОПЫ...
Самая посещаемая россиянами часть света - Европа. Охотнее всего россияне ездят во Францию, Чехию, Испанию, Италию, Германию, Великобританию и Финляндию. В бизнес-направлениях преобладает Германия, за ней идут Великобритания, Франция, Италия. Зимой традиционно много россиян с "мобильниками" на европейских горнолыжных курортах - в Швейцарии, Австрии, Франции, Италии. Летом излюбленным местом отдыха россиян становится Турция.
На втором месте после Европы находится Юго-Восточная Азия. В качестве места отдыха у российских сотовых абонентов очень популярен Таиланд. Удаленность этой страны и высокая стоимость перелета российских туристов, видимо, не пугают. За Таиландом идут Сингапур и Малайзия. Другой любимый маршрут россиян проходит через ОАЭ.
Американский континент, в том числе и США, особой любовью россиян не пользуется. По данным московских операторов, хотя роуминг с США и растет, посещаемость этого региона по сравнению с европейскими и азиатскими странами по-прежнему невелика.
В другие части света - Африку и Австралию россиян ездят еще менее охотно. При этом большая доля всех африканских поездок приходится на Египет.
Данные операторов сходятся и с данными туристических агентств, при этом можно сделать вывод, что своей популярностью Европа в значительной степени обязана деловым поездкам. Говорит Евгения Миронова, менеджер представительства российского туристического бюро "Спутник": "Отдыхать россияне предпочитают в Турции и Египте. При этом сезон в Турции заканчивается в октябре, а в Египет охотно ездят и зимой - в это время там настоящее лето. В Европу наши сограждане ездят реже - цены там значительно выше. Среди европейских стран большим успехом пользуется Чехия: Прага очень красивый город, да к тому же по европейским меркам очень дешевый. Азия (Таиланд, индонезийский остров Бали) тоже весьма популярна, а вот США наши туристы посещают редко. Это, на мой взгляд, объясняется двумя причинами - очень высокой стоимостью перелета (в Азию дешевле) и проблемами с получением американской визы".
Впрочем, по словам Виктора Берегового, практически нет такой страны, даже самой экзотической, куда бы наши граждане уже не съездили. Представитель МТС Андрей Кудрявцев в качестве самого экзотического места, где побывал россиянин, назвал Кот-д'Ивуар: "За последние два года эту африканскую страну посетил только один наш абонент". У "Вымпелкома" тоже есть экзотические страны, роуминговые звонки из которых раздаются с загадочной периодичностью раз в полгода. Не иначе как аккредитованные в Москве дипломаты возвращаются домой на каникулы с московским мобильным телефоном.
...И ГОСТИ СТОЛИЦЫ
Россияне ездят за рубеж, а иностранцы ездят к нам. Чаще других посещают Москву и пользуются услугами местных операторов все те же европейцы. Охотнее других - итальянцы, немцы, англичане, французы, финны, чехи. Число приезжих американцев невелико. Также наблюдается сезонные всплески гостей из Турции. По мнению Кудрявцева, они связаны, скорее всего, с приездом турецких сезонных рабочих. Кстати, Рождество иностранцы предпочитают праздновать дома. Если россияне выезжают на рождественские каникулы за границу, то иностранцы в этот период из-за границы, то есть из России, возвращаются. В конце декабря в столице наблюдается затишье иностранного роуминга.
Сами россияне в Москву ездят реже. Основной поток гостей идет из экономически благополучных регионов. По словам Берегового, частыми гостями "Вымпелкома" становятся нефтяники: московский оператор обслуживает многих клиентов тюменского оператора "Ермак". Но, разумеется, главными гостями московских операторов являются жители Санкт-Петербурга. При этом встречаются интересные диспропорции. По данным Кудрявцева, неожиданно разговорчивыми оказались жители Татарии. Татарский оператор "Таиф-Телеком" со своими 10 тыс. абонентами вырабатывает трафик, сопоставимый с трафиком питерских операторов, у которых насчитывается около 200 тыс. абонентов.
ПЕРЕВОД НА АМЕРИКАНСКИЙ
Роуминговый обмен у московских операторов есть пока не со всеми странами. Число стран, охваченных "Вымпелкомом", близится к 90, а у МТС открыт роуминг с 84 странами. Роуминг с "меккой" богатых туристов - Мальдивскими островами появился у МТС лишь недавно, а с Сейшельскими островами только планируется. Компаний мобильной связи, обеспечивающих по-настоящему высокий уровень качества связи, в мире не так уж и много. К числу наилучших относят британскую Vodafone и швейцарскую Swisscom. Большинство же молодых и мелких компаний хорошим качеством похвастаться не могут. Они-то и доставляют российским операторам больше всего хлопот. Особенно это касается американских компаний. Говорит Андрей Кудрявцев: "Тяжелее всего работать с американцами и отсталыми африканскими странами. Во-первых, есть технические проблемы: хотя GSM в США развивается очень бурно, у них и биллинг, и сигнализация построены по-своему. Но все-таки самая главная проблема - организационная. Американцы очень деловиты, но эта деловитость в значительной мере основана на показухе, реально отвечать за что-то они страшно не любят. Несобранность - одно из их характерных качеств американских операторов. Например, с одним из них мы уже полтора года переписываем один и тот же договор и никак не можем его заключить".
Не меньше проблем с израильскими операторами. Их прижимистость раздражает не только россиян, но и зарубежных операторов. В свое время МТС подписала договор с одним израильским оператором, но уже после подписания договора израильтяне потребовали снизить расценки на 30%. Помог случай: оператор дальней связи "Ростелеком" перенес Израиль из зоны "Азия" в зону "Европа", в результате чего цена на передачу сигнала снизилась. МТС же в качестве жеста доброй воли снизила свои тарифы для израильского оператора.